Разработка урока по теме "Единицы измерения информации"

Разделы: Информатика

Класс: 6

Ключевые слова: единицы измерения информации


Предмет: информатика.

Класс: 6 класс.

Цели занятия:

  • образовательные: формирование представления о единицах измерения информации, умения соотносить единицы измерения, формирование системы понятий бит, информационный вес символа, информационный объём сообщения, создать условия для систематизации знаний учащихся;
  • развивающие: развитие логического мышления, памяти, информационной культуры учащихся;
  • воспитательные: воспитание аккуратного и бережного отношения к технике, информационной культуры учащихся.

Планируемые результаты:

  • личностные:
      формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы;
    • осуществление контроля и самоконтроля;
    • развитие находчивости, умения преодолевать трудности для достижения намеченной цели;
  • метапредметные:
      освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
    • планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
    • формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
    • формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
    • принимать на себя ответственность за результат своих действий;
  • предметные:
      сформировать у учащихся представления о единицах измерения информации;
    • навыки преобразования единиц измерения информации;
    • вычислительные навыки при выполнении самостоятельной работы.

Оборудование: мультимедийный проектор; интерактивная доска, мультимедийная презентация к уроку, компьютеры для учащихся.

Структура урока.

  1. Организационный этап - 2 мин.;
  2. Актуализация имеющихся знаний - 5 мин.;
  3. Постановка цели и задачи урока - 2 мин.;
  4. Пробуждение интереса к получению новой информации - 5 мин.;
  5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление - 10 мин.;
  6. Физкультминутка - 2 мин.;
  7. Закрепление пройденного - 11 мин.;
  8. Домашнее задание - 3 мин.;
  9. Итоги урока. Рефлексия - 5 мин.;

Технологическая карта урока

Этап урока

Деят-ть учителя

Деят-ть учащихся

Форм-е УУД

Организац. этап (2 мин.)

Приветствие учащихся; проверка учителем готовности класса к уроку; организация внимания

Эмоционально-психологический настрой на работу

Познавательные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания.
Регулятивные: прогнозирование своей деятельности.
Коммуникативные: умение слушать.
Личностные: умение выделять нравственный аспект поведения

Актуализация имеющихся знаний
(5 мин.)

Задает учащимся вопросы.
1. Как измерить (презентация, слайд 1):
а) расстояние
б) массу
в) время
Распределите единицы измерения
https://learningapps.org/display?v=pqpocykw522
г) как измерить информацию
2. Как вы думаете, какой будет тема урока?
(презентация, слайд 2)

Учащиеся отвечают на поставленные вопросы.
а) с помощью линейки
б) с помощью весов
в) с помощью часов
Выполняют задание: распределяют единицы измерения длины, массы, времени.
г) затрудняются ответить
2. «Единицы измерения информации»

Регулятивные: умение ставить учебную задачу, называть цель, формулировать тему
Личностные: формирование навыков самоорганизации, развитие логического мышления
Познавательные: развитие познавательной активности, развитие читательских навыков, умения поиска нужной информации в тексте, выборочно передавать содержание текста; умение кратко формулировать мысль, умение обрабатывать информацию и делать вывод.

Постановка цели и задачи урока (2 мин.)

Представленная в цифровом виде информация тоже может быть измерена. Сегодня на уроке мы познакомимся с единицами измерения информации.

Структурируют информацию, записывают тему урока. Узнать единицы измерения информации

Пробуждение интереса к получению новой информации (5 мин)

Предлагает решить задачу о копировании информации с одного компьютера на другой (презентация, слайд 3)

Как и при измерении других величин, для измерения информации существует своя базовая единица. А название ее вы сейчас назовете мне сами. Для этого вам нужно разгадать ребус (презентация, слайд 4).

Затрудняются ответить (для решения необходимо знать единицы измерения информации).

Отгадывают ребус.

Бит - (англ. bit, от binary - двоичный и digit - знак). Один разряд двоичного кода (двоичная цифра). Может принимать только два взаимоисключающих значения: да/нет, 1/0, включено/ выключено. Именно двоичная знаковая система используется в компьютере,
1 бит - это минимальная единица измерения информации.
Узнай о соотношении единиц измерения информации.
(презентация, слайд 5, 6)
Пишут краткий конспект: кроме минимальной единицы измерения информации применяются и более крупные.
Соотношение единиц измерения информации:
1 байт = 8 битов
1 Кб (килобайт) = 1024 байтов
1 Мб (мегабайт) = 1024 Кб
1 Гб (гигабайт) = 1024 Мб
1 Тб (терабайт) = 1024 Гб

Усвоение новых знаний и первичное закрепление (10 мин.)

Объясняет алгоритм перевода из одной единицы измерения в другую (презентация, слайд 7).
Предлагает выполнить тест «Единицы измерения информации» 5 вопросов с выбором правильного ответа» http://learningapps.org/display?v=pon22z0xc16

Выполняют тест на интерактивной доске

Познавательные: анализ и синтез объектов.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция.
Личностные: смыслообразование, развитие логического мышления.

Физкультминутка (2 мин.)

Демонстрация ЭОР (презентация, слайд 8-11). Проводит физкультминутку.

Выполняют физкультминутку

Закрепление пройденного (11 мин.)

Задание 1. (презентация, слайд 12)
Предлагает вернуться к решению задачи:
1. Определите общий объем памяти, который занимают программы на компьютере 4*550 Мб = 2200 Мб
2. Переведите результат в Гб 2200:1024=2,15 Гб

Задание 2 (работа в парах за компьютером)
Выполните в тетради подробно с записью всех действий: переведите единицы измерения информации, запишите полученное число в соответствующую ячейку данного приложения (единицу измерения не приписывайте).
Проверьте записанный ответ - для проверки кликайте на галочку в правом нижнем углу странички; зелёный цвет ячейки означает правильный ответ. (презентация, слайд 13)
https://learningapps.org/4235137

Решают задачу: выполняют решение в тетради, делают вывод.

Учащиеся выполняют задание на компьютере.
Проверяют и выставляют оценки:
11-13 заданий - оценка «5»
8-10 заданий - оценка «4»
5-7 заданий - оценка «3»

Познавательные: анализ и синтез объектов, выделение и формулирование познавательной цели, рефлексия способов и условий действия.
Регулятивные: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи, контроль полученного результата, коррекция полученного результата, саморегуляция, формирование навыков работы с ПК
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог,
интегрироваться в группу, поддержание здорового духа соперничества для поддержания мотивации учебной деятельности
Личностные: самоопределение,
смыслообразование.

Домашнее задание
(3 мин.)

Подготовить сообщение «О больших единицах измерения»

Учащиеся записывают домашнее задание

Регулятивные: оценка промежуточных результатов и саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
Коммуникативные: управление поведением партнёра - контроль, коррекция, оценки
Личностные: нравственно-этическая ориентация

Рефлексия
(5 мин.)

Предлагает каждому ответить на вопросы анкеты. Осуществить самооценку достижений. Ставит вопросы о том, как решалась учебная задача и достигалась цель.

Благодарит за урок.

Участвуют в беседе по обсуждению достижений, делают выводы, слушают
одноклассников, озвучивают свое мнение, оценивают
личные достижения,
уточняют пробелы
в знаниях; отвечают на вопросы анкеты.
Анкета Google-форма

Познавательные: структурируют изученное на уроке
Регулятивные: достижение поставленной цели, саморегуляция для повышения мотивации учебной деятельности
Коммуникативные: подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности
Личностные: осознание себя в процессе деятельности., формирование положительной учебной мотивации.

Анкета Google-форма:

  1. https://docs.google.com/forms/d/e/
    1FAIpQLSf--bA9y5oGQr21yE9DajnW
    _giU2NZQIGBcdInHKisxj8UvMw/viewform

Используемые интернет-ресурсы:

  1. https://learningapps.org/
  2. https://infourok.ru/prezentaciya-fizkultminutka-na-urokah-informatiki-2064759.html