Развитие речи у детей 4–5 лет посредством интеграции развивающих методик и технологий «Коммуникативные танцы» Воеводиной О., «Логоритмика» Коротаевой С., Картушиной М., логопедические упражнения Бокач М., Воеводиной О. Проект: «Страна музыкальных слов»

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Пояснительная записка

Актуальность: Сегодня все чаще возникает проблема с правильной речью у детей дошкольного возраста. Перед педагогами и родителями встаёт вопрос развития и становления чёткой и точной дикции ребёнка. В нашем детском саду эта проблема стоит особенно остро.

Дошкольный возраст - самый благоприятный период для формирования и развития речи. Ведь именно в это время закладываются основы восприятия себя, мира, происходит социализация маленького человека, развиваются навыки общения и взаимодействия с другими детьми и взрослыми. Средством, которое способствует контакту ребёнка с окружающим миром, является речь. Многие дети в дошкольном возрасте не имеют хорошо развитой речи, не выговаривают некоторые буквы, не могут выразить, что они хотели сказать. Поэтому каждый вид занятий по разным направлениям в детском саду должен быть направлен, в том числе, на устойчивое развитие речевых навыков. На музыкальных занятиях процесс развития речи происходит наиболее активно, так как ребята поют, развивая не только голосовой, но и речевой аппарат - они учатся чётко произносить слоги и слова. Кроме того, малыши учатся высказывать своё отношение к музыке, выражают свои впечатления от песен и мелодий.

Для дошкольника хорошая речь - залог успешного обучения и развития в школе. Именно поэтому развитию речи каждый педагог уделяет особое внимание при построении образовательного процесса. На сегодняшний день существует множество средств и способов развития речи дошкольников. Мне бы хотелось остановиться на одном из них более подробно. Это музыка.

Музыка для ребёнка - мир радостных переживаний. В самом раннем возрасте малыш выделяет музыку из окружающих его звуков, шумов. Музыкальное воспитание детей в детском саду имеет большое значение для развития речи детей. Все виды музыкальной деятельности можно использовать в работе над развитием речи. Рассмотрим каждый из них.

Пение: дети узнают новые слова, учатся произносить чётче уже знакомые, учатся петь в коллективе. Кроме того, в процессе пения улучшается дикция и артикуляция.

Слушание музыки: обогащение словарного запаса, дети слышат, как поют на записи другие дети и взрослые и учатся повторять за ними, подпевают. Кроме того, ребята учатся выражать свои мысли, эмоции и представления о прослушиваемой композиции.

Музыкально-ритмические движения: дети повторяют за педагогом задание, упражнение или игру, соотнося уже свои собственные слова и движения.

Музицирование: способствует развитию ритмичности, мелодичности речи, так как дети проговаривают слова или отдельные звуки в такт воспроизводимой мелодии.

Игра, танец: способствуют развитию коммуникативных способностей, способности взаимодействовать с другими детьми, договариваться, развивается воображение, способности звукоподражания.

Новизна данного проекта заключается в разработке условий оптимального построения образовательного процесса на основе интеграции музыкальной, музыкально-двигательной, речевой и игровой деятельности детей с использованием музыкально-педагогических технологий «Коммуникативные танцы», «Логоритмика», «Логопедические упражнения и игры», «Пальчиковые игры», способствующих развитию речи дошкольников.

Описание проекта: предлагаемый проект заинтересует музыкальных руководителей и других педагогов дошкольных учреждений: учителей-логопедов, учителей-деффектологов и воспитателей. Так же данный материал может заинтересовать родителей (законных представителей).

Содержание проекта: при реализации проекта планируется использование логоритмики, логопедических распевок, пальчиковых игр, песенок-полезенок, игр - голосилок и игр - говорушек, коммуникативных игр и танцев - это современные здоровьесберегающие технологии, системы методов и приёмов, способствующих развитию речи.

1. Логоритмика - это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова (звука), направленная на решение коррекционных, образовательных и оздоровительных задач. Занятия логоритмикой включают в себя не только речедвигательные упражнения, но и релаксационные методы (массаж, самомассаж, дыхательные упражнения).

2. Логопедические распевки - это короткие стишки-чистоговорки для пропевания, которые применяются для коррекции звукопроизношения, темпа речи, развития речевого дыхания, слоговой структуры слова и т.д.

3. Песенки - полезенки (или валеологические песенки) - это несложные мелодии, состоящие из звуков мажорной гаммы с добрыми текстами. Такие песенки поднимают настроение, задают позитивный тон восприятия окружающего мира, улучшают эмоциональный климат на занятии, активизируют детей на образовательную деятельность.

4. Игры - голосилки, игры - говорушки - это игровые фонопедические и оздоровительные упражнения для горла, направленные на развитие речи детей.

5. Пальчиковые игры - развивают речь ребёнка, двигательные качества, повышают координационные способности пальцев рук, формируют образно - ассоциативное мышление.

6. Коммуникативные игры и танцы - это в основном танцы с несложными движениями, включающие элементы невербального общения, сменой партнёров, игровыми заданиями. Построенные на жестах и движениях, которые выражают дружелюбие, открытое отношение людей друг к другу. Тактильный контакт, осуществляемый в танце, игре, ещё более способствует развитию доброжелательности между детьми, нормализуют микроклимат в детском коллективе. Целью использования коммуникативных игр и танцев является развитие творческих способностей, самовыражения в движениях под музыку, раскрепощение, оздоровление детей дошкольного возраста.

Тип проекта: творческий.

Срок реализации: август 2022 - май 2023 г.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».

Участники проекта: дети средней группы «Рябинка», музыкальный руководитель, педагоги, родители (законные представители).

Цель проекта: активизация речи детей через разные виды музыкальной деятельности.

Задачи проекта:

Воспитательные:

  • Воспитывать у детей основы музыкально-эмоциональной культуры (т.е. накопление ребёнком положительного эмоционального опыта посредством общения с музыкой).
  • Воспитывать доверительные отношения друг к другу, чувства единства, сплочённости.
  • Воспитывать у детей чувство эмоционального комфорта.
  • Прививать художественный вкус.
  • Способствовать совместной работе воспитателей с детьми и родителями.

Развивающие:

  • Развивать артикуляцию и дикцию ребёнка.
  • Стимулировать развитие образного мышления и памяти.
  • Развивать музыкальные способности детей, через объединение различных: зрительных, слуховых, тактильных, двигательных ощущений в процессе музыкальной игры.
  • Развивать творческое воображение и слуховую фантазию.

Образовательные:

  • Способствовать улучшению и закреплению речевых навыков детей.
  • Формировать и развивать у детей коммуникативные качества.
  • Создать благоприятную среду в совместной образовательной деятельности для развития речи, при помощи музыки.

Для решения поставленных задач будут использованы следующие методы исследования:

  • содержательный анализ научных источников, учебно-методических материалов, касающихся развития речи детей дошкольного возраста с помощью музыкальной деятельности;
  • применение технологий «Коммуникативные танцы», «Логоритмика», «Логопедические упражнения», «Пальчиковые игры» в совместной образовательной деятельности;
  • беседы с детьми;
  • анкетирование;
  • наблюдение образовательного процесса;
  • изучение продуктов детского музыкального творчества.

В работе с детьми мы опираемся на следующие принципы:

  • Психологическая комфортность - создание условий, в которых дети чувствуют себя, как дома, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получения удовольствия от самой деятельности.
  • Творчество (креативность) - данный принцип предполагает максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности.
  • Вариативность - принцип предполагает развитие у детей вариативного мышления, то есть понимания возможности различных вариантов решения задачи. Этот принцип даёт свободу творчества и мне, как педагогу, помогает находить множество различных вариантов реализации требуемого содержания в работе с детьми.
  • Минимакс - данный принцип помогает учитывать индивидуальные особенности детей. Так один ребёнок возьмет минимум, а другой - возьмёт всё и пойдёт дальше.
  • Принцип значимости - значимость информации в образовательном плане.
  • Принцип посильности - задания должны быть посильными.

Ресурсная обеспеченность проекта:

1. Материально-техническое обеспечение проекта: ноутбук, музыкальный центр, телефон (для фото и видео), телевизор, проектор для презентаций.

2. Материалы для продуктивной деятельности

  • демонстрационный материал (игрушки: Лягушка, Утёнок, Щенок, Кошка);
  • дидактический материал: мешочки мягкие с наполнителем («пирожки»), мячики с бубенчиком, варежки, панама, солнышко грустное и весёлое, волшебный мешок, мячи для массажа, детские музыкальные инструменты, стаканчики, ложки пластиковые, ёлочные шары, атласные ленты (цвета радуги), подсолнухи, удочка с рыбками, божьи коровки.

Учебно-методическое обеспечение проекта:

  • нормативные документы,
  • методическая литература по данной теме,
  • календарно-тематическое планирование
  • конспект мастер-класса для педагогов: «Вместе играем, речь развиваем»,
  • аудиотека музыкальных произведений по теме проекта.

Информационные ресурсы обеспечения проекта:

  • выход в Интернет,
  • электронная почта,
  • официальный сайт детского сада № 97,
  • закрытая группа в социальной сети «Одноклассники»,
  • видеотека,
  • презентация проекта.

Организация педагогического процесса с детьми в рамках проекта реализуется один раз в неделю, по понедельникам в первой половине дня (11.50 - 12.10). Проект долгосрочный, рассчитан на один год обучения для детей средней группы «Рябинка». Занятия проводятся в форме групповых занятий. Мальчики и девочки занимаются вместе.

Этапы реализации проекта

1 этап - подготовительный (август - сентябрь (1 неделя) 2022г. (1 мес. 1 неделя)).

Цель: Разработать содержание и механизм работы со всеми участниками проекта.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Изучение методической литературы по теме проекта

Владение основами методики

2. Разработать критерии педагогического оценивания детей по теме проекта

Разработаны критерии педагогического оценивания

3. Определение форм работы муз. руководителя с детьми, педагогами и родителями (законными представителями)

Систематизация деятельности всех участников проекта

4. Составление алгоритма взаимодействия всех участников проекта

Создание организованной деятельности детей, педагогов и родителей

5. Выбор музыкального репертуара

Создание музыкальной копилки

6. Составление календарно-тематического планирования

Создание плана

2 этап - практический (сентябрь (2-4 неделя) 2022 - апрель 2023г. (7 мес. 3 недели).

Цель: Апробирование выбранных форм работы с детьми, родителями (законными представителями) и педагогами на практике.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Проведение педагогического обследования детей средней группы «Рябинка»

Выявить уровень музыкальных, речевых способностей детей

2. Изготовление атрибутов для музыкально - игровой деятельности

Изготовлены атрибуты

3. Знакомство детей с новыми музыкальными играми, песнями, танцами и т.д.

Новые музыкальные знания

4. Работа с педагогами:
- консультативная работа,
- мастер-класс «Вместе играем, речь развиваем»,
- участие в музыкально-игровой деятельности

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов

5. Работа с родителями:
- анкетирование,
- информация в родительские уголки,
- консультации,
- мастер-класс,
- изготовление атрибутов, используемых для реализации проекта,
- фотовыставка,
- видеоотчёты (сайт Д/с, «Одноклассники»)

Рост интереса родителей к образовательному процессу ДОУ. Повышение уровня компетентности родителей по теме проекта

7. Проведение педагогического обследования детей средней группы «Рябинка»

Выявить уровень музыкальных, речевых способностей детей

3 этап - итоговый (май 2023г. (1 месяц)).

Цель: изучение результатов внедрения проекта.

Содержание деятельности

Ожидаемые результаты

1. Создание и презентация фотоотчётов и видеороликов «Пели, играли, речь развивали»

Продукт проекта

2. Изучение мнения всех участников проекта об использовании технологий развивающего обучения

Повышение интереса и позитивное отношение детей, родителей и педагогов к данной технологии

3. Анализ содержания работы

Подведение итогов и определение перспектив дальнейшей работы по распространению накопленного опыта

Планируемый результат:

  • У большинства детей речь станет более понятной, чистой, богатой и разнообразной; обогатится словарный запас детей.
  • Повысится уровень речевого развития воспитанников.
  • Повысится уровень развития коммуникативных навыков.
  • Улучшится эмоциональное состояние детей.
  • Дети, педагоги и родители (законные представители) владеют знаниями, умениями и навыками о реализуемом проекте.
  • Дети станут активны и раскрепощены, в их действиях постепенно исчезнет страх и неуверенность.
  • Музыкальный руководитель будет находиться в постоянном творческом поиске.
  • Обогащена и пополнена развивающая предметно-пространственная среда музыкального зала.

Используемая литература

  1. Арсеневская О. Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях. Вебинар, 2022г.
  2. Басова М. Коммуникативные музыкальные игры для детей младшего дошкольного возраста. Новосибирск, 2020г.
  3. Бокач Т. В гостях у Лексикоши. 2022г.
  4. Воеводина О. Коммуникативные игры и танцы. Вебинар, 2022г.
  5. Воеводина О. Логопедический сборник. 2022г.
  6. Галлямова А. Парочки. Коммуникативные игры и танцы для детей дошкольного возраста. 2022г.
  7. Коротаева С. Снежная логоритмика. 2021г.