Важность здоровьесбережения в воспитательном процессе дошкольного образовательного учреждения

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Современные нормативы ставят перед воспитателем детского сада ряд педагогических задач. Одна из них - это сохранение и укрепление здоровья детей.

Почему государство обращает внимание на этот вопрос? Потому что на сегодняшний момент накопилось достаточно причин заниматься проблемами здоровьесбережения в образовательных организациях в силу различных факторов, среди которых могут быть следующие: ухудшение общего здоровья ребенка на фоне загрязнения окружающей среды, неправильно усвоенных семейных привычек, засилье всевозможных гаджетов и прочее. Все это ведет к малоподвижному образу жизни даже среди детей, которые от природы наделены темпераментом холерика. К сожалению, по статистическим данным, уровень здоровья дошкольников снижается к моменту выпуска из детского сада. Далее ребенка ждет в целом болезненный для психики переходный период к адаптации к жизни в школе, где возрастут нагрузки, а общее здоровье не на высшем уровне.

В педагогической науке есть расхожее понятие - здоровьесберегающие технологии, а именно комплекс методических приемов, направленных на поэтапную работу над сбережением здоровья воспитанников.

Предметом здоровьесберегающих технологий является непосредственно здоровье ребенка, которое может быть психическим, физическим, социальным, нравственным. Каждый из этих типов может подробно охарактеризовать врач, который в своем роде является здесь помощником воспитателя, именно его характеристики и рекомендации важны для выстраивания верной траектории построения соответствующей педагогической технологии.

Можно выделить некоторые критерии оценки здоровья:

  • работоспособность;
  • вредные привычки;
  • возможные врожденные физические дефекты;
  • оптимальный двигательный режим;
  • режим сбалансированного питания;
  • личная гигиена, закаливание;
  • эмоциональная сфера;
  • социально-бытовое благополучие.

Обо всех этих характеристиках можно говорить и вне детского сада, ведь основные моменты здоровьесбережения прививаются в семье - в первичной социальной структуре для ребенка.

Конечно, если ребенок в целом здоров, то он эффективнее усваивает знания по здоровьесбережению и совершенствует все виды умений. В детских садах существуют группы для отдельных воспитанников, имеющих ограничения по здоровью, и к таким детям следует относиться еще с большим вниманием.

Также педагоги дошкольного учреждения не только занимаются с детьми общеукрепляющими техниками, но и стремятся привить навыки здорового образа жизни - помогают освоить те техники, которые в самом раннем детстве упущены родителями из виду. Элементарная привычка чистить по утрам и вечерам зубы формируется не всеми родителями правильно. Многие удивляются, что этим нужно был заниматься с годовалого возраста, даже если ребенок сам не умеет самостоятельно держать в руках зубную щетку и, соответственно, пользоваться ей надлежащим образом.

Санитарными врачами и научными работниками уже сформулированы основные правила здоровьесберегающего процесса. Самая простая меры - это поддержание в чистоте всех помещений детского сада, независимо от того, содержатся там дети или нет. Также каждого воспитанника с определенной периодичностью осматривают медицинские специалисты, они следят за общим психическим и физическим здоровьем, связываются с родителями для комментариев. Конечно же, много сил тратят работники детского сада для предупреждения травматизма среди детей. Подобные опасности подстерегают их в основном на прогулке, где по неосторожности могут быть травмированы. Немаловажный пункт в профилактике здоровьесбережения - это обеспечение воспитанников полноценным сбалансированным питанием. Контроль за обеспечением питанием сейчас очень актуален. Воспитатель планирует каждый режимный момент с учётом потребностей дошкольников.

Также педагогический процесс способствует развитию детей без излишних нагрузок и стрессовых ситуаций. Среда в дошкольном общеобразовательном учреждении благотворно влияет на воспитанников, в ней раскрываются их интересы, формируются и совершенствуются способности. Это те условия, в которых здоровье ребёнка не страдает. А чтобы оно укреплялось и у дошкольников формировались привычки здорового образа жизни, педагог использует специальные технологии. Методиками по здоровьесозиданию воспитатель делится с родителями на консультациях и мастер-классах.

По форме это могут быть занятия с использованием профилактических методик, а также с применением функциональной музыки. Важно правильно чередовать занятия с высокой и низкой двигательной активностью во избежание переутомления. Через оздоровительные мероприятия и создание здоровьесберегающей среды дети получают возможность активно развиваться, без ущерба здоровью.

Средства здоровьесберегающих технологий могут быть следующими:

  • средства двигательной направленности (на прогулке, в спортзале - ходьба, бег, прыжки, метание предметов, прочие физические упражнения; физкультминутки между занятиями, самомассаж, гимнастика, подвижные игры);
  • оздоровительные силы природы (прогулки на свежем воздухе по территории детского сада, экскурсии в парки с приемом солнечных ванн, вдыханием свежего воздуха);
  • гигиенические процедуры (чистка зубов, мытье рук, в том числе обработка их антисептиком, а также регулярное проветривание игровых, спален и прочее выполнение СанПиН).

Воспитателю необходимо обладать перечисленными знаниями. Однако и детям нужно прививать основы здоровьесбережения, чтобы навыки формировались долгосрочно, они должны понимать, что эти сведения им пригодятся дальше по жизни. Для этого необходимо доносить до них следующие простые правила:

  • всегда соблюдайте режим дня, и тогда будет всегда хорошее настроение;
  • правильно и хорошо питайтесь, и будет много сил для игр и занятий;
  • находитесь в движении;
  • спите в прохладном помещении;
  • постоянно находите себе занятие, читайте, рисуйте, пойте и т.д.
  • почаще улыбайтесь себе и окружающим.

Список простых рекомендаций детям может быть расширен. Он может показаться излишне перегруженным терминами, однако дети любят, когда с ними обращаются, как со взрослыми.

Таким образом, здоровьесберегающие технологии, применяемые в детском саду, чрезвычайно важны для формирования здоровых привычек и дальнейшем воспитании подрастающего человека.