Классный час на тему "Решение конфликтов без насилия". 8-й класс

Разделы: Классное руководство, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика

Класс: 8


Цели:

  • Учить воспитанников контролировать свое состояние при гневе, раздражительности и агрессивном поведении, ознакомить со способами разрешения конфликтов без насилия.
  • Учить адекватному поведению при разрешении конфликтов.
  • Воспитывать самоконтроль, развивать умение предвидеть последствия своих действий.

Оборудование: на доске тема занятия, рабочие листы для каждого школьника лежат на партах.

Основная часть

Беседа

Соц.педагог: Ребята, объясните, что значит КОНФЛИКТ?

Дети: Конфликт - это ситуация, в которой двое или несколько человек не хотят уступать друг другу и не могут найти общего решения.

Учитель: Конфликт - это столкновение мнений, интересов, выборов, которые могли возникнуть между людьми или группами людей.

Записываем определение на доске.

Соц.педагог: Какие чувства мы испытываем, когда сталкиваемся с конфликтами?

Дети: Раздражение. Злость. Обиду. Угнетенное состояние. Страх. Злость.

Соц.педагог: В своей жизни вы, наверное, сталкивались с конфликтами, конфликтными ситуациями. Опишите их, и что вы при этом чувствовали.

Дети приводят примеры из своей жизни.

Соц. педагог: Судя по вашим ответам, вы испытывали отрицательные эмоции, в основном гнев, раздражение, обиду. А можно ли было избежать конфликта? Каким образом?

Учащиеся: Наверное, можно. Надо было поговорить с этим человеком, либо уйти. А через некоторое время, когда успокоюсь, подойти к нему и спокойно поговорить. Возможно, был прав он, а не я.

Соц.педагог: Иными словами, надо было не злиться и кричать (а то и кидаться драться), а сохранять спокойствие. Что это значит?

Дети: Внимательно выслушать другого человека, не кричать, говорить спокойно, не повышая голоса, не оскорблять собеседника, возможно, в чем-то уступить ему.

НА ДОСКЕ:

СОХРАНЯТЬ СПОКОЙСТВИЕ ОЗНАЧАЕТ:

  • Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца.
  • Контролировать себя! Не позволять гневу или страху насилия победить вас.
  • Говорить тихо, не оскорблять.
  • Дать другому человеку шанс отступить.
  • Сдерживать себя, например, лучше уйти, извинившись при этом.
  • Идти на компромисс (уступить в чем-то).
  • По возможности использовать юмор.

Самостоятельная работа учащихся

Соц . педагог: А сейчас вам предстоит заполнить рабочие листы.

РАБОЧИЙ ЛИСТ

Что вас может рассердить, разозлить?

Дома?

__________________________________________

В школе?

__________________________________________

Соц.педагог: Вам нужно написать, что вас может рассердить, разозлить дома, в школе?

Дети работают самостоятельно

Соц.педагог: Теперь проверим, что же у вас получилось. Начнем с того, что вас может разозлить дома.

Ответы детей.

Соц.педагог: Как ты поступаешь в данной ситуации?

Ответы детей.

Далее аналогично рассматриваются все ситуации.

Соц.педагог: Как видите, любой конфликт можно разрешить мирно, не прибегая к оскорблению и насилию. Но, если все-таки самому не получается разрешить возникшую конфликтную ситуацию, к кому можно обратиться за помощью?

Дети: К социальному педагогу, воспитателю, учителям, друзьям, братьям, сестрам.

Соц.педагог: Самое главное -не делать того и не говорить тех слов, о которых потом пожалеешь. Нужно научиться контролировать себя. Что это значит?

Дети: Научиться управлять своими эмоциями, не говорить сгоряча обидных слов.

Соц.педагог: Какие способы успокоения используете вы, когда чувствуете, что назревает конфликт?

Ученики: Убеждаю себя, что конфликт ни к чему хорошему не приведет.

Соц.педагог: Попробуем сформулировать правила «Контролируй себя». Во-первых, нужно сосчитать до десяти и обратно, дышать глубоко. Продолжите.

Дети: Поговорить о проблеме с друзьями или близкими, послушать любимую музыку, погулять.

НА ДОСКЕ:

- Сосчитать до 10 и обратно.

- Дышать глубоко.

- Обговорить проблему с друзьями, воспитателями, или с тем, кому больше всего доверяешь.

- Послушать музыку.

- Заняться спортом.

- Заняться любимым делом.

- Почитать книгу.

- Подумать, что ты можешь предпринять для того, чтобы научиться владеть собой.

РОЛЕВАЯ ИГРА

Учитель поставил вам низкую отметку за ответ у доски. Вы не согласны с ним. Попробуйте обыграть ситуацию. (для сценки выбираются два игрока).

Итог занятия

Соц. педагог: Что же такое конфликт?

Учащиеся: Конфликт - это столкновение интересов, мнений, которое возникает между людьми или группой людей.

Соц.педагог: Что значит сохранять спокойствие в конфликтной ситуации?

Ученики: Относиться к другим с уважением, выслушать точку зрения другого человека до конца. Не позволять гневу выплеснуться наружу. Говорить спокойно, не повышая голоса, дать другому человеку высказаться, идти на компромисс, по возможности использовать юмор.

Приложение