Развитие речи в подготовительной группе "Путешествие друзей"

Разделы: Работа с дошкольниками, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: д/с

Ключевые слова: развитие речи, подготовительная группа


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Слайд 1

Цель. Развитие всех компонентов устной речи.

Задачи:

  • Образовательные: обогащение словаря; формирование грамматического строя речи.
  • Развивающие: развитие внимания ,мышления, фонематического слуха.
  • Воспитательные: совершенствование коммуникативных навыков и звуковой культуры речи.

Оборудование: Презентация, куклы - персонажи, листы с заданиями для детей, карандаши.

Ход НОД

В. Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте с ними поздороваемся. А сейчас я предлагаю вам присесть на свои места. Для начала мы вспомним правило:

1,2,3,4,5 будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.

В. Хорошо. Сегодня, ребята, мы будем говорить о путешествии друзей. Хотите узнать, о ком будет идти речь? Это сказочные герои. Для того, чтобы узнать, кто они, нужно отгадать загадки. Готовы?

1. Хоть твердит, что он - мастак,
Попадал не раз впросак,
Просто он - большой зазнайка,
И зовут его … (Незнайка)

2. Этот мальчик очень странный
Необычный, деревянный
Нос сует повсюду длинный.
Кто он? Это…(Буратино)

3. Воробьиный язык понимает
В доме порядок знает
С Лешиком дружит
Но по братьям тужит. (Домовенок Кузька)

(После каждого правильного ответа выставляется кукла в образе этого сказочного персонажа)

В. Вот про этих сказочных героев и пойдет речь на нашем занятии.

Как-то раз, встретились Буратино, Незнайка и Кузька. Стали они рассказывать друг другу различные истории о своих приключениях. Эти рассказы так увлекли наших героев, что они решили все вместе отправиться в какое-нибудь путешествие. Каждый из них стал предлагать свой вид транспорта для путешествия. Кто-то предложил отправиться в путешествие на катере ; другой- на велосипеде; третий - на самолете.

Слайд 2

Для того чтобы узнать, какой вид транспорта предлагал каждый из них, вы должны выполнить следующее задание: для начала вам нужно определить, из скольких частей или слогов состоит имя каждого героя.

Упражнение «Раздели слово на части»

Первый у нас Незнайка. Давайте все вместе посчитаем, сколько частей в его имени. Нез-най-ка - 3 части. Теперь самостоятельно определите, сколько частей в имени Бу-ра-ти-но - 4 части; в имени Кузь-ка - 2 части.

В. Молодцы! А теперь небольшая подсказка: название вида транспорта, которое было предложено каждым из них, имеет столько же частей, что и имя этого сказочного героя. Подумайте и ответьте, какой же вид транспорта предлагал каждый из них? Дети: Буратино предложил велосипед, потому что это слово состоит из 4 частей. Кузька предложил катер, а Незнайка - самолет.

Слайд 3

В. Правильно! Стали друзья размышлять:

  • на велосипеде можно.. (что делать?), дети: кататься, ездить;
  • на катере можно.. (что делать?), дети: плавать;
  • на самолете можно.. (что делать?), дети: летать. Думали, думали они и решили, что летать интереснее, и выбрали…что? - самолет! Полететь они задумали куда-нибудь далеко, например, на другой континент. Название этого континента начинается со звука А. Какие у вас будут предположения? Дети: в Африку, в Антарктиду, в Австралию, в Америку.

В. Молодцы, много вариантов вы назвали. Друзьям очень хотелось навестить самого доброго в мире доктора Айболита и поэтому полететь они решили в …Африку. (Дети заканчивают фразу) В. Правильно. (Выставляется кукла в образе Айболита)

В. У Айболита много дел, особенно по утрам. Давайте вспомним, чем он занят. (Дети произносят чистоговорку)

Слайд 4

По утрам у Айболита, до обеденной поры
Лечат зубы: зебры, зубры, тигры, выдры и бобры.

В. Какие звуки встречаются чаще всего в этой чистоговорке? Дети: звук З и звук Р. (Дети повторяют чистоговорку 2 раза, выделяя каждый звук поочередно)

В. Молодцы. Во время полета, пока друзья летели в самолете, Буратино учил Незнайку играть в одну игру. Название этой игры вы узнаете, если расшифруете слово. Задание: нужно зачеркнуть те буквы, которые написаны неправильно, тогда вы сможите прочитать название этой игры.

Слайд 5

«Расшифруй слово»

Дети: Буратино учил Незнайку играть в шашки.

В. Правильно, молодцы!

Слайд 6

В. Тем временем, прилетели наши друзья в Африку. Айболит встретил их и для начала предложил им прогуляться по Африке. Давайте представим, что мы тоже в Африке, выходите.

Слайд 7

Физкультминутка «Африка»

1. Вышли дети погулять,
Порезвиться, поиграть.
По саванне мы идём
Жарким африканским днём. Дети шагают на месте.

2. Гордо голову задрав,
На ребят глядит жираф.
Как жираф, мы пойдём
Жарким африканским днём. Дети шагают на носочках вытянув руки над головой.

3. Носорог-рог-рог идёт,
Бегемот-мот-мот бредёт.
Как они, мы пойдём
Жарким африканским днём. Ноги на ширине плеч. Дети «переваливаются»
с ноги на ногу на месте.

4. Антилопы лёгкий бег
Поразил сегодня всех,
Побежим мы бегом
Жарким африканским днём. Дети легко бегут на месте.

5. Утомила нас жара,
Возвращаться нам пора,
Отдыхать мы пойдем
Жарким африканским днём. Дети через стороны поднимают руки вверх -
вдох, опускают вниз - выдох.

В. Многих зверей встретили, пока гуляли. Буратино, например, успел подружиться с жирафом. А знаете почему? Потому что у них было что-то общее: у жирафа длинная …что? (шея), а у Буратино длинный …(нос). Правильно! А теперь я предлагаю вспомнить, о чем еще можно сказать длинный (длинная, длинное, длинные)?

Игра «Подбери слово» (в кругу с мячом)

В. Молодцы, много слов назвали. Тем временем, наши друзья после прогулки по саванне решили зайти в кафе. Давайте, ребята, вы тоже пройдете на свои места и сядете за столы, как наши знакомые друзья. Продолжаем.

В. Все знают, что в Африке растет много фруктов. Поэтому когда им принесли меню, в нем были предложены только фрукты. Что заказал себе каждый из сказочных героев, вы узнаете после того, как выполните задание. (Раздаются листы с заданием)

Слайд 8

В. Перед вами слева на листе изображения друзей, узнали их? Справа - изображения фруктов. Давайте перечислим названия фруктов. Дети: кокос, нектарин, ананас, банан. Чтобы фрукт нам подобрать, звук первый в слове нужно узнать. Вы должны соединить линией сказочного героя и фрукт, название которого начинается с такого же звука, как и имя героя. (Дети выполняют самостоятельно задание)

В. Что заказал Буратино? Ребенок: Буратино заказал банан. (Далее предлагается ребенку задать вопрос соседу про других героев).

Слайд 9

«Считай и называй»

В. Фрукты оказались очень сочными и вкусными и наши герои заказали не по одному фрукту, а по несколько. Давайте сосчитаем, сколько бананов заказал Буратино.

Слайд 10

Дети: Один банан, два банана, три банана, четыре банана, пять бананов

Слайд 11

В: Сколько кокосов заказал Кузя?

В: Слайд 12

В: Сосчитаем нектарины ,которые заказал Незнайка.

Слайд 13

В: Осталось сосчитать ананасы, которые очень любит доктор Айболит

В. Молодцы! Вы отлично справились.

А наши герои прекрасно подкрепились фруктами.

Тем временем, пришла пора возвращаться друзьям обратно на родину, в Россию. Они предложили доктору Айболиту полететь вместе с ними в Россию, чтобы он и наших лесных зверей полечил. Айболит с удовольствием принял их приглашение. Вернулись друзья из путешествия. Как вы думаете, какое у них настроение после такого путешествия? Дети: радостное, хорошее, веселое, прекрасное, отличное.

Слайд 14

В. Ребята, а теперь давайте вспомним, о чем мы сегодня говорили и попробуем все вместе составить рассказ на тему «Путешествие друзей». Но для этого вы должны вспомнить, из каких частей состоит рассказ? (Дети: начало, середина, конец). Дети составляют коллективный рассказ.

В. Молодцы! Интересный рассказ у вас получился.