Конфликты между родителями и педагогами: разрешимы ли они? и кто в них страдает больше?

Разделы: Классное руководство, Работа с родителями, Профессия — педагог


«Взрослые смеются над детьми, которые в своё оправдание ноют: «Он первый начал». Но взрослые конфликты начинаются точно так же.»
Нотомб А.

В жизни каждого ребёнка есть главные люди на том или ином этапе его жизни. В школе это педагог и родитель два ведущих человека, которые готовят ребёнка к взрослой жизни, они должны являться его опорой поддержкой, стеной. От того на сколько они трепетно и внимательно относятся к своему ребёнку, именно по этому я выделила это слово, это не только наш ученик, дорогие коллеги! Но на момент пока он учится у нас, автоматически становится нашим ребёнком, а мы его школьной мамой. И от того, как мы выстроим с ним отношения и его законными родителями, будет зависеть восприятие мира в будущем и в настоящим нашим учеником.

Я работаю в школе уже восемь лет, и у меня учатся дети с первого по четвёртый класс, но не зависимо от возраста, я считаю, что любой ребёнок нуждается в поддержке и помощи до тех пор, пока не будет стоять крепко на ногах в этой сложной жизни. Как правило, в школе ему нужна моральная поддержка родителей, а дома хотелось бы видеть помощь учителя, который может быть только в школе.

К одному и тому же ребёнку педагог и родитель относится по разному, и видит ситуации иногда тоже по разному. В этом нет ничего страшного, за исключением того, что от этого видения взрослых людей, которое часто не совпадает, рано или поздно наносится удар на детскую психику и порождает конфликт между учителем и родителем или учителем и учеником, так как два важных человека в жизни ребёнка попросту не могут договориться.

За время моей практики хочу вам сказать, что конфликт не возникает ниоткуда, он может быть как коротким, так и продолжительным на года. И пока два человека, в данном случае это родитель и педагог, не научатся договариваться между собой, а самое главное не поймут, что чем быстрее они это сделают, тем успешнее будет работа их ребёнка в учёбе.

Конечно, все люди на этой планете разные и подходы к ним тоже нужны разные, я как педагог хочу сказать, что нет людей, с которыми нельзя договориться, есть принципы, которые мы часто ставим перед собой.

Сейчас в наше время во время нано технологий, люди сделали большой шаг вперед и изобрели много лекарств, много новой техники, сделали много открытий, но сделали два шага назад и, порой я бы даже сказала, разучились разговаривать, договариваться, быть лояльнее и наконец, добрее друг к другу. Часто людьми правит алчный интерес и не интересуют чувства и эмоции других людей, которые находятся рядом с нами, а тем более, за которых мы несем ответственность. Коллеги, мы не должны забывать, что работая в школе, мы не только ходим туда и зарабатываем деньги, но в наших руках судьбы детей, которые нуждаются в нас, в нашей помощи, в нашей поддержке. Товарищи родители, и вы не должны забывать, что у вас не только работа и заработок денег главное в жизни, но и ответственность за ваших детей. И когда мы все будем с вами это понимать, успех в школьной жизни, в учёбе в отношениях между родителем и ребёнком, педагогом просто обеспечен.

Так, как статья моя об отношениях между родителями и учителям, хочу поделиться с вами своим опытом. Сейчас у меня уже третий класс, и работа с родителями, хоть не такая объемная, но все, же проводится.

Первое с чего хочу начать это, конечно же, знакомство с родителями и родительские собрания. Я провожу их не длительными, стараюсь донести всё коротко и лаконично. Я со своими родителями всегда открыта и вопрос, который я хочу поставить на собрании, звучит так: «Товарищи родители, если имеет место быть этому вопросу давайте обсудим? Если же нет, идём дальше.» В такой форме общения, когда ты советуешься, интересуешься мнением всё проходит ровно и спокойно, часто решаются большинство вопросов в классе.

Второе это, конечно же, совместная деятельность, все различные выезды семьями. На базы отдыха, экскурсии, мероприятия у меня много лет пользуется успехом «День рождение класса» и дети и родители очень любят этот праздник, проводить его можно по любому сценарию. Только самое главное это делать все вместе. Так же в этот раздел для себя я поместила посещение уроков родителями. Я всегда говорю своим родителям, что те, у кого есть свободный день, время, всегда могут прийти на мои уроки, посидеть посмотреть, как работает их ребёнок, послушать учителя и взять для себя на заметку, что можно использовать дома, методы и приёмы. Так же по поводу выполнения домашних заданий: в пятницу если это у нас последний учебный день и в субботу нет ни дополнительных занятий, не мероприятий я письменных работ не задаю, стараюсь задавать устно, так как и родители, и дети за рабочую неделю устают и им нужно отдохнуть перед началом новой недели.

И третий раздел я уделила конфликтам. Так же как родители и учитель имеет свои мысли, чувства, эмоции. Часто конфликтом является между родителям и педагогом недопонимание, которое потом перерастает в обиды принципы и так далее. Некоторое конфликтуют в открытую, некоторые в закрытой форме недовольств не посещения собраний общих мероприятий . Что хороший учитель, что лучший родитель являются людьми и у каждого, как правило, своя, правда. Но не стоит забывать, что главным героем остается ребёнок, ваш ребёнок, который, как я говорила ранее, нуждается в вас. Здесь, я хочу обратиться к педагогам и порекомендовать следующее: конфликтные ситуации будут возникать всегда, так как все мы люди и люди достаточно разные. Но в первую очередь, мы педагоги и знатоки человеческой души, должны идти на компромисс, так как родителям это часто не свойственно, не бойтесь признавать свои ошибки, советоваться, делиться, научитесь дружить, даже со сложными по характеру людьми. Нужно дать понять, что вы не враг, что вы тоже хотите помочь ребёнку, или если нуждается в помощи родитель, и тогда вы увидите, как начнут относиться к вам родители, вы будите единым целым, что очень важно для ребёнка.

В завершение я хотела бы сказать для всех, не важно родители или учителя, нужно уметь не только слушать, но и слышать, а самое главное говорить, не утаивать всё в нутрии, не искать виноватых, а пытаться помочь ведь в ваших руках хрупкая судьба маленького человека, который только начинает этот путь по жизни, вы если любите свою работу (учителя), если любите (родители) ребёнка, то вы найдете в себе силы, возможности и пути решения всех вопросов.

Как говорил великий Далай Лама:

«Мы привыкли думать, что, возражая кому-то, мы неминуемо вступаем с этим человеком в конфликт, который обязательно должен выявить победителя и побежденного или ущемить чье-то самолюбие. Но давайте не будем воспринимать все в таком свете. Давайте всегда искать между нами что-то общее. Секрет успеха заключается в том, чтобы с самого начала проявить заинтересованность в точке зрения собеседника. Я совершенно уверен, что это под силу каждому из нас.»

Список используемой литературы

  1. А. Минделл. Разрешение конфликтов. - М. 2003
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. М.: Педагогика, 2003. - 272 с.
  3. Гришина Н.В. Психология конфликта. - СПб.: Изд-во «Питер», 2000. -464 с.
  4. Гуткина Н. И. Психологические проблемы общения учителя с подростками // Вопр. психол. 2004. № 2. C. 99-106.
  5. Джини Грехем Скотт Конфликты. Пути их разрешения. Киев, Внешторгиздат, 2001. - 192 с.
  6. Козырев Г.И. Введение в конфликтологию. - М., 2009.
  7. Кох И.А. Конфликты и их регулирование. - Екатеринбург, 2007. - 48 с.