Учитель-ученик. Одно из условий успешной учебной деятельности - это интерес к изучению предмета. Развитию познавательного интереса.
Следует отметить, что внеклассная работа предоставляет огромные возможности для формирования научного мировоззрения учащихся, воспитания навыков самообразования, расширения общего и политехнического кругозора, что различные формы внеклассной работы учителя и ученика на уроке позволяют преподавателю находить все новые и новые пути достижения и воспитательных целей. Если ребенок учится плохо, он не должен терять веру в свои способности. А, если такое случиться, что он потерял веру в себя, в свои способности, то он выйдет из под влияния школы. И тут главная гуманная миссия учителя - это добиться, чтобы самый неспособный ученик пережил радость успеха в своей работе по математике.
Перед современным учителем стоит сложная задача - участвовать в формировании гармонично развитой личности, научить ученика учиться, сохранить у ребенка интерес к познанию жизни. Результаты академических знаний становятся все менее главными показателями качества образования и на первый план выходят такие прогрессивные и важные для будущего каждого ребенка показатели, как
- устойчивая мотивация познания,
- сформированность надпредметных способов учебной деятельности с тем, чтобы ребенок мог самостоятельно приобретать знания всю жизнь,
- способность и желание заниматься саморазвитием своей личности,
- сформированность такой меры духовности, которая определяется по исповедуемым человеком ценностям.
Любой вид работы с учеником требует творческого подхода, серьезной и тщательной подготовки учителя. Каждый учитель, организуя систематическую классную и внеклассную работу учащихся, может обеспечить общественно-полезную направленность ее содержания, многообразие форм работы, вовлечение в творческую деятельность большого числа учащихся. Желательно строить взаимоотношения учителя и ученика и организовать работу таким образом, чтобы учащиеся самостоятельно, без принуждения выполняли задания.
Большинство учащихся не подготовлены к творческой самостоятельности и роль учителя усложняется - ему приходится одновременно контролировать и направлять работу различных групп учащихся, незаметно помогая им.
Современный учитель должен:
- Умением сплачивать и скреплять школьный коллектив.
- Заботиться об эмоциональном и психическом состоянии своих учеников.
- Правильно выбрать и подобрать нужную информацию для школьников, что бы она была доступной, наглядной и соответствовала возрастным особенностям детей.
- Выстраивать отношения с учащимися и их родителями.
Говоря о влиянии личностных качеств учителя на формирование личности учеников нельзя не отметить такое важное качество, как формирование самооценки младшего школьника.
Формирование личностных качеств учеников, которые позволяют проявлять высокую профессиональную мобильность и в то же время, соответствовать новейшим социальным запросам российского, постиндустриального, информационного общества, опирается на самосознание личности, одним из компонентов которого является самооценка. Самооценка представляет собой оценку своей личности в частности и самого себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, является важным регулятором поведения. Это одно из важнейших личностных качеств, которое позволяет не только контролировать собственную деятельность младшего школьника, которая рассматривается с точки зрения каких-либо нормативных критериев, но и самостоятельно, целостно выстраивать свое поведение, которое будет соответствовать нормам современного общества. Таким образом, можно утверждать, что самооценка формируется в процессе социализации личности, постепенно, под влиянием и оцениванием других людей.
Учитель должен ставить перед собой задачи формирования и воспитания личности по качествам, соответствующим требованиям современного общества. Современный учитель должен осознавать, что каждый ребенок имеет свой индивидуальный и неповторимый образ и помогать ему в его развитии.
Думается, что успех реализации новых стандартов в большей степени зависит от такого учителя, который перестанет быть единственным носителем знания, как было раньше, а будет выполнять роль проводника в мире информации. Ведь содержание образования не сильно меняется, и, реализуя новый стандарт, каждый учитель должен выходить за рамки своего предмета, задумываясь прежде всего о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.
Рассмотрим внеурочную деятельность как возможность для формирования успешного ученика.
Важным этапом этой работы является участие в международных, всероссийских, региональных конкурсах, в которых ребята, под руководством учителей, становятся призёрами и участниками.
Участие в конкурсах важная составляющая творческой жизни ребенка, в ней заложены огромные образовательные возможности, главное ими правильно воспользоваться.