Педагогический проект по теме «Использование элементов проблемного обучения на уроках математики для повышения учебной мотивации у обучающихся с задержкой психического развития»

Разделы: Математика, Коррекционная педагогика


Введение

Категория обучающихся с ЗПР - наиболее многочисленная группа среди обучающихся с ОВЗ, характеризующаяся крайней неоднородностью состава, которая обусловлена значительным разнообразием этиологических факторов, порождающих данный вид психического дизонтогенеза, что обусловливает значительный диапазон выраженности нарушений.

Комплекс биосоциокультурных факторов, вызвавших у обучающегося задержку психического развития, включающий функциональную и/или органическую недостаточность центральной нервной системы, и отсутствие или недостаточность специализированной помощи на уровне начального общего образования приводят в ряде случаев к особой выраженности и стойкости данного нарушения развития, что определяет необходимость обеспечения специальных образовательных условий при обучении таких обучающихся на уровне основного общего образования.

Обучающиеся с ЗПР нуждаются в пролонгированной коррекционной работе, направленной на развитие навыков, необходимых для формирования учебных и социальных компетенций, преодоление или ослабление нарушений в психофизическом и социально-личностном развитии.

В ГКОУ КО «Калужская школа-интернат № 1» обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья. У детей с задержкой психического развития неустойчивое внимание, низкий уровень познавательных процессов, повышенная возбудимость, они не умеют программировать свои действия и поступки с учётом сложившихся обстоятельств, нет достаточных знаний о безопасном поведении. Это учитывается при реализации учебного процесса.

Однако даже среди обучающихся с задержкой психического развития каждый школьник успешен по-разному. В каждом из классов есть слабоуспевающие ученики. Слабоуспевающими к коррекционной школе принято считать тех обучающихся, которые имеют слабые умственные способности, низкий уровень памяти и внимания, низкую учебную мотивацию, часто пропускают уроки, у которых не развиты вычислительные навыки, отсутствует абстрактное и логическое мышление. На фоне школьных неудач познавательная потребность снижается и исчезает, поэтому обучающиеся могут стать неуспевающими. Особенности неуспевающих обучающихся:

  • отсутствие положительной учебной мотивации
  • отсутствие познавательного интереса
  • не сформированы элементарные организационные навыки
  • учащиеся требуют индивидуального подхода с психологической и педагогической точки зрения
  • нет опоры на родителей как союзников учителя
  • отсутствие адекватной самооценки со стороны учащихся
  • частые пропуски учебных занятий.

Моя цель как учителя математики - помочь обучающимся, испытывающим затруднения при усвоении учебной программы по предмету. Средством достижения данной цели я считаю повышение интереса к предмету, а как следствие повышение учебной мотивации к обучению через использование на своих уроках элементов проблемного обучения. Я опишу приемы, которые я использую на своих уроках, которые помогают повышать учебную мотивацию обучающихся (диапазон с 5 по 8 классы).

В восьмом классе в 2022-2023 учебном году девять человек. Я обучаю этих детей с пятого класса. По результатам диагностических работы по математике, устных ответов, контрольных работ слабоуспевающими в пятом классе являлись четверо обучающихся. Эти школьники с трудом преодолевают барьер, чтобы не оказаться в числе неуспевающих. Каждый из них периодически оказывался неуспешным по математике в той или иной четверти за трехлетний период обучения

Исходя из вышеизложенного, мною разработан проект, в котором я представляю приемы коррекционной поддержки слабоуспевающих обучающихся, которые применяю на протяжении трех лет, и продолжаю применять и по сей день..

Актуальность проекта

Актуальность моей работы состоит в том, что важнейшая задача учителя - преодоление неуспешности обучающихся, и как итог повышение их успеваемости.

Число неуспевающих детей постоянно растет, так как увеличиваются факторы риска, среди которых наиболее опасные: отягощенная наследственность, патология беременности или родов у матери, хронические заболевания у родителей, неблагоприятные экологические ситуации, алкоголизм родителей, неполная семья, неблагоприятный психологический микроклимат в семье и в школе.

Проблема неуспеваемости беспокоит всех: детей, родителей и конечно педагогов. Каждый школьник приходя в школу мечтает о хороших оценках, о полученных знаниях, которые в будущем помогут получить ему достойную профессию. Когда же мечты ребенка разбиваются о первые неудачи, то сначала пропадает желание учиться, а потом он просто прогуливает уроки или становится «трудным» подростком, что однозначно приводит к новым негативным проявлениям и в поведении. И вот всего этого можно избежать, оказав ребенку своевременную и адекватную его проблемам помощь, оказать поддержку в процессе обучения.

Все вышеуказанные проблемы неуспеваемости в обучении наиболее ярко проявляются у детей с ЗПР. Поэтому задачу повышения учебной мотивации я считаю одной из самых актуальных задач при работе с обучающимися с задержкой психического развития на роках математики.

Новизна проекта состоит в моделировании уроков математики с позиции формирования положительной учебной мотивации учащихся с задержкой психического развития через внедрение в учебный процесс элементов проблемного обучения. Использование элементов проблемного обучения, применяемых в осуществлении данного проекта, заключается в его направленности на развитие интереса к математике, снижение ее сложности для обучающихся, на формирование положительной учебной мотивации для каждого ребенка с задержкой психического развития, на овладение математической культурой и практическое применение знаний и умений в повседневной жизни.

Проблема

Низкая учебная успешность, слабые академические способности и, как следствие, отсутствие познавательного интереса и положительной учебной мотивации - все это характерно для обучающихся с задержкой психического развития всех возрастных категорий.

При переходе из начальной школы в основную у многих учащихся с задержкой психического развития происходит снижение интереса к учебной деятельности. Снижение положительной мотивации школьников - проблема, которая остается актуальной до сих пор. Снижение мотивации чаще всего наблюдается у детей подросткового возраста. На то есть объективные причины.

Причина спада школьной мотивации:

1.​ У подростков наблюдается «гормональный взрыв» и нечетко сформировано чувство будущего.

2.​ Отношение ученика к учителю.

3.​ Отношение учителя к ученику.

4.​ Личная значимость предмета.

5.​ Интеллектуальное развитие ученика.

6.​ Продуктивность учебной деятельности.

7.​ Непонимание цели учения.

8.​ Страх перед школой.

Кроме этого содержание учебного материала становится более сложным, требует больших усилий для его усвоения, в то же время по данным исследований школьного психолога потенциал развития некоторых учащихся в этом возрасте значительно снижается. На этом этапе у детей наблюдается снижение положительной учебной мотивации, возрастают проблемы с усвоением учебного материала, теряется интерес к предмету, познавательный интерес, в результате чего постепенно пропадает желание учиться.

Соответственно у каждого учителя возникает вопрос: как он может повлиять на данную ситуацию, внедряя в свою работу приемы и методы, позволяющие повысить положительную учебную мотивацию у обучающихся с задержкой психического развития.

Таким образом, определяется проблема сохранения и развития учебной мотивации и интереса к предмету обучающихся с задержкой психического развития на уроках математики, преодоления неуспеваемости.

Теоретическое обоснование формирования учебной мотивации в научно-методической литературе

Учебная мотивация определяется как частный вид мотивации, включенный в определенную деятельность, - в данном случае деятельность учения, учебную деятельность. Побудителем учебной деятельности является система мотивов, органично включающая в себя: познавательные потребности; цели; интересы; стремления; идеалы; мотивационные установки, которые придают ей активный и направленный характер, входят в структуру и определяют ее содержательно-смысловые особенности.

Названная система мотивов образует учебную мотивацию, которая характеризуется как устойчивостью, так и динамичностью. Доминирующие внутренние мотивы определяют устойчивость учебной мотивации, иерархию ее основных подструктур. Социальные мотивы обусловливают постоянную динамику вступающих в новые отношения друг с другом побуждений. А.К. Маркова отмечает, что становление мотивации «есть не простое возрастание положительного или усугубление отрицательного отношения к учению, а стоящее за ним усложнение структуры мотивационной сферы, входящих в нее побуждений, появление новых, более зрелых, иногда противоречивых отношений между ними».
По ее мнению, качества мотивов могут быть:

  • Содержательными, связанными с характером учебной деятельности (осознанность, самостоятельность, обобщенность, действенность, доминирование в общей структуре мотивации, степень распространения на несколько учебных предметов и др.);
  • Динамическими, связанными с психофизиологическими особенностями ребенка (устойчивость мотива, его сила и выраженность, переключаемость с одного мотива на другой, эмоциональная окраска мотивов) и т. д.

Учебная мотивация позволяет развивающейся личности определить не только направление, но и способы реализации различных форм учебной деятельности, задействовать эмоциональноволевую сферу. Она выступает в качестве значимой многофакторной детерминации, обусловливающей специфику учебной ситуации в каждый временной интервал.

Как и любой другой вид, учебная мотивация определяется целым рядом специфических для той деятельности, в которую она включается, факторов:

  • характером образовательной системы;
  • организацией педагогического процесса в образовательном учреждении;
  • особенностями самого обучающегося (пол, возраст, уровень интеллектуального развития и способностей, уровень притязаний, самооценка, характер взаимодействия с другими учениками и т.д.);
  • личностными особенностями учителя (преподавателя) и прежде всего системой его отношений к обучаемому, к педагогической деятельности;
  • спецификой учебного предмета.

Учебная деятельность является полимотивированной, так как активность обучаемого имеет различные источники. Принято выделять три вида источников активности: внутренние; внешние; личные.

К внутренним источникам учебной мотивации относятся познавательные и социальные потребности (стремление к социально одобряемым действиям и достижениям).

Внешние источники учебной мотивации определяются условиями жизнедеятельности обучаемого, к которой относятся требования, ожидания и возможности. Требования связаны с необходимостью соблюдения социальных норм поведения, общения и деятельности. Ожидания характеризуют отношение общества к учению как к норме поведения, которая принимается человеком и позволяет преодолевать трудности, связанные с осуществлением учебной деятельности.

Личные источники. Среди названных источников активности, мотивирующих учебную деятельность, особое место занимают личные источники. К их числу относятся интересы, потребности, установки, эталоны и стереотипы и другие, которые обусловливают стремление к самосовершенствованию, самоутверждению и самореализации в учебной и других видах деятельности.

Взаимодействие внутренних, внешних и личных источников учебной мотивации оказывает влияние на характер учебной деятельности и ее результаты. Отсутствие одного из источников приводит к переструктурированию системы учебных мотивов или их деформации.

М.В.Матюхина выделяет две основные группы мотивов.

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

  1. Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.
  2. Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

По мнению Марковой А.К., к видам мотивов можно отнести познавательные и социальные мотивы. Если у школьника в ходе учения преобладает направленность на содержание учебного предмета, то можно говорить о наличии познавательных мотивов. Если у ученика выражена направленность на другого человека в ходе учения, то говорят о социальных мотивах.

К познавательным мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.

К социальным - такие мотивы, как понимание необходимости учения для дальнейшей жизни, процесс учения как возможность общения, похвала от значимых лиц. Они являются вполне естественными и полезными в учебном процессе, хотя их уже нельзя отнести полностью к внутренним формам учебной мотивации.

Еще более обусловлены внешними моментами такие мотивы, как:

  • учеба как вынужденное поведение;
  • процесс учебы как привычное функционирование;
  • учеба ради лидерства и престижа;
  • стремление оказаться в центре внимания.

Эти мотивы могут оказывать и заметное негативное влияние на характер и результаты учебного процесса. Наиболее резко выражены внешние моменты в мотивах учебы ради материального вознаграждения и избегания неудач.

Одной из основных задач учителя является повышение в структуре мотивации учащегося удельного веса внутренней мотивации учения.

Как указывает А.К.Маркова, разные мотивы имеют неодинаковые проявления в учебном процессе. Например, широкие познавательные мотивы проявляются в принятии решения задач, в обращениях к учителю за дополнительными сведениями; учебно-познавательные - в самостоятельных действиях по поиску решения, в вопросах, задаваемых учителю по поводу разных способов работы; мотивы самообразования обнаруживаются в обращениях к учителю с предложениями рациональной организации учебного процесса, в реальных действиях самообразования.

Широкие социальные мотивы проявляются в поступках, свидетельствующих о понимании учеником своего долга и ответственности; позиционные мотивы - в стремлении к контактам со сверстниками и в получении их оценок, в инициативе и помощи товарищам; мотивы социального сотрудничества - в стремлении к коллективной работе и к осознанию рациональных способов ее осуществления. Осознанные мотивы выражаются в умении школьника рассказать о том, что его побуждает, выстроить мотивы по степени значимости; реально действующие мотивы выражаются в успеваемости и посещаемости, в развернутости учебной деятельности и формах ухода от нее, в выполнений дополнительных заданий или отказе от них, в стремлении к заданиям повышенной или пониженной сложности и т.д.

Гипотеза

Предполагаю, что причинами плохой успеваемости слабоуспевающих обучающихся является отсутствие интереса к предмету, снижение положительной учебной мотивации. Эти дети слабо запоминают материал, не умеют воспроизвести его, боятся контрольных работ. Школу посещают безо всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности.

Гипотеза состоит в следующем - целенаправленное и систематическое применение специальных методов и приемов повышения положительной учебной мотивации слабоуспевающих обучающихся на уроках математики будет способствовать повышению успешности, что в свою очередь повысит продуктивность обучения.

Цель проекта: Определение и апробирование методов и приёмов формирования положительной учебной мотивации у слабоуспевающих обучающихся с задержкой психического развития на уроках математики, позволяющих повысить их успеваемость и учебную успешность.

Задачи проекта:

  • определить методы и приемы, направленные на повышение положительной учебной мотивации и являющиеся оптимальными для детей с ЗПР с целью повышения качества знаний;
  • целенаправленно и систематически применять отобранные методы и приемы на уроках математики, отслеживая их результативность путем диагностики
  • обобщить опыт использования методов и приемов формирования положительной учебной мотивации, оценить их эффективность;
  • проанализировать результаты проведенной работы;
  • обобщить полученный методический опыт, представить его коллегам.

Участники проекта: обучающиеся 5-8 класса (в динамике).

Предмет исследования: Как приемы повышения учебной мотивации к обучению влияют на успеваемость обучающихся с задержкой психического развития.

Этапы и методы реализации проекта.

Для реализации проекта я изучила исследования по данной проблеме, практический опыт педагогов, работающих в коррекционной школе. Использовала метод наблюдения за слабоуспевающими обучающимися, анализ устных высказываний, диагностических и контрольных работ.

Работа над проектом проводилась в период с 2019 года по 2022 год и состояла из трех этапов.

Задачи

Деятельность

Ожидаемый результат

1 этап (с 01.09.19 г. по 31.05.20 г.) Подготовительный. Аналитико-диагностический

1

Изучение и анализ материалов по теме проекта.

Анализ научной, психолого-педагогической литературы по проблеме.

Сбор и анализ информации по теме проекта. Определение цели и задач. Повышение уровня самообразования.

2

Определение особенностей и механизмов формирования положительной учебной мотивации на уроках математики школьников с задержкой психического развития.

Проведение исследований. Выводы на основании исследований и наблюдений из опыта работы.

Формулировка проблемы, гипотезы, практической значимости проекта. Выявление уровня сформированности положительной учебной моотивации.

2 этап (с 1.09.20 г. - 31.05.21 г.). Основной. Практический

1

Подбор материала и создание заданий, способствующих развитию положительной учебной мотивации и интереса к предмету.

Систематизация и апробирование приемов способствующих повышению положительной учебной мотивации и интереса к предмету.

Привлечение учащихся к активной деятельности, выявление заинтересованности учащихся.

2

Проведение уроков использованием элементов проблемного обучения.

Разработка конспектов уроков по математике с использованием элементов проблемного обучения.

Привлечение учащихся к активной деятельности. Повышение мотивации, веры в собственные силы.

3 этап (с 01.09.21 г. по 31.12.23 г.) Заключительный. Аналитико-обобщающий

1

Диагностика эффективности проекта.

Проведение анализа мониторинга и анкетирования.

Анализ результатов, наличие положительной динамики.

Ожидаемые результаты реализации проекта.

  • Преодоление неуспеваемости по математике, повышение уровня знаний.
  • Повышение интереса к математике, формирование положительной учебной мотивации к обучению.
  • Повышение способности к самообучению.

Практическая значимость проекта заключается:

  • в определении и применении на уроках математики оптимальных приёмов формирования положительной учебной мотивации обучающихся с задержкой психического развития, способствующих повышению их учебной успешности;
  • в обобщении и трансляции полученного методического опыта, разработке методических рекомендаций для педагогов по его применению.

См. продолжение материала