Урок биологии по теме: «Разнообразие организмов и их классификация»

Разделы: Биология


Цель: познакомить учащихся с классификацией живых организмов.

Предметные результаты:

  • Классифицировать (например, представителей царств животных и растений). Выбирать основания и критерии для классификации, например, делить организмы по способности к самостоятельному движению.

Метапредметные результаты:

  • Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации.

Личностные результаты:

  • Овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений, поступков и стремление совершенствовать пути достижения индивидуального и коллективного благополучия.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учащихся о свойствах живых организмов

1. Питание - это процесс
А. использование кислорода и выведение углекислого газа
образования питательных веществ
Б. поступление в организм, из окружающей среды, необходимых ему веществ.

2. При дыхании выделяется газ
А. углекислый газ
Б. кислород
В. азот

3.Живые организмы, способные самостоятельно образовывать органические вещества из неорганических, называются …………..
А. автотрофы
Б. гетеротрофы

4. Какой процесс жизнедеятельности представлен на рисунке?

5. Найдите соответствие между термином и его определением.
1. раздражимость
2. обмен веществ
3. развитие
А. ответная реакция живых организмов на воздействие различных раздражителей
Б. качественные необратимые изменения, происходящие с живым организмом
В. это совокупность процессов, связанных с перевариванием пищи, процессы усвоением питательных веществ и выведением из организма шлаков и токсических продуктов

6. К автотрофам относят:
А. грибы
Б. животные
В.растения

III. Изучение нового материала

Вопрос. Назовите представителей живой и неживой природы?

Дикой ягоды вкус.
Соловьиные, звонкие трели,
Запах спелых садов,
Родника ледяной перелив.
Снега первого хруст,
Первоцветы в начале апреля,
Желтых листьев покров
И дождя незнакомый мотив.

Когда мы гуляем на улице, во дворе своего дома, в парке или за городом мы любуемся красотой природы. Наслаждаемся пеньем птиц, жужжанием насекомых, любуемся деревьями, кустарниками и цветами. Когда в лесу видим грибы, то пытаемся определить, что это за гриб, съедобный или нет. Можно представить и животных, разнообразие которых велико. Но наверное мало кто из нас задумывался, что все живые организмы, которые нас окружают, имеют названия, посмотрите пожалуйста на гербарии, которые лежат у вас на столах, это не просто растения, не просто травы, а это организмы, которые имеют свое название.

Тема урока: "Разнообразие организмов и их классификация"

Цель урока: узнать на какие, группы делят ученые всех живых организмов, как ученые классифицируют живых организмов.

В настоящее время на Земле трудно встретить участок суши или моря, где бы не было живых существ. Всего их насчитывается более 3,5 млн. видов. Среди них есть одноклеточные, микроскопические организмы и многоклеточные гиганты. Для того чтобы было удобно изучать живую природу, организмы распределяют по группам, то есть классифицируют.

Ученые древности уже начали интересоваться проблемой распределения живых организмов по группам, первоначально существовала классификация по принципу пользы или вреда, например ядовитые растения и лекарственные растения, домашние животные и дикие животные, огромный вклад в развитие науки, которая занимается классификацией живых организмов внес шведский ученый Карл Линней. Этот ученый является основоположником систематики - науки о классификации живых организмов. Этот ученый сделал очень многое для науки:

  • во-первых каждый живой организм стал иметь двойное название, например человек разумный,
  • во-вторых, Линней предложил ввести единый язык классификации - латинский;
  • в-третьих, он описал более 5000 видов растений и 2000 видов животных.

Закончите фразу (используя текст учебника стр.76):

  • Классификация -
  • Систематика -

Классификация позволяет разобраться в огромном многообразии видов, распределить их в строгом порядке. При классификации учитывается не только сходство внешнего и внутреннего строения. Учёные исследую происхождение видов и устанавливают родство между ними. Одни виды являются близкими родственниками, другие - дальними. На данном уроке вы познакомитесь с двумя группами классификации: царством и видом.

Самой большой систематической единицей является царство.

Учёные объединили все организмы в четыре царства: Бактерии, Грибы, Растения и Животные.

Представители царства Растения характеризуются наличием в их клетках хлорофилла и способностью создавать органические вещества из неорганических. Почти все они ведут неподвижный образ жизни.

Организмы царства Животные отличает огромное многообразие и сложные формы поведения. Животные в отличие от растений питаются готовыми органическими веществами. Они активно отыскивают пищу, убежища от врагов и непогоды, места, благоприятные для размножения.

Царство Бактерии включает мельчайшие одноклеточные организмы, невидимые невооружённым глазом. В клетках бактерий нет ядра. Одни бактерии участвуют в круговороте веществ, другие - превращают молоко в простоквашу, третьи - вызывают у людей скарлатину, холеру и многие другие болезни.

Царство Грибы - одна из наиболее разнообразных групп живых организмов. Они питаются готовыми органическими веществами.

Физкультминутка

Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.

Основной систематической единицей является вид. Названия видов состоят из двух слов, например берёза пушистая, заяц русак. Различные виды организмов распределены на нашей планете неравномерно. Например, кобра и серый варан обитают только в пустыни, а кенгуру - только в Австралии.

Закончите фразу (используя текст учебника стр.76):

Вид - это

Близкородственные виды объединяются в роды, роды объединяются в семейства, семейства у растений в порядки, у животных в отряды, отряды в классы, классы у растений в отделы, у животных в типы. Отделы и типы объединяются в царства.

Высшей единицей систематики является империя.

Империя включает 3 надцарства: вирусы или неклеточные, доядерные или прокариоты, ядерные или эукариоты.
Работа учебником. Рассмотрите рисунок 59. Назовите основные систематические единицы растений и животных начиная с наименьшей.

Вопрос. Как вы думаете, что лежит в основе классификации?

Современная классификация построена по принципу родства. (учитывается не только внешнее и внутреннее строение, но и происхождение видов, их родство).

IV. Закрепление Выполнение лабораторной работы

Тема: "Ознакомление с принципами систематики организмов".

Цель. Изучить систематические группы растений и животных. Научиться определять систематическое положение животного. Научиться составлять биологические схемы классификации растений и животных.

Материалы и оборудование: тетрадь, дополнительный материал.

Ход работы

Изучите систематические группы царства Растения и царства Животные и ответьте на вопросы:

1. Выберите из предложенного списка таксоны (систематические группы), относящиеся к систематике царства Животные.

Семейство, царство, вид, порядок, класс, отряд, отдел.

2. Расположите систематические таксоны в порядке возрастания:

Семейство, царство, вид, тип, класс, отряд.

3. Заполните таблицу, используя предложенные слова:
А - Покрытосеменные (Цветковые),
Б - Ромашка аптечная,
В - Растения,
Г - Ромашки.

Царство

Отдел

Род

Вид

Вывод: Наука, изучающая разнообразие живых организмов и их классификацию называется _________.

Наименьшей систематической единицей называется___________, наибольшей - _____________.

Выделяют царства живой природы ___________, __________, __________, ___________.

V. Рефлексия

VI. Домашнее задание

Параграф 12.