Влияние эхолалий на формирование речи детей с РАС

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


Для детей с РАС типично наличие широкого спектра речевых нарушений. У некоторых детей с РАС речевые возможности ограничены произнесением случайных гласных или согласных звуков, издаваемых редко и бесцельно. У других мы можем наблюдать достаточно живую речь, но эта речь не имеет значимости для социального общения. Многие аутичные дети механически повторяют то, что слышат от других людей. Непроизвольное повторение слышимых звуков, слов и фраз называется эхолалией.

Эхолалии могут быть непосредственными, когда повторение звучит через несколько секунд после сказанного взрослым. Можно сказать, что мы говорим с ребенком почти одновременно, повторение идет с отставанием в доли секунды.

Эхолалия может быть отставленной. Тогда ребенок повторяет слова или предложения, которые он слышал час назад, утром или даже несколько недель назад. Это могут быть тексты сказок, фразы из мультфильмов или запреты родителей, специалистов.

Выделяют и смягченные эхолалии, когда сказанное другим лицом несколько видоизменяется.

То, что ребенок способен говорить, является положительным моментом в речевом развитии ребенка с аутизмом, однако из-за такой речи, состоящей из неосмысленных повторений услышанного, страдает социальная и образовательная адаптация ребенка. Эхолалическая речь мешает аутичному ребенку конструировать собственные правильные высказывания, тем самым ограничивая развитие языковых средств общения. Однако у ребенка, способного повторять речь других, больше возможности осознать значение коммуникации, освоить и адаптировать собственную речь, чем у ребенка, не имеющего вербальных средств коммуникации, т.е. мутичного. Несмотря на то, что ребенок может не знать значения многих слов и словосочетаний, которые он повторяет, он все же умеет говорить. Если у ребенка нет эхолалической речи, тогда придется потратить очень много времени на развитие его речи и обучение его произнесению звуков, слов и словосочетаний.

Многие «безречевые» дети с РАС, которые позднее овладевают навыками речи в процессе обучения, достигают этого после стадии развития эхолалических ответов. Те же из мутичных детей, кто не проходит эхолалическую стадию, редко достигают хороших результатов в использовании разговорного языка. Поэтому сначала необходимо научить ребенка эхолалическому повторению. В работе с «безречевыми» детьми с РАС используют приемы по растормаживанию активной речи и формированию коммуникативных навыков посредством максимально возможного числа словесных реакций, пусть даже на уровне эхолалии. Таким образом, в случаях с мутичными детьми эхолалическая речь будет являться начальным этапом в формировании вербальных средств обще­ния.

У другой части детей с РАС большое количество эхолалической речи тормозит развитие коммуникативной речи. Эти дети, в отличие от мутичных детей, находятся на более высоком уровне речевого развития, но, если мы не научим таких детей использовать слова, фразы правильно, адекватно ситуации, то мы оставляем им только одну возможность - использовать эхолалию.

Если ребенка, у которого нет нарушений в развитии, попросить что-либо сделать на понятном ему языке, он это сделает. Если же воспользоваться словами, недоступными для его понимания, то он, как правило, повторит их слово в слово. Дети, страдающие аутизмом с явлениями эхолалии, также часто повторяют утверждения, которых они не понимают. Для них общение происходит как бы на незнакомом языке. Например, если сказать «Покажи, где у тебя голова», и если ребенок знает, как выполнить команду, он не будет повторять эту фразу. Если же сказать «Покажи на свой череп», тогда, (при условии, что ребенку не знакомо значение слова «череп»), вероятнее всего, ребенок повторит утверждение и не выполнит команду. Это означает, что должно наблюдаться некоторое уменьшение эхолалий, по мере того как у ребенка улучшается понимание речи других людей.

Но, даже если ребенок в достаточной степени овладел простыми языковыми навыками, явление эхолалии часто сохраняется. Это можно объяснить стойкими специфическими труд­ностями понимания услышанного и ограниченным набором средств коммуникации. У аутичных детей часто снижена способность усвоения новых слов и словосочетаний. Кроме того, они не могут использовать их адекватно ситуации. Именно поэтому у них возникают трудности с правильными ответами на большинство вопросов.

В психологической и педагогической практике работы с аутичными детьми разработаны приемы, направленные на уменьшение эхолалии. Особый интерес представляет прием, направленный на прекращение явления эхолалии при встрече с незнакомыми утверждениями (командами, прось­бами). Цель заключается в том, чтобы ребенка с эхолалиями научить отвечать фразой «Я не знаю» в качестве общего неэхолалического ответа на те утверждения и вопросы, которые он не понимает.

Работа проводится поэтапно:

Этап 1. Посадите ребенка лицом к себе за небольшой стол. Ребенок должен сидеть спокойно и наблюдать за вами. Выберите несколько вопросов, на которые он не знает ответа, например: «Почему поют птицы?» или «Почему дере­вья зеленые?». Придумайте вопросы такого типа с вопросительными словами «как?», «почему?», «кто?», «где?». Также выберите несколько вопро­сов, на которые ребенок знает ответы, например: «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?», «Кто это?» (показывая на его мать). Теперь задайте первый вопрос, например: «Почему поют птицы?» - быстро и негромким голосом. Затем немедленно дайте правильный ответ: «Я не знаю» - очень громко. Пробуйте экспериментировать с громкостью своего голоса, до тех пор, пока ребенок не будет повторять правильный ответ, а не вопрос. Поощрите его за правильный ответ.

Этап 2. Постепенно начните повышать громкость вашего вопроса, при этом постепенно понижая громкость ответа. Если ребенок начинает повторять вопрос в ходе этого процесса, резко скажите ему «нет» и уменьшите громкость вопроса. Чтобы ребенок не повторял вопрос, останавливайте его ответ при предъявлении вопроса. Тем самым вы предотвращаете повторение вашей фразы Смысл этой техники в том, чтобы научить ребенка не реагировать на обращенный к нему вопрос.

Этап 3. Теперь задайте вопрос «Почему поют птицы?» обычным голосом и задержите ответ. Когда ребёнок сможет сдержать эхолалический повтор вопроса идаст правильный ответ «Я не знаю» без вашей помощи, то можно считать, что ребенок выполнил задание.

Этап 4. Когда вы научите ребенка ответу «Я не знаю» на те вопросы, на которые он не знает ответа, можете переходить к вопросу, на который ребенок уже знает ответ, например: «Как тебя зовут?» (ребенок называет свое имя, и вы его поощряете). Если ребенок не может ответить или отвечает-неправильно, подскажите ему правильные ответ. Нужно использовать вопросы, на которые ребенок уже даёт правильные ответы, и затем чередовать их с теми вопросами, на которые он не знает правильного ответа. Это даст ребенку возможность различать те вопросы, ответ на которые он знает, и те, на которые не знает, что должно помочь ему избежать ответа «Я не знаю» на все задавае­мые вопросы.

Этап 5. Задайте теперь другой вопрос, на который ребёнок не знает ответа, и тренируйте правильный ответ «Я не знаю», продолжая при этом чередовать его с вопросами, на которые ребёнок отвечает правильно.

Если продолжать выполнять задание таким способом, используя вопросы, которые начинаются со слов «как», «почему», «когда» и «где» в комбинации с вопросами, на которые ребенок знает ответ, то через некоторое время ребенок спонтанно должен ответить «Я не знаю» на вопрос, ответ на который он не знает, даже когда вы зададите этот вопрос впервые.

При помощи этой техники есть возможность помочь ребенку избавиться от эхолалических ответов в различных ситуациях.

Во время работы по преодолению эхолалий следует придерживаться ряда правил:

- не позволяйте себе раздражаться и реагировать каким-либо другим негативным способом на эхолаличную речь;

- обратите внимание, может ли ребенок самостоятельно конструировать высказывания;

- если ребенок говорит, только повторяя чужую речь, научите его говорить простыми словами, чтобы выразить то, что он хочет. Вознаграждайте его за это своим вниманием. В то же время полностью игнорируйте его повторы, с помощью которых он пытается ваше внимание привлечь;

- совершенно не реагируйте на его повторяющуюся речь. В эти моменты даже не смотрите на него;

- если вы правильно игнорируете его повторения и награждаете его за попытки самостоятельно строить фразу, то скоро увидите, что он будет это делать с большей охотой;

- эхолалия часто возникает, когда ребенок не понимает, что происходит вокруг. В большинстве случаев это связано с тем, что мы используем слишком много слов, обращаясь к аутичному ребенку. Старайтесь употреблять как можно меньше слов. Делайте паузы, с тем, чтобы ребенок имел время подумать и понять смысл сказанного. Не следует разговаривать в то время, когда включено ТВ, радио и вокруг много говорящих людей.

Таким образом, в зависимости от того, на каком уровне развития находится речь детей с РАС, явление эхолалий может иметь различное влияние на формирование речи.

В одних случаях, например, при работе с безречевыми детьми, явление эхолалий может сыграть положительную роль в растормаживании и формировании средств общения. В ряде случаев аутичный ребенок должен пройти стадию эхолаличной речи для улучшения когнитивного функционирования. В других ситуациях, когда у детей более или менее развита экспрессивная речь, эхола­лий нужно минимизировать, так как эти дети ограничивают свою речь формальным повто­рением того, что говорят другие.

Список литературы

  1. Аутизм: Методические рекомендации по психолого-педагогической коррекции. Сб. методических работ. - М.: Сигналъ, 2001.
  2. Морозов С.А. Детский аутизм и основы его коррекции. Материалы к спецкурсу. М.: Сигналъ, 2002.
  3. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. - 1 Теревинф, 2000.
  4. Питере Т. Аутизм: От теоретического понимания к педагогическому воздействию: Книга для педагогов-дефектологов/Пер. с англ. М.М.Щербаковой. Под науч. ред. Л.М.Шипициной, Д.Н.Исаева. - М.: ВЛАДОС, 2002.