Здоровьесберегающие технологии как неотъемлемая составляющая образовательно-воспитательного процесса

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: здоровьесберегающая технология


Здоровьесберегающие технологии включают комплекс целей и задач, направленных на создание здоровьесберегающей среды в учреждении: создание безопасных условий занятий; рациональная организация образовательно-воспитательного процесса; учет особенностей обучающихся (половозрастных, индивидуальных); соблюдение гигиенических требований; соответствие учебной нагрузки половозрастным особенностям обучающихся и др.

При рассмотрении вопроса здоровьесбережения выделяют технологии здоровья, технологии укрепления здоровья и оздоровительные технологии, основными целями которых соответственно являются:

  • осознанное отношение к здоровью как ценности человека: гигиена, питание, управление эмоциями, соблюдение норм безопасности, ведение здорового образа жизни (двигательная активность, отсутствие вредных привычек);
  • воспитание культуры здоровья: стимулирование мотивации на здоровый образ жизни, к занятиям физической культурой и спортом, ответственности за собственное здоровье как ценности;
  • укрепление здоровья, профилактика и коррекция нарушений здоровья с помощью спортивно-оздоровительных технологий (использование средств различных видов спорта), физкультурно-оздоровительных (использование средств, улучшающих показатели здоровья).

Для воспитания здоровой личности необходимо использование воспитательно-досуговых технологий, направленных на личностное развитие обучающихся.

Теоретические аспекты организации деятельности спортивной школы с использованием технологий здоровьесбережения

1. Взаимосвязь физического воспитания и здоровья человека

Занятие физической культурой и спортом по своей сути имеет оздоровительную направленность. Здоровым может считаться человек, который отличается гармоничным развитием, хорошо адаптирован к окружающей его физической и социальной среде. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) приняла соответствующее определение: «здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни или физических дефектов». Способность организма адекватно изменять свои функциональные показатели и сохранять оптимальность в различных условиях - наиболее характерный критерий нормы здоровья.

Наукой доказано, что здоровье человека только на 10-15% зависит от деятельности учреждений здравоохранения, на 15-20% - от генетических факторов, на 20-25% от состояния окружающей среды и на 50-55% - от условий и образа жизни.

Чтобы физическая культура и спорт оказывали положительное влияние на здоровье человека, необходимо соблюдать определенные правила:

  • средства и методы физического воспитания должны применяться только такие, которые имеют научное обоснование их оздоровительной ценности;
  • физические нагрузки обязаны планироваться в соответствии с возможностями обучающихся;
  • в процессе использования всех форм физической культуры и спорта необходимо обеспечить регулярность и единство врачебного, педагогического контроля и самоконтроля. Периодичность и содержание врачебно-педагогического контроля, в первую очередь, зависят от форм занятий физическими упражнениями, величины физической нагрузки.

Принципы оздоровительной и здоровьесберегающей направленности обязывают специалистов по физической культуре и спорту так организовать физическое и личностное воспитание, чтобы оно выполняло как профилактическую, так и развивающую функции: совершенствовать функциональные возможности организма, повышая его работоспособность и сопротивляемость неблагоприятным условиям; компенсировать недостаток двигательной активности; совершенствовать морально-волевые качества; самостоятельно самосовершенствоваться и саморазвиваться для приобретения собственной гражданской позиции в обществе; вести здоровый образ жизни.

2. Образ жизни и здоровье

В связи с тем, что от образа жизни человека зависит в большей степени его здоровье, тогда ведение здорового образа жизни в первую очередь влияет на сохранение и улучшение здоровья. Образ жизни включает основную деятельность человека, куда входят трудовая деятельность, социальная, психоинтеллектуальная, двигательная активность, общение и бытовые взаимоотношения. Образ жизни формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно. Формирование здорового образа жизни является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками, гиподинамией и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями.

Задача спортивной школы в направлении здоровьесбережения заключается в применении средств физического воспитания оздоровительной направленности: закаливание; массаж (самомассаж); физические упражнения, способствующие формированию осанки, профилактике плоскостопия, развитию органов дыхания, опорно-двигательного аппарата, физических качеств и двигательных способностей; а также физические упражнения, способствующие психическому развитию.

Оздоровительная направленность средств физического воспитания способствует укреплению физического и психического здоровья, формированию двигательных и поведенческих основ здорового образа жизни, раскрытию резервных возможностей человека.

3. Понятия: здоровьесберегающая образовательная среда, здоровьесберегающие технологии, группы здоровьесберегающих технологий, компетентность и здоровьесберегающая компетентность

Здоровьесберегающая образовательная среда

На основании мнений ученых и политиков среда обитания человека охватывает совокупность природных и социальных факторов, которые прямо или косвенно влияют на жизнь, здоровье и деятельность людей: человек одновременно является продуктом и творцом своей среды, которая ему дает физическую основу для жизни и делает возможным интеллектуальное, моральное, общественное и духовное развитие. Образование обязательно зависит от среды, в которой протекает развитие человека. Понятие «образовательная среда школы» в последнее время с пристрастием разрабатывается отечественными и зарубежными учеными с разных позиций.

Образовательная среда - интегральная характеристика воздействия всего комплекса условий, в которых протекает жизнедеятельность обучающихся в стенах образовательного учреждения, на их психологическое состояние, успешность учебной деятельности и личностное развитие (В.Я.Ясвин, 2001 г.).

В современных условиях рассматривается понятие «педагогика среды», целью которой является поиск нового содержания и форм образования. В последние годы в педагогике применяются аспекты изучения среды и акцент переносится на развивающую функцию образования появились новые понятия - «адаптивная образовательная среда», «развивающая образовательная среда». Согласно теории известных американских психологов А.Маслоу и К.Роджерса - «способность человека расти, развиваться, опираясь на собственный уровень, - основа изменений, поскольку передача готового опыта не может кого-либо изменить», то есть можно лишь создать условия, атмосферу, способствующую развитию человека, а те изменения, которые происходят в личности, человек воспринимает индивидуально.

Качественная образовательная среда в равной степени должна обеспечить возможности для личностного развития всех субъектов образовательного процесса: педагогов, родителей и других лиц, включаемых в социальный компонент данной среды. Система ценностей, которая закладывается в содержание воспитательно-образовательного процесса на современном этапе образования должна предполагать воздействие на мотивационно-поведенческую, эмоционально-волевую, адаптивно-ресурсную сферы.

Наличие причинно-следственной зависимости в системе «здоровье детей - среда образовательного учреждения» сегодня приобретает особую актуальность в связи со стойкой тенденцией ухудшения состояния здоровья детей и подростков в России за последние десятилетия, которая должна быть соотнесена с проблемами, касающимися адаптации и развития учащихся. К ним относятся: учебные перегрузки обучающихся в школе, приводящие к состоянию переутомления; организация физической активности учащихся; профилактика гиподинамии; охрана и укрепление психологического здоровья учащихся (предупреждение школьных стрессов, распространения среди обучающихся вредных привычек, зависимостей и т.п.); формирование культуры здоровья учащихся и компетентности педагогов в вопросах использования здоровьесберегающих и развивающих технологий; организация сотрудничества с родителями обучающихся по вопросам сохранения здоровья, адаптации и развития их детей.

В настоящее время официальная статистика диагностики здоровья «базируется на определении косвенных показателей заболеваемость и смертность», что не отражает общую картину о состоянии здоровья человека, тем более ребенка. В отношении детей используются другие критерии, такие как: гармоничность физического и духовного развития, биологическое соответствие нормам, физическое развитие. Оптимальность системы «образовательная среда - ребенок» должна оцениваться на основе интегральных здоровьесберегающих характеристик, основанных не только на степени приспособления к учебной деятельности, но и на способности к дальнейшему психофизиологическому, личностному, социальному развитию индивида. Рекомендуется трехмерная система оценок здоровья детей, в которую должны быть включены социально-педагогические, психологические и медико-биологические критерии.

При формировании здоровьесберегающей среды в образовательном учреждении включается комплекс физических, химических, биологических и социальных факторов. Степень интенсивности и характер влияния данных факторов возрастает вследствие различных отступлений от установленных валеологических, санитарно-гигиенических требований или несовершенства некоторых действующих регламентов. Для снижения неблагоприятного влияния различных факторов на обучающегося в образовательных учреждениях должна разрабатываться система воспитательных профилактических мероприятий, направленных на обеспечение комфортных условий, уменьшение напряжения механизмов адаптации, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.

Здоровьесберегающие технологии и их группы

Психолого-педагогические технологии, программы, методы, которые ориентированы на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности и мотивации на ведение здорового образа жизни, определяют как здоровьесберегающие образовательные технологии.

Наиболее значимыми по степени влияния на здоровье, адаптацию и развитие обучающихся являются здоровьесберегающие образовательные технологии, которые подразделяются на три основные группы:

  • организационно-педагогические, определяющие структуру учебного процесса, частично регламентированную в СанПиНах, способствующую предотвращению переутомления, гиподинамии и других дезадаптационных состояний;
  • психолого-педагогические, связанные с непосредственной работой педагога на занятии, а также с психолого-педагогическим сопровождением всех элементов образовательного процесса;
  • учебно-воспитательные, включающие программы, направленные на формирование культуры здоровья и мотивацию к ведению здорового образа жизни, предупреждение вредных привычек, предусматривающие также проведение организационно-воспитательной работы с обучающимися после занятий, просвещение их родителей.

В последнее время во внеурочной работе образовательных учреждений все чаще используются социально-адаптирующие и личностно-развивающие технологии: разнообразные социально-психологические тренинги, программы социальной и семейной педагогики, к участию в которых целесообразно привлекать не только детей, но их родителей, а также педагогов; лечебно-оздоровительные технологии, включающие самостоятельные области знаний: лечебную педагогику и лечебную физкультуру, направленные на восстановление физического здоровья обучающихся.

Использование комплекса здоровьесбеоегающих технологий способствует формированию системы образования, реализующей как адаптивные, так и развивающие функции.

Здоровьесберегающая компетентность как основа успешной реализации здоровьесберегающих технологий

Согласно определений отдельных ученых «компетентность означает способность индивида производить определенный вид работы, а также наличие у него достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу. Современная педагогическая литература по этой проблеме показывает всю многомерность и неоднозначность трактовки как самих понятий компетентность, компетенция, так и основанного на их подходе к организации процесса обучения и оценке результатов образования. В новом стандарте педагогического образования «компетентность - это новообразование субъекта деятельности, формирующееся в процессе профессиональной подготовки, представляющее собой системное проявление знаний, умений, способностей и личностных качеств, позволяющее успешно решать функциональные задачи, составляющие сущность профессиональной деятельности». «Компетенции - опредмеченные в деятельности компетентности работника; круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен, круг чьих-нибудь полномочий, прав». Таким образом, компетентность характеризует субъекта деятельности, компетенции относятся к объекту деятельности.

Здоровьесберегающая компетентность в качестве объекта реальной деятельности подразумевает «здоровье», педагогу необходимо овладевать здоровьесберегающими технологиями и конечно быть заинтересованным в сохранении собственного здоровья и здоровья окружающих.

Таким образом, можно определить, что здоровьесберегающая компетентность педагога - это совокупность здоровьесберегающих знаний и стабильной позитивной педагогической практики здоровьесбережения, базирующейся на ценностях культуры, здоровья и ответственном отношении к здоровью. Результатом показателей сформированности здоровьесберегающей компетентности можно выделить следующие позиции:

  • знание нормативно-правовой базы здоровьесбережения в учреждении;
  • знание теоретических основ педагогики здоровья;
  • знание возрастных особенностей детей;
  • умение проектировать и осуществлять здоровьесберегающую деятельность;
  • умение анализировать и оценивать здоровьесберегающую деятельность;
  • владение методами здоровьесбережения детей;
  • умение осуществлять диагностику эффективности здоровьесберегающей деятельности;
  • умение осуществлять взаимодействие с узкими специалистами и родителями по проблеме здоровьесбережения.

Для осуществления и формирования здоровьесберегающей компетентности педагогических работников в образовательном учреждении необходимо выстроить систему конструктивного взаимодействия всех участков здоровьесберегающей деятельности на основе анализа ее продуктивности, обратной связи, рефлексии.

Главным критерием оценки здоровьесберегающей деятельности педагога является его непосредственная педагогическая деятельность, процесс обучения.

Особенности здоровьесберегающей педагогической деятельности заключаются в том, что она должна быть основана на дидактике и педагогике здоровья. В педагогической деятельности должны широко использоваться эффективные формы и методы подачи информации о здоровье и профилактике заболеваний, активизирующих осознание ценностей здоровья, психологического взросления.

Педагогическая деятельность должна быть направлена на усиление защитных и развивающих факторов, в том числе развитие ресурсов личности и поддерживающей социальной среды.