Методика развития оптических характеристик объекта (величина) у детей второго года жизни, воспитывающихся в доме ребенка

Разделы: Работа с дошкольниками, Коррекционная педагогика

Класс: д/с


Пояснительная записка

Представления о величине предметов являются важной составляющей частью математических представлений у детей раннего возраста. Осознание величины предметов положительно влияет на умственное развитие ребенка, так как связано с развитием способности отождествления, распознавания, сравнения, обобщения, подводит к пониманию величины как математического понятия.

Чтобы сенсорное развитие проходило полноценно, необходимо целенаправленное сенсорное воспитание. Ребенка следует научить рассматриванию, ощупыванию, выслушиванию и т.п., то есть сформировать у него перцептивные действия. Но обследовать предмет, увидеть, ощупать его недостаточно. Необходимо определить отношение выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов. Для этого ребенку нужны мерки, с которыми можно сравнить то, что он в настоящий момент воспринимает.

Известный зарубежный педагог М.Монтессори «сензитивным периодом» для сенсорного развития называла возраст от 0 до 5,5 лет. На втором году жизни, если созданы все необходимые условия, у ребёнка наблюдается интенсивное развитие сенсорных способностей, определяющих уровень развития восприятия. Доминирующим в сенсорном развитии является восприятие предметов.

Познание величины осуществляется, с одной стороны, на сенсорной основе, а с другой - опосредуется мышлением и речью. Адекватное восприятие величины зависит от опыта практического оперирования предметами, развития глазомера, включения в процесс восприятия слова, участия мыслительных процессов: сравнения, анализа, синтеза и др.

Группировка предметов по величине и соотнесение предметов по этому признаку доступны детям второго года жизни в начале при выборе одного из двух, а с 1,8-1,9 - из четырёх. К двум годам восприятие становится более точным и осмысленным в связи с овладением такими функциями как сравнение, сопоставление. Практический результат ребёнок получает в результате многократных сравнений величины в процессе подбора одинаковых или подходящих друг к другу предметов или их частей.

Пилюгина указывает, что первоначальное сравнение является приблизительным: ребёнок примеривается, пробует и через ошибки и их исправление достигает результата.

На основе длительного применения проб и примеривания у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины, умение вычленять ее, соотносить предметы по величине. Однако после полутора лет, в возрасте 1,9-1,10 число мерок быстро сокращается и происходит переход к зрительному восприятию. Это новый этап сенсорного развития, который свидетельствует о переходе внешних действий во внутренний психический план.

Цель по развитию оптических характеристик объекта: формирование категориальной соотнесенности зрительного образа предметов.

Основные задачи:

  • Учить различать величину предметов (примериванием и зрительным соотнесением, кинестетическим способом);
  • Стимулировать ребенка в активном исследовании предметов и материалов разными способами.
  • Воспитывать у ребенка желание общаться со взрослым по поводу предметов и действий с ними (ситуативно - деловое общение), доверие ребенка к взрослому;
  • Создаватть оптимальные условия для эмоционального статуса ребенка;
  • Развивать подражательные способности детей;
  • Воспитывать познавательные потребности.

Коррекционные задачи:

  1. Развитие зрительно-моторной координации и усвоение порядка действий;
  2. Развитие пространственной ориентировки (представления) -различение верха и низа предмета;
  3. Совершенствование целенаправленных и соотносящих действий с предметом (движение руки, пальцев ребенка);
  4. Обогащение сенсорного (чувственного) опыта ребенка;
  5. Совершенствование тактильных ощущений;
  6. Обучение навыкам группировки, соотнесения и чередования предметов по величине;
  7. Развитие и стимуляция мотивационной сферы ребенка;
  8. Формирование навыков саморегуляции;
  9. Развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
  10. Формирование предпосылок развития активной и пассивной речи;
  11. Активизация познавательной деятельности;
  12. Формирование сенсорного эталона.

Методы и приемы:

  1. Игровые: введение персонажей, эмоционально-экспрессивная речь взрослого, прятание (на примере матрешки), обыгрывание;
  2. Наглядные: показ, совместные действия взрослого и ребенка, рассматривание, использование фланелеграфа;
  3. Практические;
  4. Словесные: диалог взрослого и ребенка, словесное описание предмета и действий с ним.

Пассивный словарь: «большой-маленький», «высокий-низкий», «высоко-низко», «выше», «ниже», «одинаковые», «поменьше», «побольше».

Методические требования к оборудованию и материалу:

Поверхность стола должна быть не скользкой, светлого цвета. Желательно проводить занятия в отдельной комнате. Ребенок должен сидеть спиной или сбоку от окна (дополнительные внешние раздражители).

Наиболее оптимальным материалом для сенсорного развития являются деревянные игрушки, т.к. их фактура, устойчивость при манипулировании, выполнении элементарных действий с ними удобны для игр-занятий с детьми раннего возраста.

Более удобными для захватывания являются вкладыши и другие детали дидактических пособий размером не менее 3 и не более 4,5 см, что соответствует размерам ладони малыша. Разница между большими и маленькими предметами (при ориентировке в величине) должна составлять от 1,5 см до 3 см.

Организация и основные принципы построения занятий: на втором году жизни не более двух человек.

Ребенка необходимо научить таким действиям, при которых он мог бы понять, что от умения определять величину зависит результат его деятельности. Поэтому первые игры и упражнения должны быть основаны на практических действиях. Способом ориентировки в задании являются здесь пробы, которым и нужно научить ребенка.

Лишь на основе длительного использования способов проб и примеривания в самых разных ситуациях и на самых разных объектах у ребенка может возникнуть полноценное зрительное восприятие величины.

  • Игровая форма (главное для ребенка - игровая задача, мотивация выполнения деятельности).
  • Смена видов деятельности (у детей приблизительно до трех лет сосредоточение внимания не более 5 минут, поэтому смена видов деятельности должна быть через каждые 3-4 минуты).
  • Повторяемость программного материала.
  • Перенос полученных знаний, сведений, способов действий из одной ситуации в другую.

При соотнесении предметов по величине следует обратить внимание на разные параметры величины (длину, высоту, ширину) в тех случаях, когда они оказываются существенными для выполнения задания.

Последовательность проведения занятий по развитию оптических характеристик объекта (величина). К.Л.Печора

Материал - матрешки.

Этапы:

1-й. Две величины. Одна большая матрешка раскрывается, маленькая нет

(l г. l мес. - 1г.3мес.).

2-й. Две величины. Обе матрешки раскрываются (1г.3 мес. - 1 г.6 мес.).

3-й. Три величины. Две матрешки раскрываются, третья нет (1 г.6 мес. - 1 г.9 мес.).

4-й. Три величины. Все матрешки раскрываются (1 г.9 мес. - 2 года).

5-й. Четыре-пять величин. Все матрешки раскрываются (2 года - 2 г.6 мес.).

Материал - пирамидки.

Этапы:

1-й. Одна величина: 4-5 колец пирамидки одного размера (1 г.1 мес. - 1 г.3 мес.).

2-й. Две величины: 4 контрастных кольца (2 больших и 2 маленьких) (1 г.3 мес. - 1 г.6 мес.).

3-й. Три величины: 6 контрастных колец (2 больших, 2 средних, 2 маленьких) (1 г.6 мес. - 1 г.9 мес.).

4-й. Четыре-пять величин: кольца, чередующиеся по размеру через одно кольцо (1 г. 9 мес. - 2 года).

5-й. Шесть-восемь величин, чередующихся по размеру (2 года -2 г.6 мес.).

Примеры занятий

Занятие с матрешкой

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев). Возрастной период может не совпадать с указанным этапом, в связи с индивидуальным темпом развития ребенка.

Цель занятия. Развитие умения ориентироваться в двух контрастных величинах; формировать целенаправленные действия детей второго года жизни с матрешкой (открывать, закрывать, вынимать, вкладывать).

Материал. Матрешка с одним нераскрывающимся вкладышем (контрастной величины с разницей примерно 3 см).

Методические приемы. Педагог вначале показывает, как открывается, вынимается, вкладывается, закрывается матрешка, сопровождая действия словом. Обращает внимание на величину матрешек, по-разному эмоционально окрашивая голос на словах «большая», «маленькая». При обучении использует кинестетический метод, т.е. действует рукой ребенка.

С 1 года 3 месяцев ребенку уже предлагают двусоставную матрешку, и т.д. Цель и методические приемы те же, что и на первом занятии. Кроме того, педагог учит детей правильно ставить головку матрешки около основания или сзади него, последовательно закрывать сначала матрешку маленькую, потом большую.

После 1 года 6 месяцев педагог пользуется в основном методом показа, сопровождая его словом.

Занятие с пирамидкой

Первый этап (от 1 года 1 месяца до 1 года 3 месяцев). Занятия с пирамидкой (4-5 колец), все кольца одного размера.

Второй этап (от 1 года 3 месяцев до 1 года 6 месяцев).

Цель занятия. Развивать ориентировку ребенка в контрастных величинах предметов.

Материал. Пирамидка из 4 колец двух контрастных величин (2 -больших, 2- поменьше).

Методические приемы. Педагог интонацией подчеркивает разницу в величине колец. Надев сначала большие, потом маленькие кольца на стержень проводит рукой ребенка по поверхности пирамиды. Показывая какая она теперь неровная.

От 1 года 6 месяцев цель занятий та же, увеличивается число колец. Кроме того педагог вводит понятие «поменьше»

Занятия на зрительное соотнесение по величине (от 1 года 9 месяцев до 2 лет).

Занятие на соотнесение 2 величин на плоскости

Цель занятия. Продолжать учить соотносить объекты по величине, выделять величину в качестве значимого признака, определяющего действия; закреплять знание слов «большой», «маленький», «больше», «меньше», вводить их в активный словарь детей.

Материал. Картонные трафареты с изображением медведей, зонтиков двух (трех, четырех) величин, солнца, тучек. Фланелеграф, мольберт.

Методические приемы. Педагог рассказывает сказку про медведей: « В лесу жили медведи - мама и сынок. Вот один раз они пошли гулять и вышли в поле. Светило ярко солнце, но вдруг мама медведь сказала: «Смотри какая большая туча надвигается, сейчас пойдет дождь ». Давай поможем медведям спрятаться от дождя под зонтиками. Только смотрите внимательно кому какой зонтик подходит. В конце подводит итог: маме медведихе дали большой зонт, потому что она большая. А сыну маленький зонтик, потому что он маленький.

Занятие на соотнесение 3-х величин на плоскости (подгрупповое)

Цель занятия. Учить зрительно соотносить величину предметов и проверять свой выбор путем наложения; развивать внимание; закреплять слова, определяющие относительность величин «больше», «поменьше», «маленькие», «одинаковые ».

Материал. Три дома (вырезанных из двп) разной величины с прорезями для дверей и окон, без крыш; крыши, окна, двери трех величин, соответствующие размерам домов. Картинка медведя, лисы и зайца (вырезанных по контуру), соответствующие размерам пропезей дверей в домах.

Методические приемы. Педагог располагает на фланелеграфе изображения трех домов в случайном порядке. На столе перед ребенком раскладывает вперемешку элементы дома. Затем говорит детям, что они будут строителями, достроят дома, которые должны быть аккуратными, ровными; все детали следует подбирать так, чтобы они подошли к нужным частям. Ребенок подходит к мольберту и достраивает дома (возможен вариант, когда педагог сначала показывает ребенку что нужно делать). Далее каждый ребенок на своем раздаточном материале выполняет задание.

Литература

  1. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников: Кн. Для учителя. - М.: 2БУК-МАСТЕР», 1993. - 191 с.
  2. Печора К.Л. Развитие и воспитание детей раннего возраста. Актуальные проблемы и их решение в условиях ДОУ и семьи. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006.-96 с.
  3. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под редакцией А.А.Столяра. М.: «Просвещение», 1988. - 303 с.
  4. Леушина А.М. ФЭМП у детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение», 1974. - 368 с.