Урок математики "Решение задач"

Разделы: Начальная школа

Класс: 1

Ключевые слова: математика, УМК «Школа России»


Тип урока: урок-закрепление.

Цель урока:

  • закрепление умения анализировать и решать задачи арифметическим способом, выделять условие и вопрос текстовой задачи;
  • развивать математическую речь, логическое мышление, воспитывать интерес к предмету.

Задачи:

Образовательные:

  • закреплять знание табличных случаев сложения и вычитания в пределах 10;
  • повторить структурные элементы задачи;
  • закрепить навыки решения изученных видов задач;
  • развивать вычислительные навыки детей.

Развивающие:

  • развивать умение устанавливать последовательность действий при выполнении поставленных задач, строить рассуждение и работать по алгоритму;
  • развивать умения контролировать и оценивать свою работу и её результат.

Воспитательные:

  • формировать мотивацию к решению познавательных задач;
  • развивать способность к самооценке своих учебных достижений;
  • развивать интерес к ведению диалога с учителем, одноклассниками.

В ходе урока у обучающихся будут формироваться следующие универсальные учебные действия:

Личностные:

  • внутренняя позиция обучающегося;
  • учебно-познавательный интерес к учебному материалу и способам решения поставленных задач;
  • ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Регулятивные:

  • принимать и сохранять учебную задачу;
  • ставить учебную задачу на основе того, что уже известно;
  • определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.

Познавательные:

  • выделять существенную информацию из текста;
  • строить сообщение в устной форме;
  • строить рассуждение в форме простых суждений об объекте наблюдения;
  • владеть рядом общих приемов в решении задач.

Коммуникативные:

  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологические высказывания, владеть диалогической формой речи;
  • допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной;
  • организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
  • адекватно воспринимать и передавать информацию;

Средства обучения: Рабочий лист, карточки с заданиями, презентация к уроку.

Ход урока

1. Мотивационный этап

Ребята, послушайте, какая тишина!
Это в школе идут уроки.
Мы не будем тратить время зря,
И приступим поскорей к работе.

2. Актуализация знаний

- Чтобы узнать тему нашего урока, вам нужно решить примеры.

У вас на столах лежат «Рабочие листы». Подпишите свой лист. Приложение № 1

- Я буду говорить задание, а вы заполняете верхние квадратики цифрами.

- Запишите число, предшествующее числу 10.

(9)

- Три без двух.

(1)

- К 3 прибавить 2.

(5)

- К 0 прибавить 1

(1)

- Четыре - это два и ещё …

(2)

- Запишите число, следующее за числом 4.

(5)

- Высока, как палочка,
И с носиком большим,
Всегда повсюду первая -
Циферка ….

(1)

- Расшифруйте слово. А ключом к разгадке будет алфавит. Каждое число соответствует букве русского алфавита. Приложение № 2

- Какое слово получилось? Проверьте по слайду.

- Если вы выполнили всё правильно, и у вас получилось слово «задача», раскрасьте 5 кружков. Если вы допустили одну ошибку, раскрасьте 4 кружка.

3. Постановка цели и задач урока

- Кто скажет, какая тема урока сегодня?

- А мы уже учились решать задачи? Значит, мы будем закреплять наши знания и умения необходимые при решении задач.

4. Мотивирование учащихся к пробному учебному действию и его самостоятельное осуществление

- Давайте посмотрим, как решал задачи Коля Сорокин из мультфильма «Остров ошибок».

Просмотр отрывка № 1 из мультфильма «Остров ошибок».

5. Самоопределение к деятельности

- Вы догадались, кто виноват, что произошли такие недоразумения с героями задач?

- Как вы думаете, почему Коля не смог решить задачи? Так какими качествами должен обладать ученик, чтобы научиться правильно решать задачи?

- Какой текст называется задачей?

- Послушайте два текста. Подумайте, какой из этих рассказов вы бы поместили в учебник «Математика», а какой в «Окружающий мир»?

  • 1 рассказ: У кошки 3 серых котёнка и 2 рыжих. Котята - звери, так как их тело покрыто шерстью.
  • 2 рассказ: У кошки 3 серых котёнка и 2 рыжих. Сколько всего котят у кошки?

- Как называется рассказ, который мы поместили в учебник «Математика»?

- А из каких компонентов состоит задача?

- Давайте хором повторим.

- А что такое условие задачи?

- Вопрос задачи?

- Что значит решение задачи?

- А что такое ответ задачи?

6. Этап включения в систему знаний и повторения

Работа в парах.

- У вас на столе есть карточка, которая называется «Собери задачу». Вам нужно внимательно прочитать, и соединить части задачи с её компонентами. Приложение № 3

- Проверяем.

- Если вы всё выполнили правильно, то в рабочем листе раскрасьте 5 кружков. Если допустили 2 ошибки - 3кружка. Если вы перепутали и соединили неправильно - 1 кружок. Приложение № 1

7. Физминутка

Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Вверх ладошки! Хлоп! Хлоп!
По коленкам - шлёп, шлёп!
По плечам теперь похлопай!
По бокам себя пошлёпай!
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.

8. Закрепление изученного материала

Работа в группах.

- Молодцы! Теперь я уверена, что вы сможете справиться с заданием в группе. Приложение № 4

- У каждой группы есть рисунок к задаче. Вам нужно устно составить задачу - математический рассказ, записать решение и ответ задачи. Рассказать задачу у доски всей группой. Распределите, кто, что будет рассказывать. На работу даю 5 минут.

- Оцените свою работу в группе. Если вы составили правильно задачу, работали дружно, и у вас всё получилось, раскрасьте 5 кружков. Приложение № 1

- Рассмотрите ваши задачи. Как назвать одним словом, то, о чём говорилось в задачах?

- А вы знаете, чем полезны овощи?

Рассказ учителя о пользе овощей.

- Морковь полезна для роста, поддерживает здоровье глаз, волос, ногтей, улучшает работу мозга.

Капуста - один из древнейших видов овощей. В капусте содержатся витамины А, В, С, Е.

Огурец ценится за вкусовые качества. Его можно употреблять в свежем, солёном, маринованном виде.

По содержанию витамина С, перец занимает первое среди овощей.

Лук богат эфирными маслами, которые и придают ему специфический запах. Эти масла обладают лечебным действием.

9. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

- Ну вот, мы с вами много повторили про задачу. А сейчас вы самостоятельно будете решать задачу.

- Кто из вас помогает дома родителям?

- А как вы помогаете?

- Вот сейчас будет задача про таких же ребят, как вы - помощников.

- Но помните!!!

У задачи условие есть,
Его внимательно нужно прочесть.
И есть вопрос в любой задаче.
Найдите ответ, желаю удачи!

Решение задачи в рабочем листе. Приложение № 1

Аня вымыла 4 тарелки, а Коля вымыл 3 тарелки. Сколько всего тарелок вымыли дети?

- Проверяем задачу.

- Кто выполнил правильно, раскрасьте 5 кружков. У кого решение правильное, но забыл написать наименование или ответ - раскрасьте 4 кружка. Если вы задачу решили неверно, но очень старались - 3 кружка. Если вы не приступили к задаче - 1 кружок.

Приложение № 1

10. Этап рефлексии учебной деятельности

- А теперь подведем итог нашего урока.

- Посчитайте все кружки, которые вы раскрасили на рабочем листе. Если у вас получилось раскрашенных кружков

  • от 20 до 15 - раскрасьте 5 кружков,
  • от 15 до 10 - 4 кружка,
  • от 10 до 5 - 3 кружка,
  • от 3 и меньше - 2 кружка.

Приложение № 1

- А вам интересно узнать, научился Коля Сорокин решать задачи? Давайте посмотрим.

Просмотр отрывка № 2 из мультфильма «Остров ошибок»