Рабочая программа по русскому языку (факультатив). 2-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: русский язык


Пояснительная записка

Язык - это средство общения людей, орудие формирования и выражения мыслей и чувств, средство усвоения новой информации, новых знаний. Но для того чтобы эффективно воздействовать на разум и чувства, носитель данного языка должен хорошо владеть и, то есть обладать речевой культурой. Владение словом - инструментом общения, мышления - это первооснова интеллекта ребенка. Мышление не может развиваться без языкового материала. Начальный школьный период - одна из наиболее важных ступеней в овладении речью.

Дети овладевают родным языком через речевую деятельность, через восприятие речи и говорение. Вот почему так важно создавать условия для речевой деятельности детей.

Цель занятий, проводимых по программе «Школа развития речи», - способствовать более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке, содействовать развитию речи детей, совершенствовать у них навыки лингвистического анализа, повышать уровень языкового развития школьников, воспитывать познавательный интерес к родному языку, решать проблемы интеллектуального развития младших школьников.

Задачи курса:

  • обеспечение правильного усвоения детьми достаточного лексического запаса, грамматических форм, синтаксических конструкций;
  • создание речевых ситуаций, стимулирующих мотивацию развития речи учащихся;
  • формирование речевых интересов и потребностей младших школьников. Занятия выстроены следующим образом:
  • Активизация мыслительной деятельности учащихся, подготовка к выполнению заданий основной части.
  • Основная часть. Выполнение заданий проблемно-поискового и творческого характера.
  • Занимательные задания (игры-загадки, игры-задачи и так далее).

Общая характеристика курса

Важнейшей особенностью курса, представленной в данной программе, является его коммуникативная направленность, которая предполагает целенаправленное обучение школьников осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.

Вторую особенность курса составляет внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиняя со 2-го) класса формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.

Третья особенность курса связана с постановкой процесса обучения: с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию детей реализуется деятельностный подход к изучению языка и дальнейшему практическому овладению им.

Во время занятий по предложенному курсу происходит становление у детей развитых форм самосознания и самоконтроля.

Рабочая программа учебного предмета «Русский родной язык» разработана в соответствии с требованиями:

    Федерального закона Российской Федерации от 29.12.2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статьи 11, 12, 13, 48 часть 1 п.1);
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Министерством образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 года № 373;
  • Закона Российской Федерации от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» (в редакции Федерального закона № 185-ФЗ);
  • «Концепции преподавания русского языка и литературы», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 г. № 637;

Цели и задачи: Изучение родного языка направлено на развитие языковой компетентности, коммуникативных умений, диалогической и монологической речи. В ходе изучения родного языка формируются речевые способности обучающегося, культура речи, интерес к родному языку.

Место учебного предмета «Русский родной язык» в учебном плане: В соответствии с учебным планом на 2018-2019 учебный год, предмет «Родной язык» изучается во 2-м классе 1 час в неделю. Всего 34 недель. Общий объём учебного времени составляет 34 часа.

Задачи:

    развитие интереса к русскому языку как к учебному предмету;
  • пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием родного языка;
  • развитие мотивации к изучению русского языка;
  • развитие творчества и обогащение словарного запаса;
  • совершенствование общего языкового развития учащихся;
  • углубление и расширение знаний и представлений о литературном языке.
  • формирование и развитие у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления.
  • приобщение школьников к самостоятельной исследовательской работе;
  • развивать умение пользоваться разнообразными словарями;
  • учить организации личной и коллективной деятельности в работе с книгой. Таким образом, принципиальной задачей на занятиях данного курса является именно развитие познавательных способностей и общеучебных умений и навыков, а не усвоение каких-то конкретных знаний и умений.

Система представленных задач и упражнений позволяет решать все три аспекта дидактической цели: познавательный, развивающий и воспитывающий.

Познавательный аспект

    Формирование и развитие разных видов памяти, внимания, воображения. Формирование и развитие общеучебных умений и навыков.
  • Формирование общей способности искать и находить новые решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации.

Развивающий аспект

    Развитие речи.
  • Развитие мышления в ходе усвоения таких приемов мыслительной деятельности, как умение анализировать, сравнивать, синтезировать, обобщать, выделять главное, доказывать и опровергать.

Воспитывающий аспект

    Воспитание системы нравственных межличностных отношений.

Планируемые результаты

Личностные результаты

    умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;
  • любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
  • интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
  • интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письменной форме общения;
  • интерес к изучению языка;
  • осознание ответственности за произнесённое и написанное слово.

Метапредметные результаты

Регулятивные УУД:

    самостоятельно формулировать тему и цели урока;
  • составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;
  • работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
  • в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

    перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
  • пользоваться словарями, справочниками;
  • осуществлять анализ и синтез;
  • устанавливать причинно-следственные связи;
  • строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

    адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.
  • высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
  • задавать вопросы.

Предметные результаты

  • умение делать умозаключение, сравнивать, устанавливать закономерности, называть последовательность действий;
  • умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение в словах, находить однокоренные слова, отгадывать и составлять ребусы;
  • умение называть противоположные по смыслу слова, работать со словарем;
  • умение подбирать фразеологизмы, использовать в речи знакомые пословицы;

Содержание учебного предмета

2 класс

Слово.

Слово. Слово имеет значение. Синонимы. Омонимы. Многозначные слова. Изобразительные средства языка: сравнение, олицетворение. Вежливые слова.

Знакомство со словарями: толковым, орфографическим. Умение определять лексическое значение слова по словарю, контексту, на основе словообразовательного анализа.

Умение выделять слова в переносном значении в тексте, сравнивать прямое и переносное значения, определять основу переноса значения. Умение сконструировать образное выражение (сравнение, олицетворение) по образцу, из данных учителем слов, умение использовать слова с переносным значением при составлении предложений, текстов описательного и повествовательного характера.

Предложение и словосочетание.

Предложение. Виды предложений по цели высказывания и интонации. Умение устанавливать связи между словами в словосочетании и предложении. Умение редактировать простое и сложносочинённое предложение: исправлять порядок слов или порядок частей, распространять части предложения, заменять неудачно употреблённые слова. Умение интонационно правильно читать (произносить) предложения разных типов.

Текст.

Текст. Типы текстов: рассуждение, сравнительное описание, повествование.

Умение редактировать текст с точки зрения лексики и грамматики. Восстанавливать деформированный текст.

Тема и основная мысль текста. Умение определять основную мысль текста. План текста. Виды планов. Умение составлять планы различных видов.

Связь между предложениями в тексте. Умение устанавливать тип связи между предложениями в тексте, составлять цепочки связей из опорных слов.

Умение писать творческое изложение с языковым разбором, сочинение по данному началу и опорным словам, по наблюдениям.

Сочинение загадок.

Культура общения.

Волшебные слова: слова приветствия, прощания, извинения и так далее. Умение использовать вежливые слова с учётом речевой ситуации с нужной интонацией, мимикой.

Тематическое планирование 2 класс

Тема

Кол-во
часов

Основные виды учебной деятельности

1

Слово и его значение. Лексическое значение слова

1

Знать понятие «лексическое значение слова», уметь пользоваться толковым словарем

2

Многозначные слова, их употребление в речи

1

Знать понятие «многозначные слова»

3

Прямое и переносное значения слов

1

Знать понятия «прямое и «переносное значение слова»

4

Омонимы, их значение в речи. Значение омонимов

2

Знать понятие «омонимы», их значение в речи

5

Омофоны. Омоформы

2

Знать понятие омофоны, омоформы

6

Синонимы, их значение в речи. Словарь синонимов

1

Знать понятие «синонимы», их значение в речи

7

Антонимы, их значение в речи

1

Знать понятие «антонимы», их значение в речи

8

Обучающее изложение «Ежик». Анализ изложения

1

Знать понятие изложение

9

Фразеологизмы, их значение в речи

1

Знать понятие «фразеологизмы»

10

Загадки, их художественные особенности

1

Уметь придумывать загадку, отгадывать загадки

11

Пословицы. Употребление в речи образных выражений

1

Уметь употреблять в речи образные выражения

12

Сравнение. Олицетворение

1

Уметь выделять и сравнивать существенные признаки предметов,
составлять предложения

13

Текст. Признаки текста. Тема текста. Заглавие.

1

Уметь определять тему текста и озаглавить его, составлять рассказ по опорным словам

14

Проверочная работа.
Работа над ошибками

1

Проверить полученные знания

15

План. Деление текста на части

1

Уметь составлять план
Делить текст на части

16

Составление текста по данному плану. Виды плана

1

Составлять текст по плану Познакомиться с видами плана

17

Картинный план

1

Составлять план по картине

18

Обобщение по теме «Виды плана». Проверочная работа

1

Обобщать пройденный материал

19

Связь между предложениями в тексте Типы текста

1

Работа с текстом
Уметь восстанавливать деформированный текст

20

Работа с деформированным текстом.
Слова - антонимы

1

Знакомство слова - антонимы

21

Связь между частями текста

1

Наблюдение за связью между частями
текста

22

Составление текста по данному началу. Типы речи

1

Умение составлять текст на заданную тему по данному началу

23

Редактирование текста. Стили текста

1

Навык построения связного текста Уметь употреблять образные выражения

24

Как избежать повторов в тексте?
Редактирование

1

Навык построения связного текста

25

Типы текста.Текст описание

1

Знать типы текста. Знать особенности текста-описания

26

Обучающее сочинение-описание.
Диалог

1

Уметь составлять самостоятельно текст-описание

27

Текст - сравнительное описание.
Коллективное составление текста

1

Умение составлять текст-описание, сравнивая два предмета.

28

Текст-повествование. Сравнение текстов

1

Уметь отличать текст - описание от текста - повествование

29

Типы текста. Рассуждение

1

Уметь отличать текст-рассуждение от других видов текста

30

Сочинение на тему «Мой выходной день»

1

Умение устанавливать связь между предложением

31

Повторение пройденного

1

32

Викторины и конкурсы

1

33

Искусство речи

1

34

Повторение и обобщение пройденного

1

ИТОГО

34