Использование STEM-оборудования на уроках математики. Математический планшет

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Класс: 2

Ключевые слова: многоугольники


Знакомство с геометрическим материалом начинается на уроках математики уже в начальной школе. В самом начале младшим школьникам важно не только зрительное, слуховое, но и тактильное восприятие. Важно, чтобы ребёнок не только увидел, но и пощупал, ощутил предмет.

Я взяла тему открытого урока: «Многоугольники». С помощью цветного абака «Цвет, форма, счёт» закрепили с детьми знания о треугольнике, четырёхугольнике. Наглядно посмотрели: чем отличается квадрат и прямоугольник. И перешли к другим многоугольникам. Причём, название я изначально не дала. Дети сами считали углы, стороны, называли фигуру: пятиугольник, шестиугольник, восьмиугольник. И потом ученики сами пришли к выводу, что все эти фигуры называются «многоугольниками». Связали с окружающим миром, с предметами, которые похожи на эти многоугольники.

И в конце урока для закрепления полученных знаний использовали математический планшет.

Что же такое? Математический планшет (геоборд) представляет собой доску со штырьками, расположенными равноудаленно друг от друга по горизонтали и вертикали, за которые можно цеплять резинки.

Это такая многофункциональная геометрическая доска для конструирования плоских изображений. Возможности планшета настолько широки, что использовать его можно при обучении младших школьников.

В качестве закрепления полученных знаний по теме на открытом уроке дети сами выкладывали разные многоугольники, их называли. Кто-то даже проявил фантазию: выложил дом, замок из многоугольников, кто-то ракету.

Так вот, математический планшет - это необычный способ познакомить ученика с такими, пока еще сложными для его восприятия понятиями, как отрезок, прямая, многоугольники, угол, виды углов: прямой, острый, тупой, периметр, площадь квадрата, прямоугольника, симметрия и многими другими.

С помощью планшета можно также конструировать на плоскости множество различных изображений: буквы, цифры, фигуры, узоры, различные предметы, животных.

Таким образом, математический планшет можно широко применять как на уроках математики, так и обучения грамоте, письму, а также уроках изобразительного искусства и технологии в начальной школе.

Вы, наверно, скажете в начальной школе всё просто. Но можно ли использовать данное пособие в среднем звене. Оказывается, это возможно. Из опыта учителей математики (на просторах интернета) математический планшет наглядно и занимательно помогает объяснить такие геометрические понятия, как плоскость, отрезок, прямая, пересекающиеся прямые, параллельность и перпендикулярность прямых, угол и его виды, треугольник и его виды, многоугольник (вид, периметр, площадь), симметрия(осевая и центральная) и многое другое. Наибольший эффект можно получить используя планшет на уроках алгебры при изучении следующих тем: «Координатная плоскость», «Линейная функция и её график», «Квадратичная функция» и т.д.

Таким образом, математический планшет помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: фигура, периметр, площадь и т.д. Во-вторых развивает когнитивные способности ребенка: пространственное и ассоциативное мышление, внимание, память. При использовании данного пособия у учащихся повышается интерес к предмету, они учатся сравнивать, анализировать, логически и нестандартно мыслить. В-третьих, предлагает множество вариантов самостоятельного использования, а значит, развивает фантазию и творческий потенциал детей. В-четвёртых, геоборд - отличный метод расслабления и снятия физического и психологического напряжения у детей.

Цели:

  • познакомить с разными видами многоугольников, используя stem-оборудование;
  • развивать логическое мышление, пространственное воображение, внимание;
  • воспитывать интерес к математике как к науке, связанной с жизнью.

Оборудование: абаки, математические планшеты, презентация.

Ход урока

1. Мотивация к учебной деятельности

- Сегодня мы с вами отправляемся в волшебную страну. Название этой страны вы сами отгадаете, когда познакомитесь с её жителями. Они очень разные.

2. Актуализация знаний и их закрепление

- А поможет нам в этом цветной абак. Снимите фигуры с абака.

- Посмотрите, чем отличаются фигуры? (- Формой, цветом, размером)

- Отгадайте загадки.

Три вершины,
Три угла,
Три сторонки -
Кто же я?

- Найдите фигуры треугольной формы. Рассмотрите их. Чем отличаются от других фигур? Сколько углов, сторон ?

- Наденьте на абак. Сколько всего получилось треугольников?

Все фигуры очень просто в нашу жизнь, друзья, вошли.
Воплощение в предметах окружающих нашли.

- Какие предметы, которые нас окружают, очень похожи на треугольник?

- Найдите фигуры с 4-мя уголками. Одинаковые? Разные?

Отгадайте, что за фигура?

- Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад.
А зовут его… квадрат.

- Наденьте на абак фигурки квадратной формы.

-Какие предметы в окружающем нас мире похожи на квадраты?

- Все углы мои прямы,
Есть четыре стороны,
Только две, противоположные, из них равны.

- Наденьте на абак прямоугольные фигуры.

- Посмотрите, чем отличается прямоугольник от квадрата? А что общего?

3. Включение нового в систему знаний

- Как одним словом назовём квадрат и прямоугольник?

- Сосчитайте, сколько всего четырёхугольников.

- Какие предметы напоминают нам прямоугольники?

- Найдите фигуры с большим количеством уголков.

- Посчитайте, сколько уголков, сколько сторон? Как назовём?

- Наденьте на абак пятиугольник.

- Где можем увидеть пятиугольник?

На мяче футбольном нашем
Черным цветом он закрашен.

- Есть ещё фигуры с ещё большим количеством уголков? Как назовём?

Для пчелы фигуры этой
В целом мире лучше нету.

- А как вы думаете, ребята, существуют фигуры с ещё большим количеством уголков?

- Какие фигуры у нас остались? (круги)

- Нам они подойдут? А почему?

- Давайте ещё раз назовём все фигуры на абаке сначала….

- Что у них есть общего?

- Вышли братья на парад -
……..угольников отряд.

- Как называется страна, с жителями которой мы знакомились? (- Страна многоугольников)

- Все фигуры очень просто в нашу жизнь, друзья, вошли.
Воплощение в предметах окружающих нашли.

4. Подведение итогов

- С какими фигурами познакомились?

- Что нового открыли для себя на уроке?

(В окружающем нас мире много предметов, которые напоминают нам разные геометрические фигуры.)

- Какие многоугольники мы встречаем чаще всего?

5. Творческое задание

- На планшете составьте рисунок из многоугольников.