Открытое занятие: «Формирование понятий "часть–целое"»

Разделы: Информатика

Классы: 1, 2

Ключевые слова: математика


Цель занятия: Формировать понятия «часть-целое».

Задачи:

Образующие:

  • научить составлять целое из частей;
  • научить видеть часть как составной элемент целого.

Развивающие:

  • создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания;
  • развивать смекалку, зрительную память, воображение;
  • способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитывающие:

  • воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения и чувство коллективизма.
  • воспитывать доброту, желание помогать тем, кто нуждается в помощи.

Прогнозируемые результаты.

В результате проведения занятия по информатике дети будут

знать:

  • понятия «целое - часть»;
  • целое, часть как элемент целого, состав целого из нескольких частей.

уметь:

  • составлять целое из частей, видеть часть как составной элемент целого

Тип занятия: изучение нового материала.

Форма занятия: групповая, индивидуальная.

Методы обучения: рассказ, наблюдение, беседа, практическая работа.

Дидактические средства: электронный учебник-тетрадь, дидактические упражнения.

Оборудование: компьютеры для детей, карточки - оценки занятия "Зеленое", «Голубое» и "Красное" для каждого ученика.

Используемая литература

  • Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам: пособие для дошкольников 5-6 лет» - М., 2014г.
  • Горячев А.В., Ключ Н.В. «Все по полочкам. Методические рекомендации к курсу информатики для дошкольников» - М., 2014г.

Ход занятия

I< часть. Вводная

Организационный момент
а) приветствие детей;
б) проверка по списку.

Актуализация знаний

1. Повторение. Устройства компьютера.

2. Задачи-шутки. Развитие внимания и сообразительности.

  1. Пятеро друзей пошли в театр смотреть сказку. Сколько телевизоров они включили? (ни одного, в театре телевизор не смотрят)
  2. В театре идет сказка «Красная шапочка». Сколько поросят пряталось на сцене от Серого Волка? (ни одного: волк хотел съесть Красную шапочку и её бабушку)
  3. По сцене катилось разноцветное колесо. Один угол у него красный. Другой синий, третий - желтый. Как выдумаете, какого цвета угол зацепился за занавес? (никакого - у колеса нет углов)

Физкультминутка «Семь гномов»

Первый гном присел и встал.
А второй вдруг побежал.
Третий плавно покружился.
А четвертый наклонился.
Пятый влево - вправо повернулся.
А шестой назад прогнулся.
Гном седьмой без остановки прыгал высоко и ловко

Мотивация. Объявление темы и задач занятия

II<. Основная часть

Работа за компьютером.

- Объяснение нового материала «Формировать понятия «часть-целое».

- Объяснение нового материала поддерживается демонстрацией компьютерной презентации.

- Ребята, на занятии мы поговорим о том, что такое часть и что такое целое. Для этого рассмотрим примеры (демонстрация презентации).

Гимнастика для глаз

- Ребята, мы поработали на компьютере, наши глаза устали, давайте проведем гимнастику для глаз.

  1. Закрываем глаза, глубоко вдыхаем, выдыхаем (повторяем 3 раза).
  2. Зажмурили глаза, открыли (повторяем 3 раза).
  3. Моргаем.
  4. Посмотрели влево, вправо, вниз, вверх (повторяем 3 раза).

Дидактическая игра «Назови целое»

Работа в электронной тетради.

Формирование понятия «часть - целое».

Задание 1. Помогите собрать домик. Зачеркните те части, которые не принадлежат домику. (Надо зачеркнуть лишние рисунки - грушу, гриб, валенок, ложку и колесо.)

Задание 2. Собери игрушки. Соедините линией.

  • Синим цветом - грузовик;
  • Зеленым цветом - дом;
  • Красным цветом - пирамидку.

III часть. Заключительная

Итог занятия: Что вы сегодня узнали нового? Из чего состоит любое целое? (например, домик и сказка состоит из частей, а если убрать одну часть, получится целое?)

Рефлексия

  • Ребята, было интересно на занятии?
  • Какое задание вам понравилось? Было легко выполнять задания..?
  • Было трудно…?

У вас на партах карточки. Одну вы должны прикрепить на парту:

  • Зеленая - узнал новое, было интересно, всё получилось;
  • Голубая - узнал новое, было интересно, получилось не всё;
  • Красная - мне было трудно, не интересно

Ответы детей.

- Дети выбирают карточку нужного цвета и прикрепляют на парту.

- Покажите свою оценку.

- Всем спасибо за работу. Занятие окончено.