Сенсорное развитие и сенсорная интеграция детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: дети с расстройствами аутистического спектра


Расстройства аутистического спектра - спектр психологических характеристик, описывающих широкий круг аномального поведения и затруднений в социальном взаимодействии и коммуникациях, а также жёстко ограниченных интересов и часто повторяющихся поведенческих [6]. Диагноз расстройство аутистического спектра, ставится не всегда верно. Для многих главным критерием для постановки РАС у детей, является нежелание контактировать с окружающим миром и незрелость эмоций. Часто расстройство аутистического спектра путают с детской шизофренией из-за похожей симптоматики, но благодаря изменившейся системе ранней диагностики стало легче принять верное решение.

Дети с РАС не проявляют особой инициативы для ознакомления с окружающим миром, соответственно они не смогут даже для самих себя объяснить, что им нужно в данный период времени. Если ребенку интересен какой-то предмет, быстро наступает пресыщение, и ребенок не получает такое необходимое чувство удовлетворения. Частые аутостимуляции ребенка не способствуют активному взаимодействию с окружающим миром. Поэтому нам необходимо дополнительно стимулировать их познавательную и интеллектуальную деятельность.

Нарушение этих деятельностей у детей с РАС связаны с их особенным сенсорным восприятием. Реакция детей на различные сенсорные стимулы специфична, их может раздражать громкий звук и яркий свет, могут привлекать или скорее завораживать повторяющиеся действия, махи руками или вокализации. Зачарованность только определенными стимулами погружает ребенка глубоко в его внутренний мир. Им трудно выделить главенствующие сенсорные стимулы среди второстепенных. Из-за погруженности некоторым детям будет тяжело адаптироваться, тк цвета, одежда или запахи могут быть раздражающим сенсорным воздействием. Детям сложно адаптироваться, и родители не всегда понимают, что может мешать ребенку спокойно жить. О.С Никольская и Ю.М. Веденина указывают, что опережающее развитие отдельных сенсорных впечатлений в сочетании с задержкой психического развития делают мир ребенка фрагментарным и мозаичным. Внимание ребенка часто обращено не на весь предмет, а на его часть. Одним из ярких примеров такой фрагментарности может быть стериотипия, то есть повторяющиеся действия, воспроизводящие определенные ощущения.

Чтобы преодолеть «камень преткновения» стериотипий, необходимо как-то их перевернуть в полезную сторону. Сделать так, чтобы стимуляции, которые нравятся ребенку стали полезными в его образовательном и воспитательном процессе. Самое главное, в этот момент избегать «залипания» на любимую сенсорную стимуляцию. Один из способов - это сенсорная интеграция.

Сенсорная интеграция - это бессознательный процесс, который происходит в головном мозге и организует информацию, полученную с помощью органов чувств, упорядочивая ощущения. У детей с РАС, как мы уже обсуждали выше, проблема именно с организованностью информации. Специалистам необходимо использовать специальные техники, чтобы полноценно развить все стороны личности ребенка. Комплекс специальных упражнений и игр позволит детям полноценно сенсорно развиваться.

Первая область развития - это тактильная чувствительность.

Дети с расстройством аутистического спектра могут испытывать негативные эмоции даже на легкое прикосновение. Они уходят в себя при большом количестве сенсорной информации, с которой не может справиться их мозг. Новая одежда, новые продукты питания, игрушки и материалы - все это может вызвать у ребенка негативизм и агрессию.

Чтобы преодолеть эти преграды ребенку дают испытать все сенсорные ощущения: мягкое, колючее, жесткое, твердое, теплое и холодное. Дети трогают различные материалы, погружают руки в крупы и другие сыпучие материалы. Можно играть в воде, рисовать руками, работать с пластилином.

Не стоит забывать, что у детей с РАС существуют особые предпочтения. Им могут быть неприятны некоторые тактильные ощущения: ткани, вязкие материалы, липкость и тд. Прикосновения людей тоже могут вызывать негативные реакции, что будет мешать рабочему процессу и действию «рука в руке». В процессе занятия может проявится агрессия или аутоагрессия, что может навредить ребенку и его обучению.

Вторая область развития - это вестибулярные ощущения.

Некоторые дети неловки в пространстве, не замечают углы, спотыкаются и медленно передвигаются, боясь окружающего пространства. Испытывая страх высоты, им трудно подниматься и спускаться по лестнице, кататься в лифтах.

В этом случае работа идет от балансирных досок, гамаков, хождений по лестницам и тд. С детьми проводятся занятия по АФК, во время которых, как раз и будет развиваться их вестибулярное ощущение.

В то же время, некоторые дети могут быть грациозны, достаточно быстры и ловки в передвижении. Их стимулом может быть кружение на месте, качели и гамаки. В этом случае работа будет заключаться в несколько ином плане. С такими детьми нужна работа на концентрацию внимания, чтобы их кружение стало нечто большим, чем стериотепия. Во время их кружения необходимо концентрировать их внимание, заставлять хватать, сбивать объекты, кидать мячики в цель во время раскачивания.

Третья область - проприорецептивная чувствительность.

Ребенок теряется в пространстве с окружающими, может встать слишком близко, нарушая свои и чужие границы, не замечает людей в пространстве, врезается в них, тк не способен рассчитать траекторию движения свою и людей рядом. Такие дети плохо рассчитывают приложенную силу, часто ломают вещи просто по незнанию, им тяжело писать и рисовать, потому то приложенная сила выше чем необходима. Тяжело держат статические позы, жуют непищевые предметы, щелкают суставами, трут руки о стол, кусают и сосут пальцы.

Чтобы это преодолеть, ребенок может носить утяжеленный жилет или наручи, дома и при стрессе на занятиях можно использовать утяжеленное одеяло. Взрослый делает ребенку массаж, чтобы он смог почувствовать собственное тело, со временем ребенок сам сможет делать себе массаж. Сенсорная интеграция, двигательная коррекция, АФК и ЛФК, сенсомоторная коррекция, пролезание через тоннели и узкие пространства, для работы над пространственной ориентировкой.

Четвертая область - обонятельная функция.

Дети не чувствуют запахи, даже если они резкие и неприятные. Из-за этого у ребенка могут быть проблемы с саморегуляцией, когда он не будет чувствовать от себя неприятные запахи. С другой стороны, у детей может быть гиперчувствительность, которая будет им мешать при походах в туалет и общении с людьми, которые пользуются яркими духами и дезодорантами.

В таких случаях, при недостаточном обонянии можно использовать специальное лото, в котором будут мешочки или бочонки с разными ароматами, это можно создать самостоятельно, используя арома-палочки. Однако, здесь существует проблема, тк у некоторых детей может быть аллергическая реакция на определенные запахи.

Пятая область - зрительная функция.

Детей может раздражать яркий свет или наоборот, пугать темнота. Мельтешение и изобилие ярких цветов может пугать или отвлекать ребенка от учебного процесса, так же это может возбудить ребенка, что потом может перейти в стимуляции. Фиксирование взгляда, поиск предмета и прослеживание его глазами. Могут путать схожие по написанию буквы и цифры, фокусируются на отдельных элементах картины, а не всей поверхности. Теряются при прослеживании строки на доске и при чтении. Так же проблемой является восприятие пространства и глубины, вызывает трудность в ловле и бросании предметов и спуске по лестницам.

Во время работы за столом не должно находиться лишних предметов, кроме используемого пособия на столе может стоять только стимул для ребенка. Тренируем с ребенком зрительное внимание, пряча или переставляя знакомые предметы на столе. «Ловля рыбки», «дартс», бросание мяча в цель позволят развить ловкость, внимание и глазомер. Если ребенку трудно сосредоточить внимание на объекте, тренируем с ним прослеживание взглядом, водя перед лицом ярким или запоминающимся предметом.

При гиперчувствительности к световым и цветовым ощущениям с ребенком стоит заниматься при приглушенном свете или сделать ребенку затемняющие очки. Перевозбудимость яркими цветами можно успокоить посадим ребенка в угол, где нет никаких отвлекающих факторов или оставить ребенка в сенсорно бедной комнате.

Шестая область - слуховые ощущения.

Ребенок плохо откликается на речь, как будто не слышит её, с трудностью распознает тональность и не распознает определенные звуки, часть из них воспринимается смешанно или искаженно. С другой стороны, ребенок может любить громкую музыку, сами шумят, чтобы получить сенсорную дозу.

С другой стороны, у ребёнка может оказаться гиперчувствительность на звуки, в этом случае, его будут пугать не только громкие звуки, но и не различимые в обычной жизни: звук работающей лампы, жужжание мухи, любой фоновый шум.

В случае с гиперчувствительностью, ребёнок носит шумоподавляющие наушники, которые помогают ему спокойнее воспринимать окружающий мир.

В случае, если ребёнок не различает звуки идёт работа по изучению этих самых звуков. У педагога есть "музыкальные коробочки" при тряске которых будет издаваться различный шум, музыкальные инструменты, звуки животных и голоса. Работа идёт постепенно, с различными усложнениями, чтобы воспитанник смог показать, что он слышит и различает то, что.

Последней функцией будет вкусовая чувствительность.

Ребёнок слишком ярко переживает вкусовые ощущения от продуктов, из-за чего, даже вкус постных блюд будет казаться ему слишком интенсивным. С другой стороны, ребёнок может не чувствовать вкус, поэтому он будет стараться найти продукты с ярко выраженным запахом и вкусом.

Вызывать дискомфорт может консистенция продукта, его цвет или форма. С другой стороны, расстройство пищевого поведения бцдкт заключается в том, что ребёнок будет есть не пищевые продукты (землю, траву, камни).

Над этой проблемой будут работать совместно как специалист, так и родители, так как большинство приёмов пиши происходит при родителях. Ребёнку может прописаться специальная диета, которая поможет ему чувствовать себя лучше.

Проблемы сенсорной интеграции распространены среди детей с расстройствами аутистического спектра. Для преодоления последствий педагоги и родители совместно работают над состоянием ребёнка, чтобы он смог почувствовать себя полноценным членом общества.

Литература

  1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция)
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155)
  3. Проект примерной адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования на основе фгос дошкольного образования для детей раннего и дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра
  4. Альманах №18 URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/osobennosti-... (Дата обращения: 13.06.2023)
  5. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере: Метод. пособие для педагогов общего и спец. образования. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003.