Современные подходы к организации и проведению уроков в условиях реализации обновлённых ФГОС

Разделы: Общепедагогические технологии


«Чтобы переваривать знания, надо
поглощать их с аппетитом»
Анатоль Франс

В одном из медиапространств про образование и воспитание в интернет-издании под названием «Мел» нашла несколько интересных советов, казалось бы, всем нам хорошо понятных и знакомых, направленных на то, чтобы школьный урок не был нудной обязанностью со стороны учителя и со стороны ученика, а представлял из себя нечто привлекательное и интересное. Меня привлекла подача материала.

Не будьте говорящей головой

Урок будет интересен, если он построен не на монологе учителя, а на живом общении. Педагог должен стремиться не сразу объяснить материал урока, а с помощью наводящих вопросов помочь детям самим дойти до сути изучаемого вопроса.

Начните сначала влюбляться в свой предмет

Нам, педагогам, совершенно ясно, что невозможно постоянно быть на высоте своих возможностей: иногда на это просто нет сил, нет времени. Но при этом мы знаем, что, дав слабину сегодня, завтра у нас могут ожидать неприятные сюрпризы. Важно заинтересовать ребенка в самом начале. Придумайте ребусы, истории или анаграммы. В общем, сделайте то, что зацепит детей, а затем можно будет заняться более серьезным вещами.

Чаще контактируйте с коллегами

Как здорово, когда в педагогическом коллективе постоянно происходит обмен опытом, мыслями и практическими новинками. Всё очень просто: поделитесь увлекательными идеями с коллегами, возьмите во внимание их предложения и включите в свои уроки. Причём обмен знаниями не обязательно должен происходить между учителями одного направления. В школах полно талантливых и увлечённых своим делом профессионалов. Просто необходимо наладить регулярный контакт.

Снимите корону

Мы, учителя, часто заблуждаемся, думая, будто мы цари и боги в классе. Разуверить себя в этом очень сложно. Однако это первый шаг к достижению взаимного уважения и построению модели общения между учеником и учителем в формате «специалист-специалист». Нам просто необходимо поверить, что каждый ученик уникален по-своему. Например, Серёжа мастер сохранения порядка в классе. А Катя специалист по решению логических задачек. Дима отлично читает стихи. Пусть они слабы в других видах деятельности, но зато в своей стихии они мастера.

Сразу для всех - значит ни для кого

Ошибка некоторых учителей состоит в том, что они думают, будто работают с классом. А на самом деле это не так. Потому что работать на всех - это работать ни для кого. Все, что касается конкретного ребенка, должно говориться только ему, а не всем, иначе эффекта не жди.

Поддерживайте творческое начало

Имеется в виду не то, чтобы педагоги требовали инсценировать теорему Пифагора. Главное, давать им задачи без готовых решений. Таким образом, мы научим детей обращать внимание не только на результат, но и на процесс решения. Если ребенок привыкает, что кто-то извне указывает, как действовать, что делать, он постарается просто подогнать свой результат в нужные параметры или показатели, совершенно не потрудившись и не поразмышляв как надо.

Сроков выполнения заданий должно быть несколько

Большинство детей пугаются дедлайна. Они начинают нервничать, суетиться и ошибаться. Чтобы избежать этих неприятностей, надо объяснить значимость и преимущества выполнения заданий в поставленные сроки. Достаточно просто назначить несколько дедлайнов. У каждого из них будут преимущества. Допустим, их будет четыре, где за первый ребенок получает какие-то бонусы, а за второй их чуть меньше и так далее.

Работайте над собой

Как говорил Мышлаевский в старом советском фильме «Дни Турбиных»: «Достигается упражнением!» Что бы ни решил попробовать учитель из этого списка или каких-то своих собственных приемов, задумок, он должен понимать, что это должна быть планомерная работа «вдолгую». Не бывает так, чтобы сразу все получилось, решилось, срослось. Волшебной палочки не существует, но вы можете тренироваться. И для этих тренировок, проб, ошибок, удач есть целых 20 с лишним часов в неделю.

Используйте глобальные идеи

Каждый день мы привыкли знакомить учащихся с новым материалом, не обсуждая, зачем мы его сегодня проходим, зачем он нам необходим в будущем, а также в какую большую тему входит эта маленькая. А можно ввести в учебный процесс комплексные задания. Но это вовсе не список обычных заданий, скажем, на 2 недели, а скорее целая большая тема, которую нужно проработать, ответив на несколько вопросов, выполнив несколько мелких дел, объединенных по тематическому принципу.

Мне бы хотелось продемонстрировать один из этапов урока по современным стандартам в сравнительной параллели с уроком дней былых. Моей целью не будет являться погружение в тему урока и доскональное её открытие. Мне хотелось бы продемонстрировать способы и методы подачи материала, когда главенствующая роль принадлежит не учителю, как в былые времена, а ученикам. Рассмотрим пример организационного этапа. Он очень кратковременный, но определяет весь психологический настрой урока.

Из моего личного опыта обучения в школе. Уроки обычно начинались с приветствия. Затем отмечали отсутствующих из-за болезни. Давали несколько минут на повторение предыдущей темы. Производился опрос (устно у доски или письменно на листах). После чего учитель сообщал тему урока, записывая её на доске и начинал вещать.

Современный урок подразумевает не только взаимное приветствие, но и психологический настрой - эмоциональное состояние класса. Примеры:

  • Добрый день, друзья! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Хорошего вам настроения и успехов! Все ли готовы к уроку? Тогда вперёд!
  • Доброе утро, мои дорогие! Начинаем урок. Давайте улыбнемся друг другу и начнём урок.
  • Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.
  • Давайте улыбнемся друг другу. Пусть сегодняшний урок принесет нам всем радость общения.

Затем следует мобилизующее начало, т.е. исходная мотивация, которая создает готовность школьников к восприятию нового материала, она концентрирует внимание на изучаемом вопросе, возбуждает мыслительную активность. Психологи утверждают, что мотивация помогает создать у школьников направленность на учебную работу, стимулировать процессы обучения и учения, делать познаваемое личностно значимым.

Примеры:

  • связь изучаемого с жизнью
  • показ недостаточности имеющихся знаний;
  • создание проблемной ситуации;
  • экскурсы в историю;
  • использование сравнений;
  • привлечение занимательных приемов (игра,
  • ребус, анаграмма, элемент театрализации, показ опытов, парадоксов) и т.д.

Итак, начнём урок литературного чтения.

Этапы урока

Учитель

Учащиеся

Организационный этап

- Добрый день, дорогие коллеги! Рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего настроения и успехов!
- Начать наш урок я бы хотела с высказывания Элеоноры Рузвельт (Слайд 12)

Объясняют собственное понимание высказывания.

- Свяжите эту цитату с иллюстрацией и выскажите своё понимание.
- Понимание того, что всё в жизни взаимосвязано, в том числе и школьные предметы, поможет нам найти связь между тремя известными личностями, с которыми мы встретимся сегодня на уроке (Слайд 13).

- Давайте спрогнозируем, что могло бы объединить эти личности?
- Подсказка-проверка (щелчок слайда)

- Наш урок литературы будет насыщен не только выдающимися деятелями истории, но и историческими датами.

- Делают прогнозы, высказывают мнение.

- Соотнесите событие с датой (Слайд 14)

Соотносят события с датами.

- Постройте логическую цепочку, опираясь на события, затронутые в произведении, и сформулируйте тему урока (Слайд 15)

Выстраивают логическую цепочку.

Итак, благодаря организационному моменту, создана благожелательная атмосфера и нацеленность на работу. Можно приступать к следующему этапу урока.