Открытый урок по литературному чтению. Тема: "Е.А.Баратынский «Весна, весна! как воздух чист!..»"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: литературное чтение, УМК «Школа России», Е.А.Баратынский, Е.А.Баратынский «Весна весна как воздух чист..»


УМК: "Школа России".

Класс: 4.

Цели: познакомить с жизнью и творчеством Е.А.Баратынского; учить видеть прекрасное с помощью поэзии; воспитывать любовь к природе, внимательное отношение к ней; развивать, речь, память, воображение.

Формируемые УУД:

  • предметные: умения прогнозировать содержание произведений, читать вслух с постепенным переходом на чтение про себя, увеличивать темп чтения вслух, исправляя ошибки при повторном чтении текста, воспринимать на слух поэтическое произведение;
  • метапредметные:
    • Регулятивные - формулирование учебной задачи урока, исходя из анализа материала учебника в совместной деятельности, планирование вместе с учи­телем деятельности по изучению темы урока, оценивание своей работы на уроке,
    • Познавательные - анализ художественного текста, выделение в нем основной мысли, отбор опорных (ключевых) слов для создания собственного текста, поиск необходимой информации, умение ориентироваться в учебной и художественной книге, самостоятельный и целенаправленный выбор книги,
    • Комуникативные - ответы на вопросы на основе художественного текста учебника, осмысление правил взаимодействия в паре и группе (распределение обязанностей, составление плана совместных действий, умение договариваться о совместных действиях);
  • личностные: формирование системы нравственных ценностей (любовь к природе, гор­дость за свою страну), проявление интереса к чтению и изучению творчества Е.А.Баратынского.

Оборудование:

Ход урока

Этапы урока

Деятельность учителя

I. Самоопределение к деятельности

Вот звонок нам дал сигнал:
поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.

- Прочитайте хором девиз урока: уверенность, успех, удовольствие.
Я желаю вам сегодня на уроке уверенно работать, успешно выполнять задание и получить удовольствие от своей работы.

II. Актуализация знаний Постановка учебной задачи.
- Мы продолжаем работать по разделу «Поэтическая тетрадь». Как вы думаете, чем мы сегодня займёмся на уроке.
Ответы детей. (Познакомимся, научимся, узнаем…)

Ш. Работа по теме урока

- Сегодня на уроке мы познакомимся с жизнью и творчеством ещё одного поэта, писателя и с одним из его произведений.
А кто этот писатель и какое произведение, вы догадаетесь сами выполнив задания.

1 задание
- У вас на партах лежат листочки, вам нужно расшифровать фамилию поэта зачеркнув одинаковые слоги

Расшифруй
- Зачеркните только одинаковые слоги

МАБМААМАРМААМАТМАЫМАНМАСМАКМАИМАЙ

(Баратынский)

1 слайд (изображение поэта)
- О Е.А. Бартынском вы узнаете прочитав краткую биографию. (На партах листочки с биографией). Читайте внимательно и приготовьтесь отвечать на вопросы по прочитанному.

Знакомство с жизнью и творчеством Е.А.Баратынского.

Евгений Абрамович Баратынский родился 2 марта 1800 г. в имении Мара Тамбовской губернии. Сын отставного генерал-лейтенанта из ближайшего окружения императора Павла I и бывшей фрейлины императрицы Марии Федоровны. Мальчика отдали в Пажеский корпус военно-учебное заведение, а в 1819 г. Баратынский поступил рядовым в лейб-гвардии Егерский полк.
Он часто бывал в Петербурге, где познакомился с молодыми поэтами А.А.Дельвигом, В.К.Кюхельбекером, А.С.Пушкиным. Скоро он стал известен как мастер элегий, в которых ему удалось удивительно самобытно и свежо передать собственные душевные порывы, напряженные раздумья. Оценка, данная Баратынскому Пушкиным: «...оригинален, ибо мыслит».
В 1825 г. Баратынский получил чин прапорщика, а через год вышел в отставку и поселился в Москве. После женитьбы (1826) он обрел семейное счастье.
В 1843 г. вместе с семьей Баратынский отправился в длительное путешествие по Европе. 11 июля 1844 г. он умер в Неаполе от приступа лихорадки. Его похоронили в Петербурге на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры.
- В каком веке жил Е.А.Баратынский?
- Где родился? (Сейчас это Тамбовская область).
- Где она находится? При помощи чего мы можем получить информацию? (При помощи карты РФ)

Работа в парах
- На партах у вас лежат листы с изображением карты и есть подсказка, чтобы быстрее найти Тамбовскую область.
Подсказка: Тамбовская область лежит в южной части Восточно-Европейской равнины, граничит с Рязанской, Воронежской, и Липецкой областями.
Ребята находят и обводят в кружок.
- Кем были его родители?
- Где обучался?
- В каком городе часто бывал?
- С кем из юных поэтов того времени был знаком?
- Где умер и отчего?
- Где похоронен?
- Что бы вы хотели ещё узнать о поэте?

V. Продолжение работы по теме урока

2 задание
Слайд с изображением репродукций картин.
- Как вы думаете, что объединяет эти картины? (изображена природа)
- Эти картины не просто о природе, а о временах года.
Наша планета прекрасна в любое время года, у каждого времени года есть свои прелести. Кто-то любит зиму, кому-то нравится осень. Времена года, неизменно сменяющие друг друга, имеющие свою неповторимую особенность, всегда вдохновляли художников, музыкантов, поэтов, писателей. Стихотворение, с которым мы сегодня познакомимся, посвящено одному из времён года. Как оно называется вы догадаетесь, вспомнив сказку, в которой один из месяцев этого времени года помог девочке выполнить наказ мачехи. (Двенадцать месяцев, апрель).

Первичное восприятие стихотворения "Весна, весна!..."
- Мы сейчас прослушаем аудиозапись стихотворения. (сопровождается презентацией)

Работа по содержанию.
- О чём это стихотворение?
- Какие чувства переполняют поэта? Почему? (Чувство торжества, обновления, чистоты, новизны, т.к. природа просыпается и все меняется.)

Словарная работа (работа в паре)
- Прежде чем вы прочитаете это стихотворение проведём словарную работу. В тексте вам встретятся слова, значение которых вам мало знакомы или вообще не знакомы.
- У одних ребят на парте лежат листочки со словами и их значения. Вам нужно установить соответствие между словами и значениями. Другая часть ребят будут экспертами и поработают со словарями. Они и будут оценивать правильность ваших ответов.

Лазурь - синева, синий цвет.
Торжествующий - одержавший победу.
Древа обнажены - голые деревья.
Ветхий - старый.
Душист - ароматен, с приятным запахом.
Взвился - быстро взлетел, поднялся.
Незримый - невидимый.
Заздравный - приветственный.
Гимн - хвалебная песнь.
Ясен - чист, прозрачен.
Хребет - гребень волны.

Вторичное восприятие стихотворения. (Чтение про себя)
- Теперь прочитайте стихотворение самостоятельно. (Вслух читает хорошо читающий ученик)
- Кому понравилось это стихотворение? Что понравилось?
- Какое настроение возникло у вас? (Ученики говорят о своём настроении.)
- С помощью чего автору лирического произведения удаётся передать настроение читателю и передать его настроение?
- Какие литературные выразительные средства помогают выразить эмоции чувства. (Эпитеты, олицетворение и т.п.)

Работа в группах
- Поработаем в группах. Каждой группе выданы таблички, которые нужно заполнить.

1 группа работает с пунктуацией.

Что?

Сколько? Где?

Для чего?

Знаки восклицания

Многоточие

2 группа «Олицетворение»

Что?

Какое?

Для чего?

Олицетворение

3 группа «Эпитет»

Что?

Какой?

Для чего?

Эпитет

Один из представителей группы защищает работу.

Творческое задание
- И последнее задание которое я вам подготовила, это творческое задание.
Написать стихотворение - синквейн о весне.

- Существительное
- Два прилагательных (раскрывающие тему)
- Три глагола (описывающие действия по теме)
- Предложение (отношение к теме)

VII.Итог урока.
Рефлексия

Слайд
- На уроке я узнал…
- Мне понравилось на уроке…
- Самым интересным на уроке было…
- Я научился…
- Я работал….

Домашнее задание

Выучить стихотворение «Весна, весна!» наизусть