Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников

Разделы: Начальная школа


Современный уровень образования настойчиво требует владения компьютерными технологиями. Приход новых информационных технологий и их активное внедрение в нашу страну определенно оказывают влияние на развитие личности современного ребенка. Все большую роль играет компьютер в традиционной схеме "учитель - ученик - учебник", и компьютерное обучение становится неразрывной частью школьного опыта. Одной из главных составляющих процесса информатизации образования является использование информационных технологий в учебных предметах - применение видеоматериалов и анимации значительно повышает качество обучаемой школьникам информации и успешность их учебы.

Цели применения информационно-коммуникационных технологий в начальной школе заключаются в стимулировании активности учащихся в процессе обучения и познания через вовлечение их в творческую деятельность.

Главными задачами использования ИКТ являются повышение эффективности образовательного процесса, развитие интеллектуальных способностей учеников, активизация учебной деятельности и обеспечение качества образования. Для достижения этих целей применяются современные электронные учебные материалы, способствующие активизации учащихся, а также развитию их информационного мышления и коммуникативных навыков. Использование ИКТ также способствует формированию навыков самообразования и самоконтроля у младших школьников, снижению дидактических затруднений и повышению комфортности обучения. Оно также стимулирует активность и инициативность учеников как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Для организации современного урока у современных учителей возникает острая потребность в использовании компьютерных технологий. Уроки с использованием современных компьютерных технологий помогут наглядно донести информацию, а также сделают ее более доступной. Еще одной особенностью использования современных компьютерных технологий является экономия времени как учителя, так и ученика, дети могут работать в своем темпе, а у учителя есть возможность индивидуального и дифференциального обучения. Компьютерные технологии позволяют контролировать результат обучения, а также дают условия самоконтроля. Компьютер является очень мощным стимулом для развития творческих способностей детей.

По мнению В.А.Красильниковой, интерактивный режим обучения - есть «...диалоговый режим работы субъектов образовательного процесса, предполагающий активное взаимодействие обучающегося с системой, имитирующей деятельность педагога через различные средства обучения, контроля, навигации.». [2].

При использовании интерактивных обучающих компьютерных программ происходит активное взаимодействие ученика с программой с помощью интерактивного диалога. Используя диалог, происходит обмен информацией с участием двух или более сторон. Одной такой стороной является обучающая компьютерная программа, предъявляя учебный материал, другой стороной является пользователь программы, который, отвечая на вопросы программы получает от нее адекватную реакцию. Еще одной возможностью интерактивных компьютерных программ является предоставление ученику возможности определения хода урока в случае, если изучаемый материал ему уже знаком или же возникают трудности в понимании. При допущении большого количества ошибок в ответах на вопросы, ученику необходимо увеличить время для чтения и обдумывания учебного материала, а не большее количество вопросов.

Анализ научной литературы привел нас к следующим требованиям использования современных компьютерных технологий с целью повышения мотивации учения младших школьников:

  • Использование мультимедиа технологий. Успешное усвоение учебного материала происходит за счет зрительного восприятия информации.
  • Контроль учебного процесса с помощью компьютерного тестирования. С помощью компьютерных технологий возможна отработка практических умений учащихся. Тесты с помощью компьютера позволяют проанализировать результат проделанной работы.
  • Использование компьютерных технологий для создания творческих работ. Компьютерные технологии создают дополнительные возможности для реализации творческой составляющей учебной деятельности.
  • Использование электронных энциклопедий экономит время для поиска нужной информации.
  • Применение проектно-исследовательской деятельности. Младшие школьники по своей природе - исследователи. Использование современных компьютерных технологий позволяет учащимся самостоятельно получать информацию, творчески применять полученные знания
  • Использование сети интернет. При работе в интернете, учащийся развивает любознательность, коммуникативные качества. Интернет можно использовать как наглядное пособие на уроках изобразительного искусства, литературного чтения и окружающего мира.
  • Новые образовательные стандарты предполагают образовательную деятельность с помощью интерактивной доски.

На уроках информатики школьники могут проявить себя в любой форме, независимо от того, какую форму работы они выбирают. У учащихся прочные знания по предмету, они обладают стойкими познавательными интересами, развиты навыки самостоятельного применения полученных знаний в практической деятельности. Уроки, основанные на использовании компьютеров, способствуют развитию познавательных интересов учащихся, формированию у них интереса к новому материалу, закрепляют полученные знания, выполняют практические упражнения, совершенствуют навыки. Ученики работают увлеченно на каждом уроке, что повышает интерес к изучению предмета.

Список литературы

  1. Боголюбов В.И. Инновационные технологии в педагогике // Школьные технологии. 2005.
  2. Босова Л.Л. Компьютерные уроки в начальной школе // Информатика и образование. - 2002.
  3. Ковалёва А.Г. Использование информационно-компьютерных технологий при обучении в начальной школе. 2006.
  4. Иванова, Н.А. Современные компьютерные технологии как средство повышения мотивации младших школьников / Н.А.Иванова. - Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, август 2018 г.). - Краснодар: Новация, 2018. - С. 47-49.