Роль функциональной грамотности в образовательном процессе основного общего образования

Разделы: Математика, Физика, Химия, География, История и обществознание, Русский язык, Литература, ОБЖ, Технология, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: Функциональная грамотность


Понятие "функциональная грамотность" относится к умению использовать информацию для эффективной коммуникации в различных ситуациях и целях. Это включает в себя не только знание грамматики и лексики, но и способность применять их на практике для достижения конкретных коммуникативных задач. В контексте образования, функциональная грамотность подразумевает развитие навыков использования информации в реальных жизненных ситуациях.

Современный мир требует переосмысления педагогических подходов в обучении школьников. Сегодня функционально грамотный ученик - индикатор качества образования. Одних академических знаний в жизни теперь недостаточно. Акцент смещается на умение использовать полученную информацию и навыки в конкретных ситуациях. Современный школьник с развитой функциональной грамотностью обладает отличительными чертами, и, как правило, он:

  • успешно решает разные бытовые проблемы;
  • умеет общаться и находить выход в различных социальных ситуациях;
  • использует базовые навыки чтения и письма;
  • выстраивает межпредметные связи, когда один и тот же факт или явление изучается, а затем и оценивается с разных сторон.

Способность давать оценку ситуации и использовать полученные знания на практике не формируется за один урок, процесс повышения функциональной грамотности логично встроен в учебную программу нескольких лет.

Функциональная грамотность как интегральная характеристика образовательных достижений обучающихся в процессе освоения требований ФГОС общего образования проявляется в способности использовать (переносить) освоенные в учебном процессе знания, умения, отношения и ценности для решения внеучебных задач, приближенных к реалиям современной жизни. Формирование и оценка функциональной грамотности (читательской, математической, естественно-научной, финансовой грамотности, а также глобальной компетентности и креативного мышления и других составляющих, отнесенных к функциональной грамотности) имеют сложный комплексный характер и осуществляются практически на всех учебных предметах, в урочной и внеурочной деятельности.

Для формирования функциональной грамотности необходимо создать особую образовательную среду, причем не только на уроке, но и во внеурочное время.

Индикаторами функциональной грамотности школьников могут служить такие показатели как:

  • Общая грамотность: написать сочинение, реферат; считать без калькулятора; отвечать на вопросы, не испытывая затруднений в построении фраз, подборе слов; написать заявление, заполнить какие-либо анкеты, бланки.
  • Компьютерная: искать информацию в сети Интернет; пользоваться электронной почтой; создавать и распечатывать тексты; работать с электронными таблицами; использовать графические редакторы.
  • Грамотность действий в чрезвычайных ситуациях: оказывать первую медицинскую помощь пострадавшему; обратиться за экстренной помощью к специализированным службам; заботиться о своем здоровье; вести себя в ситуациях угрозы личной безопасности.
  • Информационная: находить и отбирать необходимую информацию из книг, справочников, энциклопедий и др. печатных текстов; читать чертежи, схемы, графики; использовать информацию из СМИ; пользоваться алфавитным и систематическим каталогом библиотеки; анализировать числовую информацию.
  • Коммуникативная: работать в группе, команде; расположить к себе других людей; не поддаваться колебаниям своего настроения, приспосабливаться к новым, непривычным требованиям и условиям, организовать работу группы.
  • Владение иностранными языками: перевести со словарем несложный текст; рассказать о себе, своих друзьях, своем городе; понимать тексты инструкций на упаковках различных товаров, приборов бытовой техники; общаться с зарубежными друзьями и знакомыми на различные бытовые темы.

Развитие функциональной грамотности предполагает в итоге, что выпускник будет обладать совокупностью ключевых компетенций:

  • изучать: уметь извлекать пользу из опыта; организовывать взаимосвязь своих знаний и упорядочить их; организовывать свои собственные приемы обучения; уметь решать проблемы; самостоятельно заниматься своим обучением;
  • искать: запрашивать различные базы данных; опрашивать окружение; консультироваться у эксперта; получать информацию; уметь работать с документами и классифицировать их;
  • думать: организовывать связь прошлых и настоящих событий; критически относиться к тому или иному аспекту развития наших обществ; уметь противостоять неуверенности и сложности; занимать позицию в дискуссиях и выковывать свое собственное мнение; видеть важность политического и экономического окружения, в котором проходит обучение и работа; оценивать социальные привычки, связанные со здоровьем, с окружающей средой; уметь оценивать произведения искусства и литературы;
  • сотрудничать: уметь сотрудничать и работать в группе; принимать решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать и выполнять контракты;
  • приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами;
  • адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; показывать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

Формирование функциональной грамотности - это сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь через систематическую каждодневную работу на уроках и во внеурочной деятельности, умело, грамотно сочетая различные современные образовательные педагогические технологии.

В целом, развитие функциональной грамотности у школьников требует комплексного подхода, инновационных методов обучения, активной практики и индивидуального подхода к каждому ученику. Важно учитывать контекст обучения, культурные особенности и потребности учащихся для успешного формирования и развития их функциональной грамотности. Успешное освоение компонентов функциональной грамотности поможет воспитать инициативную, самостоятельную, социально ответственную личность, которая способна адаптироваться и находить свое место в постоянно меняющемся мире.

Список использованных источников

  1. Алексашина И.Ю. Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся: учебно-методическое пособие: [16+] / И.Ю.Алексашина, О.А.Абдулаева, Ю.П.Киселев; науч. ред. И.Ю.Алексашина. - Санкт-Петербург: КАРО, 2023. - 160 с.: табл.
  2. Диких Э.Р., Зарипова Е.И., Макарова Н.С. Функциональная грамотность школьников как фактор качества образования. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании». Педагогика. Вопросы теории и практики, 2021 г.
  3. Ермолаева С.А., Яковлева Т.В.; Технологии активного и интерактивного обучения в современном образовании// Учебное пособие для студентов вузов: Государственный социально-гуманитарный университет. - Коломна: 2022. С. 33.
  4. Нурмуратова К.А., Функциональная грамотность как основа развития гармоничной личности в современных условиях. Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», Журнал/ Педагогическая наука и практика, 2019.
  5. Смирнова С.В. Основы проектной и исследовательской деятельности обучающихся: учебное пособие для студентов педагогических специальностей: [16+] / С.В.Смирнова. - Изд. 2-е. - М.: Директ-Медиа, 2023. - 173 с.: ил., табл.