Применение игровых приемов сказкотерапии в решении речевых проблем у детей с ОВЗ

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: ОВЗ, сказкотерапия


Практическая значимость. Сказка - кладезь русского языка, она может применятся во всевозможных сферах работы с дошкольниками, имеющими отклонения в речевом и интеллектуальном развитии. Через игровые приемы сказки можно научится делать артикуляционную гимнастику, ставить звуки, развивать речевое дыхание, формировать лексико-грамматический строй, фонематический слух, связную речь. Применение сказки эффективно не только для речи, но и для познавательного, и эмоционального развития детей.

В данном сообщении я хочу поделится своим опытом применения приемов сказкотерапии. Процент неговорящих или плохо говорящих детей растет с каждым днем. В коррекционной группе №3 дети с тяжелейшей речевой патологией. Это дети с ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, алалией и апраксией, нарушением опорно-двигательного аппарата. Работая с такими детьми ни один год, изучая рабочие методики я пришла к выводу, что недостаточно формировать только речевые навыки, необходимо работать над коммуникативной функцией, над диалогом, чтобы речь ребенка не была только для себя. Поэтому в свою работу, наравне с коррекционными методиками, я начала подключать игровые приемы из сказкотерапии. Для каждого конкретного ребенка это своя цель: для кого-то это просто растормаживание речи, для кого-то это развитие диалогической речи, формирование словоизменения, словообразования, проведение артикуляционной гимнастики. Можно взять любую известную сказку и адаптировать ее под возможности ребенка и цели коррекционной работы. А можно самостоятельно разработать игровой сюжет сказки.

Даже если ребенок может произносить лишь междометия и короткие слова их уже можно и нужно вставлять в сюжет и в диалог. Например, сказка «Волк и семеро козлят». Жила-была коза. У нее были козлята. Посчитаем 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7. Ушла коза в лес, а козлята плачут МЕМЕМЕМЕМЕМЕМЕ. Волк каждого козленка съел АМ,АМ, АМ, АМ, АМ, АМ, АМ. В зависимости от речевых возможностей можно увеличивать или уменьшать количество слов, которые говорит взрослый в данной сказке.

Первое применение сказкотерапии для неговорящих детей или плохоговорящих - это расширение средств общения, формирование навыка диалога, побуждение к высказыванию, выстраивание речевой программы. Обязательно надо учитывать уровень ориентировки ребенка в окружающем мире и степень речевых возможностей ребенка. В работу с адаптированными сказками я включила модели предложений по Валерии Ивановне Балаевой с 1 по 7 модель. В работе с адаптированной сказкой надо добиться многократной повторяемой структуры предложений, для закрепления данной модели предложения.

В основу работы со сказкой с неговорящими или плохоговорящими детьми нужно включить демонстрацию содержания сказки, повторяющиеся модели предложений, жестовые опоры для имитации простых предметных действий. Сейчас перед вами я продемонстрирую пример работы с ребенком. На видео представлена сказка «Рукавичка», которую я адаптировала для ребенка, имеющего 2 уровень речевого недоразвития (видео с ребенком).

Наблюдательный глаз специалиста мог заподозрить артикуляционную апраксию у данного ребенка. При выполнение движений губ, языка и других органов им не удается найти нужную позицию для конкретного звука, нарушена точная пространственная деятельность артикуляционного аппарата. Поэтому, следуя методическим рекомендациям Ларисы Геннадиевны Нуриевой в работе с аутичными детьми, я, параллельно с приемами сказкотерапии, подключила зрительные опоры (глобальное чтение) в виде карточек с написанными словами и программой фразы. Аутичным детям с признаками моторной, сенсорной алалией и апраксией рекомендовано включать в работу все три вида чтения. Глобальное чтение, позволяющее развивать импрессивную речь и мышление, послоговое и аналитико-синтетическое. Ребенку с особенностями эмоционально-волевой сферы и с тяжелой речевой патологией для восприятия легче зрительный образ, чем вербально-абстрактный. Зрительные и зрительно-пространственные функции являются более сохранными, поэтому активизация экспрессивной речи через чтение происходит быстрее. Можно подключить визуализацию через пиктограммы, написанные слова, кусочки слов.

В процессе работы с детьми, испытывающими трудности в обучении бывает трудно вызвать интерес к коррекционному процессу, удержать внимание, достичь того, чтобы материал усвоился. Поэтому появилась необходимость обогатить и разнообразить научно-обоснованные методики игровыми методами через сказкотерапию. Сейчас я продемонстрирую вам видео работы с ребенком, достигшего нижней границы 3-го уровня речевого недоразвития. В этом занятии демонстрируется лексико-грамматическая сказка, направленная на формирование умения согласовывать прилагательное и существительное по родам (видео с ребенком).

Трудность усвоения системы словоизменения прилагательных связана с их отвлеченной семантикой. Позднее появление в речи детей прилагательных, обозначающих признаки, свойства предметов обусловлено тем, что для выделения из образа предмета какого-либо признака нужен достаточно высокий уровень интеллектуального развития. Поэтому учитывая грамматические особенности прилагательных очень эффективно отрабатывать согласование данных частей речи в роде или числе через повышенное внимание к окончанию имени прилагательного. В данном видео лексико-грамматическое занятие обыгранное сказкой и с применением визуальной поддержки, в виде окончаний слов, написанных буквами.

Очень сложно для ребенка освоить систему словообразования, особенно словообразование глаголов, т.к. глагол имеет отвлеченную семантику, в отличии от существительного конкретного значения, а семантическое значение словообразовательных форм глагола не опирается на конкретный предметный образ. Поэтому начинаем работу с простых словообразовательных моделей с использованием приставочного способа и с акцентируем внимание ребенка на изменении значимой часть слова, стоящей перед его корнем, изменяющей смысл данного глагола с использованием визуальной поддержки.