Инновационные формы занятий по краеведению с младшими школьниками

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Краеведение

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: краеведение, краеведение для дошкольников


Целью современного образования считается развитие личностных качеств обучающегося его способностей, формирование у ученика активной творческой жизненной позиции. Особая роль в развитии данной характеристики в условиях внедрения нового стандарта отводится именно внеурочной краеведческой деятельности. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса. В её рамках осуществляются такие направления формирования личности обучающихся как: духовно-нравственное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное, социальное. Краеведческое направление во всех сферах деятельности занимается воспитанием любви к своему родному краю, развитием интереса к познаниям нового, формированием практических умений и навыков, способствует фундаментальному освоению окружающего пространства, природы и общества на местном материале.

Краеведение сегодня становится важным средством повышения качества знаний. Используя краеведческий материал на уроках, я заметила, что он активизирует мыслительную деятельность детей, позволяет разнообразить методику проведения уроков, участвует в патриотическом воспитании младших школьников. Прислушайтесь к совету академика А.Ферсмана, изучавшего уральские недра: «Познавайте свою страну, свой край…свою горушку или речонку! Не смущайтесь тем, что малы эти горушки и реки, - ведь из малого вырастет великое!»

Как показывает практика, достижению результатов способствует использование инновационных методик обучения. В педагогическом процессе инновационные методы обучения введение новшеств в цели, методы, содержание и формы обучения и воспитания, в совместную деятельность преподавателя и учащегося. Эти инновации могут быть специально спроектированными, уже разработанными или вновь появившимися благодаря педагогической инициативе.

Информационно-коммуникационные технологии

На занятиях по краеведению, в своей практической деятельности широко использую информационно-коммуникационные технологии, поскольку считаю, что они являются мощным средством наглядности при обучении. Информатизация является также и средством оптимизации процесса обучения. Повысить интерес к истории края можно через создание мультимедийных презентаций. Желательно, чтобы каждый учащийся выполнял творческие и поисковые работы. Самостоятельная творческая работа ребенка обязательно должна быть замечена, одобрена учителем, продемонстрирована классу.

Технология интегрированного обучения

В своей работе большое внимание уделяю технологии интегрированного обучения. Оно создаёт новые условия деятельности учителей и учащихся и представляет собой действенную модель активации мыслительной деятельности и развивающих приёмов обучения. Интегрированные уроки проходят очень интересно, познавательно активно. Они богаты по содержанию и видам деятельности. Такие уроки решают сразу несколько предметных и педагогических задач. Интегрированные уроки позволяют эффективно применять самые различные современные методики и технологии, педагогику сотрудничества, информационно-коммуникационные технологии, учебные дискуссии, личностно-ориентированный подход к обучению и воспитанию школьников.

Драматизация (театрализация)

Эта форма организации учебной деятельности обладает большой привлекательностью для младших школьников, т.к. по своей сути близка к игре, а также предоставляет им возможности для самореализации. Важно помнить, что необходимый педагогический эффект драматизации достигается при условии активного участия детей в деятельности на всех этапах: написание сценария, распределение ролей, режиссура, сценография, подготовка костюмов, каждый из которых может быть поручен определенной творческой группе. Драматизация может быть включена в урок или внеклассное мероприятие в качестве иллюстративного фрагмента или презентации выполнения домашнего задания, либо стать результатом долгосрочной проектной работы учащихся.

Интервью

Эта форма учебной деятельности может быть использована как в урочной, так и во внеурочной деятельности учащихся в качестве пролонгированного домашнего задания (например, взять интервью по определенной теме у членов своей семьи, старшеклассников, представителей педагогического коллектива школы). Также в формате интервью может осуществляться рефлексия по итогам работы класса на уроке или по итогам изучения темы. Вопросы для интервью должны быть разработаны самими учащимися, а полученные ответы могут использоваться в дальнейшем, например, в качестве материала для создания проблемных ситуаций. Интервью требует зрелищности, поэтому без фотоаппарата или видеокамеры не обойтись, они усиливают впечатление от интервью, создают зрительный образ человека. Желательно, чтобы фотография была эмоциональной, образной, раскрывающей внутренний мир человека. Также результаты проведения интервью по особо важным разделам курса могут лечь в основу большого итогового проекта, который предполагается презентовать по окончании обучения.

Проектная деятельность

Исследовательские проекты по краеведению школьников включают в себя описание автором истории, проблем и перспектив экономического и культурного развития родного края, особенностей традиций земляков, обычаев и обрядов коренных жителей родного края. Выполняя проекты по краеведению учащиеся изучают жизнь и роль своего родного населённого пункта в конкретном историческом срезе, например, во времена Великой Отечественной войны. Результатами проектов могут стать краеведческая викторина, краеведческая задача, тесты. Ученики также принимают участие в олимпиадах по краеведению, сами создают компьютерные презентации.

Экскурсии

Особое место занимает экскурсионная работа. Краеведение основывается на получении и применении знаний, умений и навыков не только в кабинете, но обязательно на экскурсиях, которые направлены на получение знаний, умений и навыков, приобщение учащихся к истории, культуре, воспитание любви и гордости за вклад малой родины в историю страны. Экскурсионная работа должна быть тщательно подготовлена и спланирована. Каждая экскурсия должна преследовать определённые цели и задачи, носить обучающий, развивающий и воспитательный характер. Краеведы много путешествуют: музеи, выставки, обзорная экскурсия по городу, экскурсии за пределы города, области. Они должны как можно больше увидеть, узнать. И, конечно, большое желание попробовать себя в роли экскурсовода. Наши учащиеся в объединении «Юный экскурсовод» разрабатывают и проводят экскурсии в школьном музее «Дети войны».

Категория экскурсантов самая разнообразная: учащиеся школ, гимназий, лицеев, студенты, ветераны ВОВ, учителя. Экскурсии, проводимые юными экскурсоводами, интересны для школьников. Экскурсоводы овладевают экскурсионными универсальными знаниями и умениями, методикой проведения экскурсии. Как правило, это интеллектуальные, креативные ребята. Тем более создаются возможности для широких коммуникативно-творческих контактов детей и взрослого населения. Кроме того, итогом экскурсий могут стать дневники юных экскурсоводов, выставки рисунков, сочинения, эссе, презентации, участие в краеведческих конкурсах.

Краеведческая работа издавна является составляющей учебного процесса в общеобразовательной школе. Сегодня эта составляющая существенно расширилась. Краеведение стало неотъемлемым элементом регионального компонента образовательных стандартов, отражающим своеобразие края. Краеведение в современном образовании является средством разностороннего и гармоничного развития личности, важнейшей основой патриотического воспитания, духовно-нравственных, гражданских и мировоззренческих качеств ребенка и реализации государственного стандартов.

Применение инновационных методик обучения на занятиях по краеведению является необходимым условием профессиональной компетентности учителя, которая проявляется в готовности и умении оптимально решать педагогические задачи.