Важность своевременного развития речи. Определение стратегии развития «неговорящего ребенка»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с


Речь одна из наиболее сложных высших психических функций человека, имеющая многоуровневую, многослойную составляющую. Многие родители думают, что нет ничего страшного в том, что ребенок поздно заговорит. Разговорится он в 4 или 5 лет и ничего страшного. Хорошо если бы это было правдой. Но проблема в том, что из-за отсутствия речи в раннем возрасте в дальнейшем нарушаются функции речи, которые тяжело и долго приходится восстанавливать, а в некоторых случаях, при долгом отсутствии речи, функции становится невозможно восстановить.

При нормальном речевом развитии ребёнок в возрасте 2-2,5 лет начинает активно общаться с окружающими людьми. Поэтому с учетом индивидуальных особенностей развития каждого ребёнка если ребенок не заговорил после 2-х лет это повод для беспокойства и принятия мер, необходимо проверяться у врачей и логопедов.

Специфическая задержка развития характеризуется наличием неврологических симптомов и общим отставанием психомоторного развития. Дети гиперактивны или заторможены, эмоционально неустойчивы, не способны к игровой и целенаправленной деятельности, моторно неловки, с трудом овладевают тонкими ручными движениями и навыками самообслуживания. У этих детей могут отмечаться задержка моторного развития, недостаточность внимания, незрелость эмоционально-волевой сферы, отставание в развитии предметной и игровой деятельности. Неспецифическая задержка развития легко преодолевается практически без последствий путем ранней стимуляции и медикаментозной поддержки, которую рекомендует и назначает врач-невролог. И в случае необходимости при условии систематической логопедической работы.

Глубокие расстройства речи в зависимости от их природы в той или иной мере ограничивают умственное развитие в целом. Это происходит как в силу взаимопроникающего единства речи и мышления, так и вследствие нарушения нормальной связи с окружающими. Последнее обедняет знания, эмоции и другие проявления личности.

В связи с этим практически всем неговорящим детям (независимо от причины отсутствия речи) с 3 лет психологи, психиатры ставят ЗПРР. Раннее начало логопедических занятий позволяет справиться логопеду с нарушением самостоятельно с большой вероятностью восстановления. Если ждать (после 2 лет), когда ребенок разговорится, то психологические проблемы растут. Все больше нарушается эмоционально волевая сфера, ухудшается поведение ребенка, возможны проявления агрессии, когда он не может выразить свои чувства словами, сказать, что ему нужно в данный момент, тогда он может укусить, стукнуть. Все больше отстают от сверстников ВПФ (высшие психические функции - память, внимание, мышление, интеллект). Поэтому при длительном отсутствии речи полная логопедическая коррекция занимает больше времени, требуются дополнительные специалисты, работающие параллельно с логопедом.

До 3-х лет при отсутствии речи, интеллект может быть сохранен. После 3-х лет отсутствие речи ведет за собой задержку развития всех психических функций. Отсутствие речи говорит о каком-то «неблагополучии» в развитии центральной нервной системы. Программа развития языковых явлений, которая генетически должна была запуститься самостоятельно, по ряду причин не запускается. Для ее «запуска» необходимы специальные усилия. Чем раньше начнется коррекция, тем благоприятнее прогноз!

Какие же функции речи у ребенка могут нарушиться, если он своевременно не начнет говорить

1. Коммуникативная функция речи. Вы будете наблюдать следующие проблемы: ребенок редко обращается к близким людям, если ему что-то нужно, он будет требовать криком, или пытаться заполучить нужное самостоятельно; малыш не умеет играть по очереди, не умеет ждать, очень нетерпелив; не может улавливать коммуникативные намерения собеседника, т.е. учитывать ситуацию и знания собеседника.

2. Регулирующая функция речи осуществляет и контролирует произвольное поведение, организацию и взаимодействие психических процессов человека. Если же ребенок не имеет возможности пользоваться словом (жестом, символом), он не может отрегулировать собственное поведение. Поэтому мамы наших детей с речевыми проблемами часто жалуются на поведение своих детей. При этом - стоит только научить ребенка говорить (не «разговорить», а полностью создать правильную систему языка), он становится милым, приличным и послушным.

3. Функция речи обозначения, семантическая функция находится под угрозой если ребенок долго не говорит. Без развития этой функции речи не будет формироваться грамматический строй речи, человеку будет сложно понять смысл фразы с измененным порядком слов (Петю ударил Вася. Кто драчун?); не будут развиваться морфологическая и синтаксическая системы языка, не будет иметь развитие мыслительная сторона речи. Здесь страдают многозначность слов, переносные значения, поговорки. Возникают трудности понимания, прочитанного (например, условий задачи). При этом человек не понимает шуток - и плодит вокруг себя обиды и конфликты. То есть чем лучше развита семантическая функция у человека - тем проще ему понять истинный смысл получаемой информации от другого человека.

4. Функция обобщения. Речевая функция обобщения обслуживает человеческое мышление: мы постоянно сравниваем между собой предметы и явления, чтобы понимать их сходство и различие, чтобы строить план - чего можно ожидать в этом случае. Нарушение этой функции может способствовать снижению интеллекта, т.к. такой ребенок не может мыслить логически - он не объединяет предметы в одну группу и не исключает неподходящий предмет из группы схожих понятий, не структурирует предметы иерархически. Видеть разницу к какой группе относится слово, предмет, явление - это является проявлением интеллекта. У поздно заговоривших детей эта функция хуже развита - часто они не понимают разницу, где и как себя вести, что и где можно делать, а что в другой обстановке делать нельзя. Эта функция напрямую связана с когнитивной (познавательной функцией, и ее недоразвитие не позволяет человеку нормально обучаться.

5. Прогностическая функция речи (мыслительная, программирующая, интеллектуальная). Когда происходит развитие этой функции, ребёнок начинает мыслить творчески, нестандартно, говорить сложными, последовательными предложениями. При недоразвитии прогностической функции речи, дети не умеют рассказывать, пересказывать, последовательно выражать свою мысль, устанавливать причинно-следственные связи, что однозначно приведёт к не усвоению школьной программы. Чем это чревато в жизни? Человек не может спланировать свои и чужие действия, он с удивлением смотрит на ответную (адекватную!) реакцию людей, не понимая, что это его слова и поступки спровоцировали их действия. Такой человек не может спланировать свой день, не то, что годы своей жизни. Такой человек не может ответить самому себе на вопрос «А что будет, если….?»

6. Мнестическая функция речи - позволяет запомнить услышанную информацию и перевести её в регистры первичной и вторичной памяти. Например, ребёнок услышал новое слово, узнал его значение, запомнил. Через какой-то промежуток времени, применил его в соответствующей ситуации. Данная функция созревает медленно, если у ребёнка по каким-то причинам снижена память, или низкий уровень слухового внимания, слухового восприятия на образ слова, снижена речеслуховая память.

Вы можете замечать, что ребёнок:

  • не может запомнить новых слов в течении длительного времени, часто переспрашивает, не узнаёт по картинке;
  • говорит новое слово неправильно, заменяя, переставляя слоги, но может правильно повторить за взрослым, затем снова ошибаться;
  • с большим трудом повторяет за взрослым чистоговорку, предложение, не может запоминать стихи;
  • в школе не сможет осмысленно читать (читать, понимая смысл), что повлияет на неуспеваемость по всем предметам.

У поздно заговоривших детей очень трудно, а иногда и невозможно восстановить мнестическую функцию речи.

7. Когнитивная, познавательная функция речи. Без участия когнитивной функции речи ребёнок не будет разговаривать осознанно, что будет означать снижение интеллекта. Через слово ребёнок получает знания о предметах и явлениях окружающего мира без непосредственного контакта с ними. Это позволяет приспособиться к окружающей среде и быстро ориентироваться в природном и социальном мире.

Мы в детстве изучаем все вокруг через слова родителей, воспитателей детского сада, потом нас обучают учителя и учебники в школе. Это возможно, потому что у нас хорошо развита познавательная функция речи. Без этой функции - мы могли бы изучать только на собственном опыте. Каковы шансы выжить человеку в этом мире, если эта функция нарушена? Развитие данной функции невозможно без участия обобщающей, семантической и прогностической функций. Есть органическая интеллектуальная недостаточность, когда ребенок таким родился, а есть приобретенная из-за долгого отсутствия речи. Потому что познавательная функция речи своевременно не начала «работать» и в результате начала атрофироваться.

8. Номинативная функция речи. Это функция «называния», суть её в том, чтобы давать названия, обозначать объекты как окружающей действительности, так и внутренних процессов, присущих человеку. Данная функция вплетена в структуру когнитивной функции речи. Недоразвитие данной функции у поздно говорящих детей будет проявляться в следующем:

  • ребёнок не усваивает слова самостоятельно (в норме каждый день у малыша до 3 лет должны появляться новые слова);
  • не изменяет слово по падежам, например, ребёнок показал на воду и произнёс «вода», но попросил «пить вода», вместо «пить воду».
  • в школе, ребёнок не сможет быстро и точно изменять слово по падежам, склонять его, переводить во множественное число и прочее.
  • в школе, с большим трудом будет применять или вовсе не применять выученные грамматические правила, т.к. будет не способен быстро изменять слово, чтобы подобрать проверочное, что приведёт к неуспеваемости по русскому языку.
  • будет испытывать трудности в обобщении слов.
  • в большей или в меньшей степени будет снижен вербальный интеллект.

9. Эмоционально-выразительная функция речи позволяет передать смысл, волю говорящего, выразить свои чувства с помощью мимики, жеста, интонации, формирует эмоциональный интеллект человека. Именно эмоции влияют на развитие долговременной памяти, а главное на те «следы» эмоциональные отпечатки, которые позволяют формировать новые нейронные связи в головном мозге во время общения, связывать чувства с их словесным обозначением, развивать эмоциональный интеллект ребёнка и влиять на его поведение. У детей с нарушениями речи, недоразвитие данной функции может проявляться в следующем:

  • в плохом поведении;
  • в нарушении произвольной саморегуляции (истерики, бросание предметов, не адекватной реакции на ситуацию);
  • не могут узнавать и понимать эмоции взрослых, ровесников;
  • не могут правильно донести информацию о своих чувствах;
  • не могут активно вступать и поддерживать диалог;
  • не интересны собеседнику;
  • не могут заводить друзей;
  • не смогут в будущем проявлять эмпатию к окружающим.

Самое удивительное, что все вышеперечисленные функции, включаются одновременно в процесс развития, дополняя друг друга, развиваются параллельно или зависят друг от друга. Поэтому, чем больше вы уделяете внимание устной речи своего ребёнка в дошкольном возрасте, тем грамотнее, интереснее, красивее будет она у него во взрослой жизни.

При раннем начале коррекционной работы все вышеперечисленное можно свести к минимуму!

Период до трех лет - особенно важен. Коррекционный потенциал мозга в это время огромен, благодаря пластичности мозга, взамен поврежденных клеточек мозга в работу могут включиться другие, и функции будут сохранены. Именно в это время созревают зоны мозга, ответственные за основные двигательные, речевые навыки, элементарные мыслительные операции, память, эмоции. Доказано, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. «Если же в это время создаются неблагоприятные условия, развитие функций задерживается, то в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Как раз первые три года жизни ребенка и являются «критическим» периодом развития для речи».

Думающие сознательные родители начинают беспокоиться и искать специалистов. И правильно делают, потому как: задержка может быть, как специфической (церебрально-органической, связанной с повреждением нервной системы) и неспецифической, обусловленной замедленным темпом созревания мозговых структур без неврологической симптоматики.

Заключение

Раннее развитие речи ребенка с логопедом позволяет сэкономить много времени и денег на дополнительных специалистах - психологах, нейропсихологах, репетиторах, а также успеть исправить такие тяжелые нарушения речи, как алалия, анартрия, афазия - для которых ранняя коррекция, раннее начало работы с логопедом - это единственный шанс избежать последствий. Поэтому, чем раньше родители ребенка, у которого наблюдается задержка речевого развития, начнут бить тревогу и обратятся к логопеду и к неврологу - тем лучше прогноз! Чем раньше - это значит до 3-х лет. Позиция некоторых педиатров, невропатологов, логопедов, считающих, что до 3-х лет можно ничего не предпринимать и не беспокоиться - свидетельствует об отсутствие у этих специалистов современных знаний в области детской невропатологии, нейрофизиологии, нейропсихологии и логопедии! Сотрудничайте с грамотными специалистами. Сегодня есть логопеды, которые владеют методиками, позволяющими работать с детьми раннего возраста. Превентивная логопедия (логопедия предупреждающая развитие дефекта) интенсивно развивается. Уже определены критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений! Ищите специалистов, работающих в области ранней диагностики и коррекции!

Действуйте! Изучайте! Вникайте в проблемы своего ребенка и решайте их всеми доступными для Вас средствами сейчас! Не теряйте время, не ждите, что все пройдет само.