Проектно-исследовательская работа по биологии "Лекарственные растения Подмосковья"

Разделы: Биология, Руководство учебным проектом

Класс: 6

Ключевые слова: лекарственные растения


Выполнили:
уч-ся 6 класса

Руководитель:
Засосова Л.А.,
учитель биологии

Актуальность темы: в окрестностях нашей местности Солнечногорского района Московской области, растут разнообразные растения, многие из них являются лекарственными, это дает возможность людям лечить некоторые заболеваний травами, известными человеку с давних пор и совершенно бесплатно.

Цель работы: изучить лекарственные растения, растущие в нашей местности, и их использование при лечении различных заболеваний.

Задачи работы:

  1. Изучить научно-популярную литературу по данной теме;
  2. Определить места произрастания лекарственных растений;
  3. Провести анкетирование учащихся и их родителей с целью выявить, используется ли «народная медицина» в настоящее время;
  4. Выяснирть правила и создать памятку сбора лекарственных растений;
  5. Создать гербарий лекарственных трав;
  6. Произвести сбор лекарственных трав;
  7. Подготовить презентацию и защиту по теме проекта.

Объект изучения: - лекарственные травы.

Предмет изучения - лекарственные травы Солнечногорского района Московской области.

Участники проекта - учитель, родители и учащиеся 6 класса.

Методы: анкетирование, поиск информации, классификация, обобщение, сбор лекарственных трав и создание гербария лекарственных трав.

Практическая значимость проекта: данный материал можно использовать на уроках окружающего мира, при проведении классных часов и викторин, на классных часах и на занятиях по внеурочной деятельности.

Проектный продукт - «Сбор лекарственных трав» и «Гербарий лекарственных трав», а также «Памятка по правилам сбора лекарственных трав» и «Памятка по правилам изготовления гербария лекарственных трав».

В работе используется: самостоятельный поиск информации; индивидуальная работа по проведению анкетирования учащихся и их родителей; обсуждение полученной информации на уроке биологии; самостоятельный сбор лекарственных трав и изготовление гербария лекарственных трав Московской области Солнечногорского района.

I. Введение

Уже много веков человечество применяет растения и травы в кулинарии и для лечения различных болезней. Чаще всего лечение травами не требует больших затрат и очень эффективно.

Человек всегда стремился укреплять свое здоровье. Когда человек здоров, у него хорошее настроение, высокая работоспособность. Здоровый человек полон сил, молодости и радости жизни.

Наши предки всегда жили в ладу с природой. Природа была для них Матерью, которая кормила, одевала, лечила.

Богат и разнообразен выбор лекарств в «зеленой аптеке» - матушке природы, но нужно быть осторожными: отравление лекарственными растениями возможно, если заниматься самолечением. Обращаться в «зелёную аптеку», так же, как и в обычную, следует при установленном диагнозе болезни и с рецептом врача.

«На земле нет ничего, что не считалось бы лекарством», - утверждает одно из положений тибетской медицины. Мы живём в мире лекарств. Растительный мир нашей страны очень богат, и практически все его представители обладают лекарственными свойствами. Прав был средневековый врач Парацельс, который писал: «Весь мир - аптека…».

Многие лекарственные сборы, которые мы покупаем в аптеке, содержат те или иные травы, которые растут у нас в лесах или полях.

II. Основная часть

1.1. Из чего состоят лекарственные травы?

Лекарственные растения - растения, части которых (цветы, листья, стебель, корень и т.д.) используются для лечения болезней человека, животных или же применяются как сырьё для производства лекарственных препаратов.

На уроке биологии мы узнали, что лекарственными называются такие растения, которые, действуя на организм больного человека или животного, останавливают развитие болезни, влияют на причины ее возникновения и приводят в норму работу отдельных органов, систем или организма в целом.

Такое положительное действие объясняется содержанием в них различных биологически активных веществ. Эти вещества в растениях содержатся в очень небольших количествах. Поэтому их целебный эффект наблюдается только при строго определенных, обычно очень малых дозах, если препарат применять в больших дозах, то он становится ядом, вызывающим тяжелые отравления.
Обычно мы не задумываемся, откуда берутся лекарства. Все просто: если человек заболел - идем в аптеку и покупаем. Известно, что существуют специальные заводы, которые выпускают различные лекарственные препараты весьма сложного химического состава. Многие думают, что все лекарственные препараты - это синтетические лекарства. Однако многие заблуждаются в таком утверждении. Свыше 30% современных лекарственных препаратов получают из растений, путем выделения из них раз­личных биологически активных веществ.

Мы привыкли во время болезней принимать таблетки, пилюли, порошки, которые покупаем в аптеках, и совсем забыли, что для лечения некоторых болезней лучше применять натуральные растительные средства, потому, что многие таблетки имеют побочные эффекты, оказывающие негативное воздействие на наш организм. Поэтому, людям, полезно знать о лечебных свойствах лекарственных трав и особенностях их применения при тех или иных заболеваниях, особенно тех растений, которые произрастают в их местности.

1.2. История изучения

Люди на самых ранних стадиях развития человечества изучали растения, передавали другому поколению свои знания о лечебных свойствах растений, а с возникновением письменности данные о лечебных свойствах растений начали записывать и составлять «Травники» лекарственных растений. В таких книгах содержался целый ряд рецептов, которые применяли для лечения многих заболеваний. Сейчас такие книги тоже есть!

Лечение травами, с помощью восстановительной силы природы, применялось в Индии, Египте, Китае, Греции.

Крещение Руси способствовало появлению по всей стране монастырей и православных храмов, где церковные люди с особым трепетом занимались сбором лекарственных растений.

При Петре I на Руси «аптекарские огороды» были основаны при военных госпиталях практически во всех больших городах. В то же время пошла тенденция больших заготовок дикорастущих растений, что впоследствии позволило практически отказаться от привоза дорогих лекарственных растений из других стран.

В конце XVIII в. исследованиями лекарственных растений отечественной флоры стали заниматься ботаники и врачи

В XX в. синтетические лекарства почти вытеснили традиционные натуральные препараты на основе лекарственных растений, но приходя в аптеку всегда можно приобрести лекарственный сбор трав от различных заболеваний.

1.3. Лекарственные растения Московской области

2. Сбор и хранение лекарственных трав

2.1. Правила сбора и хранения лекарственных растений.

Правило первое: что собирать?

Нужно также знать, какие части растений имеют лечебное значение; у одних берутся только цветки, у других - листья, у третьих - стебли. Плоды, ягоды, семена собираются лишь при условии их полной спелости.

Правило второе: когда собирать?

Лекарственные растения обладают наиболее целебной силой в определённые месяцы. Валериану, например, рекомендуется собирать в апреле и в сентябре, одуванчики - в мае и сентябре, шиповник - в сентябре и т.д. Кроме этого нужно учесть, что собирать растения лучше в сухую погоду.

Правило третье: как собирать?

Заранее запаситесь всем необходимым для сбора (совками, ножницами, ножами, наволочками или мешочками), вымыть руки после сбора лекарственного сырья.

Правило четвёртое: где собирать?

Каждое растение имеет определённые места произрастания, которые нужно знать. Следует избегать легкодоступных мест сбора, например, откосов у шоссейных дорог. Нельзя также собирать в тех местах, которые подвергались обработке ядохимикатами. Если вы заметили на поляне одиночное растение и поблизости подобных нет, рвать его не рекомендуется. Нельзя собирать в тех местах, где лекарственных растений мало.

Правило пятое: собирая, сохранять.

Многие лекарственные растения стали редкостью, например, в ряде районов почти исчезла целебная трава валериана. Даже если дикорастущих растений много на месте сбора, обязательно оставьте несколько крепких, здоровых экземпляров. Берите ровно столько, сколько нужно, зря не рвите, а собранные растения умейте правильно сохранять.

НЕЛЬЗЯ!!! Нельзя собирать лекарственные растения, занесенные в Красную книгу (арника горная, солодка, водяной орех и многие др.)

Сушите лекарственные растения на воздухе в тени. Особенно хорошие места для подсушивания - дачные чердаки.

При сушке кладите растения по отдельности, между собой растения не должны быть перепутаны.

Следите, чтобы на растения не попали ни земля, ни песок, ни грязь.

/Приложение №1. Памятка сбора лекарственных трав /

Приложение №7. Календарь сбора некоторых лекарственных растений

2.2. Правила хранения лекарственных трав

  1. Нельзя хранить разные травы вместе, каждому виду должно быть уделено отдельное место.
  2. Отдельно необходимо хранить и отдельные части одного растения (листья, цветки, корни и т.п.), поскольку они имеют разные сроки хранения.
  3. Самые идеальные для хранения трав считаются картонные коробки, деревянные ящики, корзинки, полотняные мешочки или бумажные пакетики, поскольку они пропускают воздух.
  4. Периодически травы необходимо проверять, осматривать, перебирать. Если вы обнаружили плесень, то запасы надо выбросить, толку от них уже не будет.
  5. Обязательно подписывайте растения. На любой таре необходимо указать название растения и дату сбора.

Травы сохраняют целебные свойства в среднем до 2 лет, плоды - до 3 лет, кора и корни - до 5 лет.

/Приложение №2. Правила хранения лекарственных трав /

3. Анкетирование

Чтобы выяснить мнение учащихся и родителей по теме проекта, нами было проведено анкетирование по нескольким предложенным вопросам. В анкетирование приняли участие 23 человека (учащихся нашего класса и их родители). /Приложение №5/

Целью анкетирования является определения знаний среди учащихся и родителей о лекарственных растениях, их свойствах, сборе и о роли лекарственных растений в оздоровлении и сохранении здоровья человеком в наше время.

Результаты анкетирования представлены в виде диаграмм, на основании которых сделаны выводы. /Приложение № 6/.

3.1. Анализ анкетирования

III. Заключение

Лекарственные растения занимают особое место среди всех растений в природе, поскольку их стебли, листья, корни, цветки, плоды содержат большое количество микроэлементов, веществ, витаминов, которые необходимы человеческому организму, особенно когда организм ослаблен, в период болезни.

Также лекарственные растения входят в состав многих медикаментов. До сих пор в медицине используются отвары, экстракты и настои лекарственных трав, которые применяют при самых разных заболеваниях организма, для снятия боли, при простудных заболеваниях, для остановки кровотечений, для заживления ран и так далее.

Но обязательно нужно помнить о том, что лечение травами необходимо согласовывать с врачами.

На основании изученных материалов, проведенного анкетирования и полученных результатов были сделаны выводы:

  • не все родители и учащихся знают, что есть лекарственные растения, которые обладают лечебными или профилактическими целями.
  • родители знают лекарственных растений до 10 и более наименований, однако учащиеся 6 класса знают до 30 лекарственных растений.
  • родители редко занимаются сбором лекарственных растений, но половина наших бабушек заготавливают лекарственные растения и приобщают к сбору своих внуков(нас).
  • лишь третья часть родителей и их детей занимаются посадкой и разведением лекарственных растений на своих участках и в садах.
  • большинство родителей и их детей используют лекарственные растения лишь при лечении заболеваний или для профилактики.
  • родителям и их детям лекарственные растения помогают при лечении заболеваний или для их профилактики, для заваривания чая.

В ходе проектной работы мы многое узнали. Работа помогла нам понять, что лекарственные растения являются частью природы, и мы люди, должны бережно относиться к ней.

Из собранных лекарственных растений мы сделали наглядное пособие в виде гербария и сбора. / Приложение 3, Приложение 4 и Приложение 5/

Кроме того, мы научилась узнавать лекарственные растения и сделала следующие выводы:

  • Лекарственные растения эффективны при лечении многих болезней.
  • Лекарственные травы растут как в огороде, так и дома на подоконнике.
  • Лекарственные травы нельзя применять бесконтрольно и без консультаций специалистов.
  • Многие лекарственные растения нуждаются в охране, поэтому их нельзя рвать без надобности.

Таким образом, если знать о применении лекарственных растений, то можно вылечить многие болезни. Но ещё надо помнить основное правило - не навреди своему организму! Поэтому, изучайте лекарственные растения!

Многие лекарственные сборы, которые мы покупаем в аптеке, содержат те или иные травы, которые растут у нас в лесах или полях.

И, ведь, действительно, куда бы мы не пошли в лес, на речку, в поле или вышли на садовый участок везде можно встретить лекарственные растения.

Крепкого вам всем здоровья!

Список использованной литературы и интернет-ресурсы

  1. Энциклопедия «Лекарственные растения» Издательский дом Ридерз Дайджест» 2004 год.
  2. Задорожный, А.М., Справочник по лекарственным растениям / А.М.Задорожный, А.Г.Кошкин, С.Я.Соколов. - М.: Лесная промышленность, 1988. - 415 с.
  3. Краткая история изучения лекарственных растений // [Электронный ресурс]. - Режим доступа:
    http://medgrasses.ru/travy_kostroma/istoriya_lekarstvennyh_rasteniy.html
  4. Общие правила сбора, сушки и хранения лекарственных растений // [электронный ресурс]. - Режим доступа: https://yastrebovroman.ru/narodnye-recepty/pravila-sushki-lekarstvennyh-rastenij.html"
  5. Интернет-ресурсы:
    1. http//:www.adventus.info
    2. http//:www.inmoment.ru
    3. http//:www.lekarstvennierastenia.ru
    4. http//:www.medunica.info
  6. FLORA INCODNITO - электронное приложение по определению растений.