Условия развития креативности у детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками


Детство - это уникальный период становления личности ребенка, когда появляются задатки особенностей характера, способностей и интересов взрослого человека. Современное общество, ориентируясь на будущее, особое внимание обращает на развитие ребенка.

Современная задача образования воспитывать конкурентоспособную креативную личность. Человек, который может порождать новые идеи, создавать новые продукты, находить решения в любой нестандартной ситуации, процесса, деятельности, называется креативным. Наше общество в будущем стремится именно к такому поколению.

Развитие креативности необходимо начинать уже в детстве. Развитие ребенка начинается с самого рождения. Ребенок постепенно начинает осознавать свое место и свою роль в социальном мире. Ребенок открыт для восприятия мира, любопытен, любознательность расширяет его познавательные интересы. Именно в детстве склонен к фантазии, к идеям, свободен от стереотипов, поэтому это самое благоприятное время для развития в ребенке креативности.

Ученые стали уделять внимание в области креативности лишь недавно в 20 веке.

В 1950 году, став президентом Американской ассоциации психологов, Дж.Гилфорд посвятил свою лекцию важности изучения креативности в дополнение к интеллекту. Обзор психолого-педагогической литературы позволил выделить наиболее общее определение креативности, которое рассматривается учеными как характеристика личности, свидетельствующая о наличии творческих способностей личности, её предрасположенности к творчеству.

В отечественной психологии креативность рассматривается как некоторое особое свойство человека, обуславливающее способность проявлять творческую активность, «способность порождать множество моделей», способность выйти за рамки заданной ситуации , способность к постановке собственной цели, способность порождать множество идей в необычных ситуациях.

Для развития креативности у детей дошкольного возраста необходимо создать условия, способствующие развитию творческих способностей.
Выделяют несколько основных условий для развития творческих способностей:

  1. Раннее физическое развитие малыша: раннее плавание, гимнастика, счет, знакомство с разными инструментами и материалами.
  2. Создание обстановки, опережающей развитие детей.
  3. Условие эффективного развития креативности вытекает из самого характера творческого процесса, который требует максимального напряжения сил. Ребенок должен добираться до потолка своих возможностей и постепенно поднимать эту планку все выше и выше.
  4. Свобода в выборе деятельности, в чередовании, в продолжительности занятии одним видом деятельности, в выборе способов.
  5. Учет его индивидуальных и возрастных особенностей, развитие способностей.

В дошкольном возрасте креативность можно обнаружить конкретнее всего в игре, как ведущей деятельности.