Конспект лексико-грамматического занятия по развитию связной речи в старшей группе на тему «Продукты питания» для детей с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Логопедия, Конкурс ко Дню знаний «До чего же интересно всё на свете узнавать»

Ключевые слова: продукты питания, Дети с тяжелыми нарушениями речи ТНР, дети с тяжелыми нарушениями речи


Виды деятельности: познавательная, игровая, двигательная, исследовательская, коммуникативная.

Форма организации детей: групповая.

Формы организации совместной деятельности:

  • совместные действия педагога и детей;
  • подгрупповая работа детей;
  • индивидуальная работа детей;
  • действия по словесной инструкции;

Методы организации:

  • наглядные: демонстрация (презентация: рассматривание (Игра «Магазин», «Пирожки с начинкой», «Холодильник»);
  • словесные: беседа, объяснение, координация речи и движений, чтение рассказа «Сушки с веснушками»;
  • игровые: дидактическая игра, игровое упражнение;
  • работа с раздаточным материалом.

ТЕМА: «Продукты». Пересказ текста «Сушки с веснушками» по опорным картинкам

Цель: совершенствовать умение детей пересказывать близко к тексту.

Компетенции (задачи)

  • Образовательные: активизировать словарный запас по теме; уточнить и систематизировать знания детей по теме; закрепить умение согласовывать существительные с прилагательными; совершенствовать умение пересказывать текст по опорным картинкам; формировать творческие способности.
  • Коррекционные: совершенствовать грамматический строй речи; формировать двигательные навыки и координацию речи с движениями; формировать умение использовать в речи распространенное предложение; закрепить умение образовывать слова существительные суффиксальным способом.
  • Развивающие: развивать слуховое внимание, логическое мышление, зрительную память; развивать подвижность мимических мышц.
  • Воспитательные: прививать навыки умения слушать товарища и не перебивать.

Оборудование и материалы:

  • демонстрационные: опорные картинки для пересказа, картинки к игре «Магазин»;
  • раздаточные: линейка и картинки к игре «Магазин»; картинки к игре «Холодильник», сигнальчики для самооценки детей;

Предварительная работа: наращивание активного словаря по темам «Продукты».

Оргмомент

- Ребята, на прошлом занятии мы читали стихотворение Юлиана Тувим «Овощи».

- Где хозяйка покупала овощи? Что она приготовила из овощей? Что ещё можно приготовить из овощей? Овощи - это что? Правильно, это продукты питания. А где ещё можно купить продукты питания? (Ответы детей)

- Ребята, вы уже много знаете о продуктах питания. А мы могли бы помочь хозяйке и предложить свои варианты блюд из продуктов питания?

- Сегодня на занятии мы будем закреплять те знания, которые вы уже получили на предыдущем занятии и узнаем что-то новое. Как вы думаете, ребята, какая тема нашего занятия? (Ответы детей)

- Правильно, тема нашего занятия продукты питания и пересказ рассказа «Сушки с веснушками».

Цель занятия: это закрепить полученные знания о продуктах питания. Верно, чтобы помочь хозяйке, мы расскажем о продуктах питания и отправим ей видео нашего занятия.

- Сегодня на занятии мы узнаем: для чего нужны продукты; в каких продуктах содержатся витамины и чем они полезны; выполним глазодвигательную, пальчиковую и дыхательную гимнастику; поиграем в игру «Магазин»; «Пирожки с начинкой»; будем работать с предлогами; пересказывать рассказ «Сушки с веснушками». Работать будем подгруппой, парами и индивидуально. За каждое задание, вы будете оценивать себя с помощью полочек в холодильнике и продуктов питания.

- Если ответ правильный, то поставим, выбранный вами продукт на какую полку?

- Если была допущена одна ошибка, поставим продукты на какую полку?

- Если было допущено несколько ошибок, поставим продукты на какую полку?

- Для чего нам нужны продукты питания? Какие бывают продукты питания?

- Ребята, вы знаете, где можно купить продукты. В магазине. Как называется магазин, в котором продают продукты? Предлагаю вам поиграть в игру «Продуктовый магазин».

1. Игра «Продуктовый магазин»

(Дети выполняют задание индивидуально).

Существуют разные группы продуктов, в зависимости от того, из чего они сделаны, все продукты в продуктовом магазине находятся в разных отделах. Вам нужно разложить продукты по отделам.

- У тебя какой отдел? (Ответы детей)

Дети выполняют задание. Затем проверяем.

- Теперь вы знаете в какой отдел вам идти за тем или иным продуктом.

- Оцените себя за это задание?

- Ребята, а с продуктами питания что поступает в наш организм?

- Правильно, это витамины. А для чего нам нужны витамины?

2. Работа с компьютером

(Презентация о том что такое витамины и для чего они нам нужны)

- В полезных продуктах есть витамины. А давайте с вами разберём, что такое витамины? Первые витамины появились около 100 лет тому назад. Слово «Витамины» - в переводе с латинского «Дающий жизнь». Витамины делят на разные группы. Например,

  • Витамин А - это витамин роста и ещё очень важен для зрения.
  • Витамин С отличное средство в борьбе с простудными заболеваниями.
  • Витамин D делает вас сильными и крепкими.
  • Витамин B укрепляет иммунитет и укрепляет работу мышц.

Человеку нужны разные витамины. Если витаминов не хватает, то человек начинает болеть, становится слабым, уставшим, у него снижается зрение, портятся зубы.

Вывод: Чтобы быть здоровым, надо питаться разнообразной пищей.

- Ребята, в каких продуктах содержатся витамины группы B? (В хлебе)

- Назовите хлебобулочные изделия.

3. Глазодвигательная гимнастика «Сушки»

- Ребята, вы с воспитателем слепили сушки из теста. Вот какие красивые получились сушки. Сейчас мы выполним глазодвигательную гимнастику. Глазами, не поворачивая головы, следим за сушками. (Мультимедийная презентация для глазодвигательной гимнастики).

Физкультминутка - логоритмика

Холодильник открываем (имитация открывания холодильника одной рукой),
Пачку масла вынимаем (наклон вперед, изобразить движения руками вперёд к груди),
Колбасу, сметану, сыр,
Йогурт, ряженку, кефир (хлопки перед собой на каждое слово),
Не забудем торт и фрукты, (руки перед собой округлить, присесть, руки в стороны).
Что достали мы? Продукты.

4. Упражнение «Для каких продуктов нужен холодильник?»

(Дети выполняют задание под музыку, работают в парах).

- Соедините с холодильником продукты питания, которые нужно хранить в холодильнике.

- Поменяйтесь заданиями. Проверьте друг друга. Какое задание вы выполняли?

- Оцените себя за это задание.

5. Упражнение «Пирожки с начинкой»

- Ребята, что можно испечь? Правильно. А теперь, я хочу вас угостить пирожками. Пирожки у меня с разной начинкой. Этот пирожок с капустой, значит какая в нём начинка?

- Это пирожок с грибами. Начинка в нем какая?

- Это пирожок с рыбой. Значит начинка?

- Это пирожок картофелем. Значит в нём начинка какая?

- Это пирожок с морковью. Значит в нём начинка какая?

- Это пирожок с ягодами. Значит в нём начинка какая?

- Это пирожок с мясом. Значит в нём начинка какая?

- Какое упражнение вы выполняли? - Оцените себя за это задание.

6. Работа с предлогами

(Дети работают индивидуально).

Молоко в холодильнике. Пирожки на столе. Сметана между молоком и кефиром.

- Проверьте задание друг у друга. - Какое задание вы выполняли?

- Оцените себя за это задание.

7. Пересказ рассказа «Сушки с веснушками»

Саша с Машей едят сушки. Не довольна Саша:

- У меня смешные сушки! На них веснушки, я не буду их есть. Это надо суметь в сушки засунуть веснушки!

- Не шуми, Саша, это не веснушки, а мак. Смешивают тесто с маком и пекут. Поешь, они вкусные!

- Ясно! Дай-ка мне ту, где веснушек побольше!

Вопросы к рассказу:

- Что ели Саша с Машей? - Почему Саша была недовольна? - Что она сказала? - Что ей ответила Маша? - Что было дальше?

8. Физминутка - игра на внимание «Сушки-рыбки-овощи»

Ребята, чтобы вас запутать, я буду показывать одно, а говорить другое. Например, показывать овощи, а говорить рыбки. Будьте внимательными и делайте то, что я говорю.

9. Упражнение «Дуем на горячий чай»

Вытянуть губы широкой «трубочкой» (вдох), подуть на горячий чай (выдох). Пересказ рассказа логопедом и детьми по цепочке.

- Рассказ какой пары вам понравился больше всего? Кто полностью справился с пересказом без моей помощи?

- Оцените себя за два задания, пересказ рассказа и за игру на внимание.

10. Итог занятия

- О чём мы сегодня говорили?

- Что нового вы узнали сегодня?

- Ребята, а что вы узнали про витамины?

- Для чего человеку нужны витамины?

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Какие задания вызвали затруднения?

- Посмотрите на свои полочки в холодильнике. Ребята, у которых все продукты в холодильнике находятся на верхней полке, вы теперь «Знатоки правильного питания». Ребята, у которых продукты есть и на средней полке, вам нужно ещё заниматься по этой теме, чтобы побольше узнать о продуктах питания.

- Почему ты считаешь, что ты работал хорошо?

- На занятии мы закрепили знания о продуктах питания. Посмотрев наше занятие, хозяйка приготовит вкусные и полезные блюда.

- На следующем занятие вы узнаете, почему продукты нужно хранить в холодильнике и каким был самый первый холодильник.

- Занятие окончено. Все молодцы.