В гостях у Смешариков. Знакомство со звуком Щ

Разделы: Логопедия

Ключевые слова: Звук и буква Щ


Технологическая карта построения логопедического занятия

Ход занятия

1. Организационный момент

Логопед: Сегодня к нам в детский сад пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и подарим свои улыбки.

2. Основной этап

Логопед: Ребята, вы скоро пойдете в школу. Как вы думайте, какой должен быть ученик? (…) Верно. Скажите, важно ли для школьника уметь слышать звуки? (Да). А вы уже умеете это делать? (Да) Молодцы! А вы мне покажите? Тогда настроили внимательные ушки, послушайте мелодию и определите, откуда она?

Сюжет 1 «Начало»

Дети: Это Смешарики.

Логопед: Я предлагаю вам сегодня отправиться в гости к героям этого мультсериала и вместе со Смешариками познакомится с новым звуком, научимся узнавать его и четко произносить в словах. Согласны? (Да) А с каким звуком мы будем знакомиться, догадайтесь сами.

Внимание на доску. Посмотрите на картинки, проговорите слова и догадайтесь, какой общий звук в этих словах.

Дети: Ящерица, ящик, щенок, прищепка. Звук Щ.

Логопед: Верно. Молодцы!

Акустико-артикуляционная характеристика звука Щ.

Логопед: Давайте произнесем правильно звук Щ: "Щщщ". Губы слегка вытянуты вперед. Язык широкий, приподнят вверх. Идет теплый воздух.

Логопед. Молодцы. Аня, произнеси этот звук ещё раз. ЩЩЩЩ

Логопед: Скажите, когда мы произносим звук Щ, воздух свободно выходит изо рта или встречает преграду? Какой это звук - гласный или согласный?

Дети: Согласный.

Логопед: Давайте определим, звук Щ звонкий или глухой?

Дети: Глухой.

Логопед: Верно. Я вам открою секрет, что звук Щ всегда мягкий. Значит, каким цветом мы его обозначим?

Дети: Зеленым.

Молодцы! Давайте все вместе ещё раз повторим, какой это звук?

Дети: Согласный, глухой, мягкий.

Логопед: Вот и познакомились мы со звуком Щ.

Развитие фонематического восприятия (слуха). Упражнение «Четвертый лишний».

Логопед: Мы с вами заглянем в гости к Крошу и Ёжику.

Сюжет 2 «Что-то ненужное»

- Ребята, чем же занимаются Смешарики? (прибираются)

- У меня есть такие же тумбочки.

Я вам предлагаю вам навести порядок в них и помочь Крошу и Ёжику.

Перед каждым ребенком находится тумбочка с 4 картинками (в 3 словах звук Щ, в 4 - нет)

Логопед: Открываем дверцу, на полках расположены 4 картинки. Нужно убрать одну лишнюю картинку, в названии которой нет звука Щ. Эту картинку разместите на дверцу тумбочки. Приступайте к заданию.

Дети делают задание.

- Маша, какая картинка оказалась лишней? А какие картинки остались на полках? Четко произносим звук Щ.

Логопед: Молодцы ребята мы справились с заданием и помогли Крошу и Ёжику навести порядок.

Логопед: Отправляемся в гости к следующему герою.

Заглянем к Кар-Карычу. Что же у него происходит?

Cюжет 3 «Забытая история»

- Что у него случилось? (Он что то забыл)

Логопед: Я вам открою секрет. Кар - Карыч забыл, как играть в игру «Добавь слог». Давайте поиграем в эту игру и напомним Кар-Карычу.

Встанем в круг.

Я произношу начало слова, а вы догадываетесь и добавляете последний слог со звуком Щ, что бы получилось правильное слово.

Например: Я говорю ОВО, вы добавляете ЩИ. Получается слово - ОВОЩИ.

Начнем:

Тулови-ще,
чудови-ще,
хранили-ще,
товари-щи.

Логопед: Молодцы, замечательно у нас получилось! Давайте посмотрим, вспомнил ли Кар-Карыч эту игру.

Логопед: Пожелаем Кар-Карычу удачи и отправимся дальше.

Развитие звукового синтеза и анализа.

Логопед: Идем к следующим Смешарикам. Заглянем к Барашу и Нюше.

Сюжет 4 «Бараш и Нюша»

- Что происходит у Нюши с Барашем?(они поссорились)

- Оказывается, Нюша получила фотографию героя мультфильма.

Здесь написано задание: «Назовите профессию героя и выполните звуковой анализ слова».

- Для Нюши это задание оказалось трудным, поэтому она просила Бараша помочь ей.

Но Бараш проспал.

И Нюша обиделась.

- Давайте мы поможем Нюше выполнить это задание.

- Кто это? СЫЩИК. Что делают сыщики, для чего они нужны людям?

Какие качества характера должны быть у сыщика? Дети отвечают.

Логопед: Верно, молодцы! Садитесь за столы. У каждого имеются пеналы с разноцветными квадратами. Пожалуйста, выполните звуковой анализ этого слова.

Логопед и дети выполняют задание за столом.

Логопед: Сосчитайте, гласных звуков в этом слове? А сколько Согласных?

Какой звук находится между вторым и четвертым звуками? Щ

Логопед: Молодцы! Мы справились с эти заданием. Думаю, что наши герои помирятся.

Логопед: Отправимся дальше. Заглянем к Лосяшу и Нюше.

Сюжет 4 «Торжество разума»

- Ребята, скажите, что значит торжество разума?

Быть умным и образованным хорошо и престижно.

- Кому присуждают Нобелевскую премию? (Ученым)

- Давайте и мы с вами покажем, какие мы грамотные, как мы хорошо готовимся к школе.

Логопед: Сначала рассмотрите картинку и назовите слова со звуком Щ.

Дети: Кощей, сокровища, пещера, ящики.

Логопед: Ниже дана схема. Сосчитайте, сколько слов в схеме? (5 слов).

- Придумайте предложение по данной схеме. Используйте слова со звуком Щ.

________ ________ _______ ________ _______.

Дети отвечают.

Логопед: Молодцы! Вы успешно справились с этим заданием. Думаю, что в школе вы будете учиться только на хорошие оценки.

3. Итог занятия

Логопед: Вот и заканчивается наше путешествие.

- Ребята, с каким звуком мы сегодня познакомились? (со звуком Щ).

- Давайте произнесем его ещё раз. (Щщщщ)

- Вспомните, какой это звук? (Звук Щ - согласный, глухой, мягкий).

- Верно. Молодцы.

- Какое задание вам понравилось больше всего?

- Кто из Смешариков вам понравился?

А мне понравилось, какие вы были старательные, умные и внимательные. Я подготовила вам подарки, медальки со Смешариками. Выберите себе медаль с полюбившимся героем.