Эффективность использования он-лайн ресурсов на уроках информатики

Разделы: Информатика


Школа вошла в информационно насыщенный мир, в котором можно успешно работать только освоив новые цифровые технологии. Цифровые технологии - это не просто новый информационный инструмент для решения старых задач, а новая среда и новые способы мышления. Использование современных образовательных электронных сред - одна из ключевых компетенций современного учителя. В цифровой среде единицей обучения становится активность учащегося. Активность направлена не только на восприятие, но и на продуктивные действие ученика над полученной информацией или в процессе ее получения.

Уроки информатики уже сами по себе предполагают работу в цифровой среде, которая не ограничена временным и географическим пространством. Среда содержит огромные объемы информации, делает доступным интерактивное общение.

Работа учителя в такой среде заключается в грамотном использовании имеющихся сервисов и организации на их основе системной деятельности обучающихся. Традиционными ресурсами являются дистанционные курсы, которые могут быть использованы для изучения отдельных модулей как на уроках так и в качестве домашних заданий. Работа в онлайн академиях позволяет каждому ученику работать в индивидуальном темпе, осваивая учебный материал. Для повышения мотивации обучающихся к предмету и организации продуктивной деятельности можно эффективно использовать различные сервисы, относящиеся к категории Web 2.0 и мобильные приложения. Данные сервисы постоянно обновляются, появляются новые ресурсы, способные привлечь внимание к теме предмета. Сервисы для совместной работы позволяют разделить учащихся на группы и каждой группе выдать определенной задание с последующей сборкой готового проекта.

Сервис linoit.com представляет из себя онлайн доску, на которой можно размещать записки, картинки, фотографии (в том числе с веб-камеры действующего устройства), файлы и ссылки на внешние ресурсы. Размещаемые элементы можно увеличивать, уменьшать, писать прямо на доске, настроить фоновое изображение. Доска используется для совместной работы. Готовая доска может быть размещена на сайте, ее можно экспортировать в различных форматах, распечатать, создать QR код. Пользоваться доской очень легко, а возможности для применения ее в обучении огромны. Примеры использования данного ресурса:

Следующий современный сервис Miro.com позволяет создавать виртуальные холсты, с визуализацией идей и концепций для их обсуждений. По своим возможностям данный сервис стал уже больше, чем просто интерактивная онлайн доска. Теперь это - место, где ученики могут собираться вместе и создавать уникальные сетевые продукты. Сервис был задействован при прохождении темы «Аппаратное обеспечение компьютера». Ученики совместно производили сборку компьютера из различных комплектующих и презентовали свои результаты. Во время работы обучающиеся в чате сервиса обсуждают рабочие моменты проекта.

Для эффективного взаимодействия в группах из разных классов можно использовать сервис Padlet.com. При этом любая из активностей создается очень оперативно, результаты можно вывести на экран и показать ученикам сразу после их ответов на их же устройствах. С помощью данного сервиса можно организовать знакомство учащихся из разных классов, используя не только компьютеры, но и мобильные телефоны обучающихся.

Создание интерактивных упражнений позволяет повысить интерес обучающихся к предмету. Для этой цели можно использовать сервис h5p.org, позволяющий создавать огромный выбор интерактивных упражнений. Учащимися на уроках были разработаны интерактивные плакаты по теме «Аппаратное обеспечение ЭВМ», ленты времени по теме «Поколения ЭВМ», интерактивные карточки «Информатика в лицах».

Для организации взаимодействия с учащимися, быстрого получения обратной связи можно использовать сервис mentimeter.com. Данный сервис не требует регистрации, может быть использован и на любом этапе урока с мобильного телефона или с компьютера. С помощью сервиса можно создавать различные варианты опросов и получения обратной связи.

В заключение хочется отметить, что современные цифровые технологии при качественной организации и вовлечении каждого участника в активную деятельность позволяют повысить уровень личностного самосовершенствования, информационных, коммуникативных и познавательных компетенций его участников. И что наиболее важно - это не просто создать цифровую среду, но и эффективно ее использовать.