Наставничество как основная технология формирования компетенций педагога

Разделы: Работа с дошкольниками, Общепедагогические технологии, Профессия — педагог

Класс: д/с

Ключевые слова: наставничество


Не секрет, что наставничество является двусторонним процессом: с одной стороны - это деятельность наставника, с другой - деятельность молодого специалиста. Этот процесс является одной из разновидностей педагогического взаимодействия.

Наставничество опытного педагога для молодого коллеги - это не только возможность передачи знаний и опыта, но и важный этап профессионального становления новичка в мире образования. В данной статье рассмотрим ключевые аспекты этого процесса и его влияние на развитие педагогической общности.

Первоначально, следует подчеркнуть, что наставничество является эффективным механизмом передачи неформальных и трудно измеримых знаний, которые часто невозможно получить из учебников или лекций. Опытный педагог, будучи свидетелем множества ситуаций в учебной практике, может поделиться тонкостями и хитростями, которые помогут молодому учителю успешно справляться с вызовами современного общества.

Важным аспектом наставничества является формирование профессиональной идентичности молодого педагога. Опытный наставник, делясь своим опытом и поддерживая начинающего, помогает ему почувствовать себя уверенно и компетентно в своей профессии. Этот процесс также способствует развитию педагогической рефлексии, позволяя молодому учителю осмыслить свои действия и постоянно совершенствоваться.

Кроме того, наставничество способствует укреплению образовательной общности. Взаимодействие между опытным и молодым педагогом способствует обмену идеями, методиками и лучшими практиками. Этот обмен опытом обогащает обоих участников процесса, способствуя инновациям и повышению общего уровня профессионализма.

Однако для успешного наставничества необходимо учесть ряд факторов. Важным аспектом которых является соответствие стилей обучения и коммуникации опытного педагога и молодого учителя. Также важно, чтобы наставник обладал не только опытом, но и педагогической компетентностью, пониманием современных тенденций в образовании.

Двум педагогам (опытному и начинающему) необходимо очень плавно и корректно осуществлять педагогическое воздействие на дошкольников, ведь, дошкольный возраст - период уникальный. Это время формирования, становления личности.

Что же включается в понятие «личность»? Условно выделяют две составляющие: рациональная сфера (когнитивная) и эмоциональная (аффективная). К сожалению, сегодня люди утрачивают потребность и естественные навыки непосредственного живого общения, которое нередко сводится к деловым или бытовым вопросам. И если рациональная составляющая личности постоянно находится в бесконечных потоках информации, непрерывно перерабатывая её, то аффективная - обедняется, угасает, перестаёт испытывать яркие эмоции. А ведь именно эмоции - любопытство, любознательность, восхищение, удивление, азарт познаний и открытий - играют мотивирующую, энергетическую роль в структуре интеллекта человека. Из этого следует, что эмоциональную сферу нужно развивать и обогащать.

Не один год работая с практикантами, я заметила, что современные выпускники педагогических ВУЗов имеют очень мощную теоретическую базу, владеют множеством современных технологий, разнообразными методами и приёмами, но, к сожалению, процесс этот алгоритмизирован, в то время как малышам, кроме знаний и умений, нужны любовь и забота.

И вот тут-то на помощь и мне, и молодому специалисту приходит эмоциональный интеллект - способность считывать информацию и делать выводы из своих эмоций и переживаний окружающих. Таким образом, моей основной наставнической задачей является научить на практике открывать своё сердце детям, получая тепло детских сердец взамен.

Что же такое любовь к детям, если ты педагог? На мой взгляд - это безусловное уважение личности ребёнка плюс правильная социализация, которая неразрывно связана с общими процессами развития: интеллектуальным, физическим, эстетическим и другими.

Исходя из вышеизложенного, на проектировочном этапе мы с молодым специалистом определились с планом работы:

  • наблюдение за детьми (отмечались реакции детей на внешние и внутренние стимулы в течение дня);
  • корректировка планов проведения занятий и режимных моментов с учётом стенических (повышающих жизнедеятельность организма) эмоций: в какой момент удивить, в какой разжечь любопытство. Тщательно подбирались «секретики», способные вызвать любознательность, воодушевление, желание решить проблему.

И что тут началось! Дети вместе с педагогами с восторгом проводили научные опыты, совершали открытия, удивлялись чудесам природы! Вот здесь нам было не обойтись без цифровой реальности, главное - грамотно её использовать, как убедительное и необходимое дополнение современной реальности. Сегодняшним молодым специалистам в этом равных нет! Замечательный получился симбиоз моего многолетнего опыта работы с дошкольниками и владения «цифрой» начинающих педагогов!

На контрольно-оценочном этапе мы проанализировали результаты наставничества: нас они удовлетворили.

В заключение, наставничество опытным педагогом для молодого учителя - это важное звено в системе профессионального развития образовательной сферы. Этот процесс способствует формированию уверенных и квалифицированных педагогов, готовых к эффективному воздействию на развитие своих учеников и созданию благоприятной образовательной среды.

А что главное для меня в сотрудничестве с молодыми специалистами? Выполнить работу не вместо, а вместе!!!