Партнёрство семьи и школы: формирование единого воспитательного пространства

Разделы: Работа с родителями


Решение задач социализации подрастающего поколения в современных условиях жизни нашего общества диктует необходимость изменения характера деятельности образовательного учреждения. Всестороннее развитие детской личности требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить. Семья как первый институт социализации имеет решающее влияние на развитие основных черт личности ребенка, на формирование у него нравственно-положительного потенциала.

Ориентиры воспитания, сформулированные в Указе Президента Российской Федерации В.В.Путина «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» от 7 мая 2018 года № 204 заключаются в обеспечении воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций [2].

Успешное осуществление этой задачи невозможно в отрыве от семьи. В соответствии со ст. 44 Федерального Закона «Об образовании в РФ» (от 29.12.2012г. /№273-ФЗ), родители являются первыми педагогами, они обязаны обеспечить получение детьми общего образования, заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка [3]. В этой связи должна измениться, и позиция общеобразовательной организации в работе с семьей.

Решению данной задачи должен способствовать Федеральный проект «Современные родители», разработанный в 2018 году рамках Национального проекта «Образование» [1]. Одним из приоритетных направлений данного проекта является повышение психолого-педагогической компетентности родителей обучающихся.

За последние годы прослеживается увеличение количества семей с нарушением воспитательной функции, снижение родительской активности в образовательно-воспитательном процессе, повышение интенсивности воздействия социальной и медиа-среды, недостаточная психолого-педагогическая компетентность родителей. Молодые родители сейчас активно используют различные информационные источники, число которых растет весьма стремительно, но предлагаемая информация абсолютно хаотична, и отделить полезную от бесполезной, или даже вредной, практически невозможно. В связи с этим возникла необходимость в создании эффективных форм сотрудничества с родительской общественностью.

Социально-педагогическое партнёрство в образовательных отношениях определяется как содружество семьи и образовательного учреждения, в котором оба субъекта имеют равные права и в равной степени отвечают за качество результатов.

Т.Н.Касимова рассматривает социально-педагогическое партнёрство в системе «семья-образовательное учреждение» как вид социального партнёрства, которое представляет собой форму взаимодействия, объединённого общими целевыми установками педагогического характера, направленными на создание комфортной образовательной среды для развития, воспитания, социализации ребёнка [5, с. 7]

Связь семьи и школы позволяет организовать единое воспитательное пространство, основанное на взаимопонимании, доверии и сотрудничестве. Но, как показывает практика, осуществление конструктивного взаимодействия с родителями осложняется различными факторами: занятостью, отсутствием интереса к школьным проблемам, замкнутостью семейных отношений. Кроме того, для большинства сельских школ характерна территориальная удалённость проживания семей от образовательного учреждения, что также создаёт трудности прямого взаимодействия. Традиционные формы общения не срабатывают, не позволяют выйти педагогу на взаимное конструктивное сотрудничество с родителями.

Важнейшее условие доверительных отношений с родителями - стремление к открытому диалогу. Родительские собрания, состоящие из монолога учителя о школьных проблемах давно изжили себя, обеспечив пассивность их посещения. Современные технологии организации воспитательного процесса имеют в своем арсенале активные методы и приемы взаимодействия, позволяющие родителям принимать непосредственное участие в жизнедеятельности класса, школы, быть активными в оказании помощи и решении проблем.

С августа 2019 МКОУ Базарносызганская СШ №2 является региональной инновационной площадкой. Педагогический коллектив занимается вопросом партнёрского взаимодействия семьи и школы, т.к. обучение и воспитание детей - наша общая задача.

Педагогами проведена диагностика эмоционального отношения к школе по методике профессора А.В.Ясвина. Участниками стали дети, родители, педагоги. Результаты показали противоречивое отношение родителей к школе. Они положительно реагируют на учителей и образовательный процесс, проявляют интерес к помещениям и оборудованию кабинетов. Иными словами, родителям эмоционально небезразлично, что происходит в школе, им хотелось бы получать об этом информацию, но они далеко не все готовы сами практически участвовать в совместной деятельности или совершать поступки по изменению ситуации в соответствии со своим отношением. Такую позицию можно обозначить как потребительскую.

Поэтому, в первую очередь, мы решили привлечь родителей и детей к организации совместного досуга, интересного и полезного времяпрепровождения. Помогли в этом незаменимые коллективно-творческие дела, несущие в себе большие воспитательные возможности. Мы провели общешкольные праздники «Мы вместе», «Здравствуй, Масленица!», «Семейная спартакиада», где родители выступили не зрителями, а, вместе с педагогами и детьми, непосредственными организаторами, помощниками и участниками. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно.

Следующим этапом работы в этом направлениистало создание центра психолого-педагогического консультирования «Гармония», цель которого - создание условий для повышения компетенций родителей в вопросах обучения и воспитания детей.В центре «Гармония» родителям предлагаются консультации специалистов, мастер - классы, семинары по запросу с целью повышения социально - педагогической компетенции родителей.По мнению специалистов, родителей и педагогов, такое взаимодействие должно базироваться на принципах открытости, взаимопонимания и доверия. Только вместе с родителями можно результативно разрешать такие вопросы, как выбор образовательной программы для ребёнка, выявление причин отставания, предупреждение асоциального поведения, успешной социализации ребёнка в обществе.

Учитывая образовательные запросы родителей (законных представителей),педагоги и специалисты центра (педагог-психолог, социальный педагог, учитель - логопед)ставят приоритетом создание единой среды, обеспечивающей возможность общения и взаимодействия родителей, детей и педагогов с использованием новых действенных форм работы с семьёй.

Положительный результат взаимодействия зависит от контакта с семьёй учащегося. Именно в семье закладываетсяфундамент добра, порядочности, ответственности, а в школе эти качества развиваются. Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за этот процесс возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.

В рамках деятельности центра функционирует «Родительский университет». Это - сообщество, участниками которого являются педагоги и родители.«Университет» предполагает как очное взаимодействие, так и дистанционное. Задача его - повышение социально-педагогической, психологической, правовой культуры родителей.

На сайте школы создана вкладка с одноимённым названием «Родительский университет», в которой содержатся следующие разделы: «Советы психолога», «В помощь родителям», «Информационная безопасность», «Полезные ссылки», «Здоровый образ жизни».

Участник сообщества в рубрике «Советы психолога» может задать интересующий вопрос специалисту. Психолог, учитывая особенности проблемы, предложит возможные варианты решения и даст ответ на сайте или проведёт индивидуальную консультацию в личном чате.

Раздел «Полезные ссылки» даёт возможность ознакомиться с различными образовательными платформами, посетить виртуальные музеи, найти материал для развлечений и совместных игр с детьми на детских развивающих порталах, посмотреть обучающие фильмы.

В разделе «В помощь родителям» размещена актуальная информация по воспитанию, возрастным особенностям детей, взаимоотношениям с родителями, сверстниками, учителями, школьному буллингу, сетевой безопасности.

Работает этот формат следующим образом: родители могут получить ответы на любые интересующие вопросы, которые, может быть, не всегда удобно озвучить вслух или осветить в рамках одного родительского собрания. Вопросы отправляются в письменном виде в «Родительскую почту».

Предусмотрено несколько вариантов для приёма таких обращений: в электронном виде (на почту учителя), в мессенджерах (в группу класса или лично классному руководителю), в чатах видеоконференций, либо в традиционной форме (написать вопрос и опустить его в ящик «Родительская почта»). А может, это будет обычный телефонный звонок.

На все поступившие вопросы мы стараемся найти ответы и размещаем их в «Университете» на сайте, либо педагоги связываются непосредственно с родителями, если это личный вопрос.

24 на 7. Ранее в таком режиме работали экстренные службы, но в настоящее время наша школа внедряет систему круглосуточного взаимодействия участников виртуального сообщества «Родительский университет», мамы и папымогут обратиться с вопросом или проблемой в любое удобное для них время. Данный формат общения особо востребован сегодня в условиях дистанционных форм сотрудничества. Он значительно расширяет возможности эффективного общения с родителями и оказания им помощи в вопросах обучения и воспитания детей.

Такой подход к организации взаимодействия школы и родителей позволяет сформировать правильное представление семьи о своей роли в воспитании ребёнка, о необходимости участия в учебно-воспитательном процессе школы и класса; получить индивидуально-консультативную поддержку по актуальным проблемам.

Эффективно организованное сотрудничество даёт возможность к построению взаимодействия с семьёй на качественно новой основе, предполагает не просто совместное участие в воспитании ребёнка, а сознание общих целей, доверительное отношение и стремление к взаимопониманию.

Список литературы

  1. Мануйлов Ю.С. Средовой подход в воспитании. / Мануйлов Юрий Степанович. - М., 1997. - 193 с.
  2. Поляков С.Д. Технологии воспитания [Текст] /С.Д.Поляков. - М., 2002.- 201с.
  3. Селиванова Н.Л. Воспитательное пространство как педагогическое понятие и феномен педагогической действительности// Воспитание в современной школе: от теории к практике. - М.: УРАО ИТИП. 2010.- С. 46-56
  4. Степанова Е.Н. Воспитательный процесс: изучение эффективности [Текст]: метод.рекомендации /под ред. Е.Н.Степанова. - М.: Сфера, 2003. - 128 с.
  5. Сулейменова Ж.А. Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения/ Ж.А. Сулейменова. - Текст: непосредственный//Педагогика: традиции и инновации:материалы I Междунар.науч. конф. (г.Челябинск, октябрь 2011 г.) - Т.1. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 27-30.
  6. Ясвин В.А.Школьная среда как предмет измерения: экспертиза, проектирование,управление / В.А.Ясвин. - М.: Народное образование, 2019. - 448 с.