Консультация для родителей по теме «Речевые игры дома»

Разделы: Работа с дошкольниками, Работа с родителями

Класс: д/с

Ключевые слова: взаимодействие с родителями


Уважаемые родители!

Предлагаю вашему вниманию игры, которые помогут вашему ребёнку подружиться со словом, научат рассказывать, отыскивать интересные слова, активизировать речь. Эти игры могут быть интересны и полезны всем членам семьи, они не требуют много времени, в них можно играть в выходные дни, в будние дни по вечерам, по дороге домой из детского сада, на прогулках.

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме. Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре.

Игры на активизацию словаря

1. Игра «Кто или что может это делать?»

Взрослый называет действие, а ребенок подбирает предметы.

Например, слово идет, ребенок подбирает девочка идет, мальчик идет, кошка идет, снег идет и т.д.

Подберите слова к глаголам стоит, сидит, лежит, бежит, плавает, спит, ползает, качается, летает, плавает…

2. «Отгадай, что это»

Отгадывание обобщающего слова по функциональным признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет, называемый этим словом.

Растут на грядке в огороде, используются в пищу (овощи).
Растут на дереве в саду, очень вкусные и сладкие.

Движется по дорогам, по воде, по воздуху.

3. Игра «Как можно…»

Взрослый спрашивает: «Как можно играть?»

Ребенок отвечает: «Весело, интересно, громко, дружно…»

Другие вопросы:

- Как можно плакать? (Громко, тихо, жалобно, горько…)

- Как можно мыть посуду? (Хорошо, плохо, чисто, быстро…)

- Как можно пахнуть? (Приятно, вкусно, аппетитно, нежно…)

- Как можно быть одетым? (Аккуратно, небрежно, модно…)

- Как можно смотреть? (Ласково, зло, внимательно…)

4. «Угощаю»

Предлагаете вспомнить вкусные слова: - Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребенок называет «вкусное слово» и «кладет» вам на ладонь, затем вы ему и так до тех пор, пока все не «съедите». Можно поиграть в «кислые», «соленые», «горькие» слова.

Игры на речевые обобщения

1. «Назови лишнее слово»

Взрослый называет слова и предлагает ребенку назвать «лишнее» слово, а затем объяснить, почему это слово «лишнее».

- «Лишнее» слово среди имен существительных:

кукла, песок, юла, ведерко, мяч;
стол, шкаф, ковер, кресло, диван;
пальто, шапка, шарф, сапоги, шляпа;
слива, яблоко, помидор, абрикос, груша;
волк, собака, рысь, лиса, заяц;
лошадь, корова, олень, баран, свинья;

- «Лишнее» слово среди имен прилагательных:

грустный, печальный, унылый, глубокий;
храбрый, звонкий, смелый, отважный;
желтый, красный, сильный, зеленый;
слабый, ломкий, долгий, хрупкий;

- «Лишнее» слово среди глаголов:

думать, ехать, размышлять, соображать;
бросился, слушал, ринулся, помчался;
приехал, прибыл, убежал, прискакал;

2. Игра «Найди дерево» (выделение признаков деревьев: общая форма, расположение ветвей, цвет и внешний вид коры)

Рассмотреть и научиться рассказывать о деревьях и кустарниках, которые встречаются по дороге в детский сад.

Игры на развитие звукового анализа и синтеза

1. Игра «Цепочка слов»

Взрослый и ребенок по очереди называют любые слова

Например: кошка - автобус - сок - куст - танк - капуста - ...

2. «Придумай слово»

Ребенок должен придумать слово на заданный звук.

Например: на звук Ж: жук, жилет, джинсы, желудь, уж и т.д.

Игры на развитие грамматического строя речи

1. Игра «Веселый счет»

Вокруг много одинаковых предметов. Какие ты можешь назвать? (дома, деревья, листья, лужи, сугробы, столбы, окна) Давай их посчитаем. Один кирпичный дом, два кирпичных дома, три кирпичных дома, четыре кирпичных дома, пять кирпичных домов и т.д. (Каждый день можно подобрать разные определения к одному слову.

Например: кирпичный дом, высокий дом, красивый дом, многоэтажный дом, знакомый дом…)

2. Игра «Подружи слова»

Листья падают - листопад, снег падает - снегопад, вода падает - водопад, сам летает - самолет, пыль сосет - пылесос

3. Игра «Все сделал»

Скажи, как будто ты уже все сделал (сделала). мыл - вымыл, вешает - повесил, одевается - оделся, прячется - спрятался, гладит - погладил, стирает - постирал рисует - нарисовал, пишет - написал, поливает - полил, ловит - поймал, чинит - починил, красит - покрасил, убирает - убрал, строит - построил

4. Игра «Ты идешь, и я иду»

Ты выходишь, и я выхожу, ты обходишь, и я обхожу и т.д. (подходить, заходить, переходить…) Можно по аналогии использовать глаголы ехать, лететь.

5. «Чей, чья, чьё»

Образование притяжательных прилагательных. «Уши собаки - (чьи уши?) собачьи уши; хвост кошки - кошачий» и т.д.

6. «Упрямые слова»

Расскажите, что есть на свете «упрямые» слова, которые никогда не изменяются: кофе, платье, какао, кино, пианино, метро. «Я надеваю пальто. Я гуляю в пальто. Сегодня тепло, и все надели пальто» и т.д.

Игры на развитие связной речи

1. Игра «Что на что похоже»

Ребенку предлагается подобрать похожие слова (сравнения)

Белый снег похож на…(что?)
Синий лед похож на…
Густой туман похож на…

2. Потому что…

Включение в речь союзов и предлогов делает речь плавной, логичной, цельной. Развивайте эту способность у ребёнка, рассуждая и отвечая на вопросы:

Я мою руки потому, что…
Почему ты идёшь спать? и т.д.

3. Кем (чем) был?

Взрослый называет ребёнку явления, предметы, животных и т.д., а ребёнок должен сказать, кем (чем) они были раньше.

Корова была телёнком
Бабочка была гусеницей
Курица была цыплёнком, а цыплёнок - яйцом
Лёд был водой и т.д.

Литература

  1. Говорю красиво и правильно: Развитие речи у детей от рождения до 7 лет/ Л.М.Козырева-Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 224с.
  2. Как играть с ребенком/ Н.Я.Михайленко, Н.А.Короткова-3-е изд., дораб. - М.: Обруч, 2012. - 176с.
  3. Бондаренко А.К. Дидактические игры в детском саду. - М: 1991г.
  4. Микхиева Н.Ю., Мартин И.В. М59 Дидактические игры и упражнения для развития речи дошкольников. - СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016. - 96 с. (Кабинет логопеда.)