Проверочная работа по теме "Беспозвоночные животные"

Разделы: Биология

Ключевые слова: беспозвоночные животные


Пояснительная записка к проверочной работе по биологии 7 класса по программе УМК «Линия» жизни под ред. В.В.Пасечника

Класс

7 класс

Тема проверочной работы

Беспозвоночные животные

Общее количество заданий

17

Общее количество баллов за работу

30 баллов

количество заданий на понимание (30%) - базовый уровень

5 заданий

Номера заданий и КЭС на понимание (базовый уровень)

  1. Зоология - наука о животных. Общая характеристика животных
  2. Простейшие. Кишечнополостные
  3. Организм - единое целое. Клеточное строение животных.
    Ткани животных. Органы и системы органов организма
  4. Многоклеточные животные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви
  5. Тип Моллюски. Многообразие. Особенности строения и жизнедеятельности

количество заданий на применение (50%) - повышенный уровень

9 заданий

Номера заданий и КЭС на применение (повышенный уровень)

  1. Многоклеточные животные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип моллюски
  2. Многоклеточные животные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип моллюски
  3. Многоклеточные животные. Тип Плоские черви. Тип Круглые черви. Тип Кольчатые черви. Тип моллюски
  4. Тип Моллюски
  5. Общая характеристика Членистоногих
  6. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые
  7. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые
  8. Тип Членистоногие. Класс Ракообразные. Класс Паукообразные. Класс Насекомые
  9. Многообразие Членистоногих, особенности жизнедеятельности членистоногих. Способы развития насекомых

количество заданий на анализ (20%) (высокий уровень)

3 задания

Номера заданий и КЭС на анализ (высокий уровень)

  1. Многообразие червей. Особенности развития и жизнедеятельности Типа Плоские черви, Типа Круглые черви, Типа кольчатые черви. Многообразие насекомых. Особенности развития Класса Насекомые.
  2. Многообразие Беспозвоночных животных, особенности их жизнедеятельности. Значение Беспозвоночных животных в природе и жизни человека
  3. Умения, основанные на собственных размышлениях о прочитанном: интегрировать, интерпретировать и оценивать информацию текста в контексте собственных знаний

Критерии отметки

«5» высокий уровень овладения предметных результатов обучения

24-30 баллов

«4» повышенный уровень овладения предметных результатов обучения

20-23 балла

«3» базовый уровень овладения предметных результатов обучения

12-19 баллов

«2» низкий уровень овладения предметных результатов обучения

0-11 баллов

Проверочная работа. Класс 7

Тема: Беспозвоночные животные

1. Укажите черту сходства между растениями и животными

  1. питание, дыхание и выделение;
  2. клеточное строение;
  3. рост в течение всей жизни;
  4. способы размножения

2. Какое из названных простейших имеет постоянное место удаления остатков непереваренной пищи (порошицу)?

1)  инфузория-туфелька
2)  амёба дизентерийная
3)  амёба обыкновенная
4)  эвглена зелёная

3. Установите последовательность биологических систем в порядке усложнения их организации. В ответе запишите соответствующую последовательность цифр.

1)  клетка
2)  ткань
3)  ген
4)  орган
5)  ядро

4. У каких животных впервые в ходе эволюции появилась полость тела?

1)  Кишечнополостные
2)  Плоские черви
3)  Круглые черви
4)  Кольчатые черви

5. Моллюсками называют животных, имеющих

1)  плотный хитиновый покров
2)  покров из слизи, выделяемой кожей и затвердевающей в воде или на воздухе
3)  мягкое членистое тело
4)  мягкое тело, не разделённое на членики

6. Вставьте в текст «Кольчатые черви» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ

К кольчатым червям относят животных, имеющих длинное __________(А) тело. Они подобно плоским и круглым червям   - __________(Б) животные с __________(В) симметрией тела. У кольчатых червей имеется __________(Г) и более сложные, чем у других червей, нервная система и органы чувств. Живут кольчатые черви в морях, пресных водоёмах, почве.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1)  двухслойное
2)  членистое
3)  кровеносная система
4)  двухсторонняя
5)  нечленистое
6)  трёхслойное
7)  лучевая
8)  дыхательная система

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

7. Установите соответствие между организмом и типом животных, к которому его относят. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ОРГАНИЗМ

A)  белая планария
Б) дождевой червь
В) печёночный сосальщик
Г) человеческая аскарида
Д) свиной цепень

ТИП ЖИВОТНЫХ

1)  плоские черви
2)  круглые черви
3)  кольчатые черви

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

8. Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны. Признаки, характерные для круглых червей]

1) тело сегментировано
2) кровеносная система замкнутая
3) тело не сегментировано
4) пищеварительной системы нет
5) кишечник заканчивается анальным отверстием
6) кожно-мускульный мешок содержит один слой мышц

9. Установите соответствие между признаком моллюска и моллюском, к которому относится данный признак. Для этого к каждому элементу первого столбца подберите позицию из второго столбца. Впишите в таблицу цифры выбранных ответов.

ПРИЗНАК

А) на заднем конце тела имеются сифоны
Б) глаза хорошо развиты
В) имеет 10 щупалец
Г) раковина редуцирована
Д) голова редуцирована
Е) хищник

МОЛЛЮСК

1)  беззубка
2)  кальмар

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

А

Б

В

Г

Д

Е

10. Выберите из перечисленных признаков животных те, к которые относятся к медоносной пчеле.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

1)  кровеносная система не замкнута
2)  дышит через поверхность кожи
3)  имеет внешний скелет
4)  имеет фасеточные глаза
5)  гермафродит
6)  тело разделено на одинаковые сегменты

11. Установите соответствие между примерами и классами животных: 1) Паукообразные, 2) Насекомые, 3) Ракообразные. Запишите цифры 1-3 в порядке, соответствующем буквам.

А) камчатский краб
Б) постельный клоп
В) божья коровка
Г) паук-крестовик
Д) черноморская креветка
Е) обыкновенный богомол

12. К каким классам относят членистоногих, тело которых состоит из двух отделов: головогруди и брюшка

1) насекомых
2) ракообразных
3) паукообразных
4) клещей

13. Прочитайте текст. Выберите три предложения, в которых даны описания идиоадаптаций. Запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.

(1 Самый многочисленный класс беспозвоночных животных - Насекомые. (2 В процессе эволюции они приобрели частные приспособления к различным условиям обитания без изменения своего уровня организации. (3 У насекомых существуют разнообразные типы окраски, различные формы тела и конечностей. (4 Появление хитинового покрова и хорошо развитая нервная система и органы чувств помогли насекомым широко расселиться на Земле. (5 Разнообразные ротовые аппараты способствовали их закреплению в различных экологических нишах в зависимости от пищевой специализации. (6) Развитие трахейной системы обеспечивает дыхание атмосферым кислородом.

14. Вставьте в текст «Развитие насекомых» пропущенные термины из предложенного перечня, используя для этого цифровые обозначения. Запишите в текст цифры выбранных ответов, а затем получившуюся последовательность цифр (по тексту) впишите в приведённую ниже таблицу.

РАЗВИТИЕ НАСЕКОМЫХ

Насекомые с ___________ (А) проходят в своём развитии четыре стадии. У насекомых с ___________ (Б) отсутствует стадия ___________ (В). У бабочек личинку называют ___________ (Г). Развитие с превращением даёт возможность насекомым быть более приспособленным к условиям существования.

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕРМИНОВ:

1) гусеница

2) личинка

3) куколка

4) яйцо

5) неполное превращение

6) полное превращение

7) взрослое насекомое

8) чешуекрылое

A

Б

В

Г

15. Найдите ошибки в приведённом тексте. Укажите номера, в которых сделаны ошибки, объясните их.

1. Основные классы типа членистоногих - ракообразные, паукообразные, насекомые.
2. Насекомые имеют четыре пары ног, а паукообразные - три пары.
3. Речной рак имеет простые глаза, а паук-крестовик - сложные.
4. У паукообразных на брюшке расположены паутинные железы.
5. Паук-крестовик и майский жук дышат с помощью лёгочных мешков и трахей.

16.Установите последовательность процессов, происходящих при развитии комара-пискуна, начиная с процесса роения. Запишите соответствующую последовательность цифр.

1) откладывание яиц
2) оплодотворение
3) окукливание
4) четыре последовательные линьки
5) выход имаго

17. Прочитайте текст «Сравнительная характеристика плоских червей» и выполните задание.

Плоские черви - древняя группа животных. Представлены они тремя классами: свободноживущими ресничными червями и паразитическими формами - сосальщиками и ленточными червями. Плоские черви - двусторонне - симметричные животные.

У свободноживущих червей есть органы чувств, но нет приспособлений для прикрепления к хозяину, таких как присоски или крючки, которые есть у паразитических форм. Так, у взрослого печеночного сосальщика есть слаборазветвленная кишка, ротовая и брюшная присоски. Личинка бычьего цепня снабжена 6 крючками. У свободноживущих червей менее прочные покровы по сравнению с прочной кутикулой паразитических представителей данного типа. Цикл развития у них простой и происходит без смены хозяев.

Жизненный цикл паразитирующих червей происходит со сменой хозяев. Развитие первой личиночной стадии печеночного сосальщика происходит в улитке - малом прудовике. Хвостатая личинка плавает, а затем превращается в цисту и прикрепляется к траве. Пришедшие на водопой животные проглатывают цисты печеночного сосальщика. Развитие взрослой особи происходит уже в организме овцы или коровы. Личинки бычьего цепня развиваются в организме коровы. Человек заражается цепнем, съев вместе с непрожаренным мясом финну (личинку в плотном пузырьке) бычьего цепня, которая превращается во взрослую форму - длинного червя, состоящего из множества члеников, каждый из которых снабжен собственным половым аппаратом.

Используя содержание текста «Сравнительная характеристика плоских червей», ответьте на следующие вопросы.

  1. Какие способы прикрепления к хозяину существуют у паразитических форм плоских червей?
  2. Какие меры предосторожности нужно соблюдать, чтобы не заразиться бычьим цепнем?

Ключи

Номер заданий

Количество баллов

1

2

1

2

1

1

3

35124

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

4

3

1

5

4

1

6

2643

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

7

13121

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

8

356

2 балла за верный выбор утверждений
1 балл - одна ошибка

9

122212

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

10

134

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

11

322132

2 балла за верный выбор утверждений
1 балл - одна ошибка

12

2,3

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

13

235

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

14

6531

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

15

Ошибки содержатся в предложениях 2), 3) и 5). Исправим их:
1)  2 - насекомые имеют три пары ног, а паукообразные - 4 пары;
2)  3 - речной рак имеет сложные глаза, а паук-крестовик простые;
3)  5 - паук-крестовик дышит с помощью легочных мешков и трахей, а майский жук только с помощью трахей.

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе

1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

16

21435

2 балла за верный выбор утверждений, указанных в ответе
1 балл - одна ошибка в выборе утверждений

17

1. Присоски, крючья

2. Употреблять в пищу хорошо прожаренное и проваренное мясо.

2 балла: ответ включает в себя все названные выше элементы, не содержит биологических ошибок
1 балл: ответ включает в себя один из названных выше элементов и не содержит биологических ошибок, или ответ включает в себя два из названных выше элементов, но отсутствуют пояснения
0 баллов: ответ включает только один из названных выше элементов и содержит биологические ошибки, или ответ неправильный