Интегрированный урок химии и литературы в 10-м классе "Генетическая связь углеводородов"

Разделы: Химия, Литература

Класс: 10

Ключевые слова: углеводороды


Цель урока: доказать единство мира и разных областей познания на примере химии и литературы

Задачи урока:

  • обобщить и закрепить знания о разных представителях углеводородов и их свойствах;
  • обсудить роль реакций горения в жизни человека;
  • вспомнить правила безопасного обращения с открытым огнем;
  • решить расчетные задачи, доказать и объяснить нежелательное использование синтетических материалов с точки зрения экологии и здоровья человека;
  • приобрести новые знания (состав макромолекулы целлюлозы, продукты горения сера- и хлорсодержащих соединений; спиртовой гидролиз глюкозы как один из способов получения этанола);
  • прочитать и обсудить произведения поэтов; познакомиться с литературным творчеством уральского мастера второй половины ХХ века

Оборудование: электронная доска; компьютерная презентация; раздаточный материал: наборы деталей для моделирования (шаро-стержневые модели молекул), тексты анализируемых отрывков произведений литературы индивидуально по одному листу А4 (двусторонняя печать)

План-конспект

Этап

Содержание этапа

Примечания
действия учеников

1.цели и задачи
2 мин

Мир стареет в былых надеждах. Но сегодня, как и вчера -
на плечах эту землю держат и несут на себе мастера!

Мастера. Профессионалы. Те, что в жизни постичь смогли
щедрость камня, душу металла, свежесть формулы, нрав земли.
Мастера, мастаки, умельцы. Понимающие до глубин
Механизм станка или сердца, ход смычка или гул турбин…
Руки вещие простирая к перекрёсткам звёздных миров,
Время движется мастерами и надеется на мастеров!
Роберт Рождественский
Приветствие будущих мастеров-инженеров. Определение цели и задач урока.
На уроке мы рассмотрим не только углеводороды, но и вещества других классов, ведь мир един, и в природе разграничить сферы взаимодействия веществ разных классов невозможно.

Слайд1

2. об огне
3 мин

Прочитайте отрывок из стихотворения Иосифа Бродского «Огонь, ты слышишь, начал угасать...»
-Какие чувства вызывает отсутствие огня?
- Как человек научился бороться со страхами и тенями?

Огонь, ты слышишь, начал угасать.
А тени по углам - зашевелились.
Уже нельзя в них пальцем указать,
прикрикнуть, чтоб они остановились.
Да, воинство сие не слышит слов.
Построилось в каре, сомкнулось в цепи.
Бесшумно наступает из углов,
и я внезапно оказался в центре.
Всё выше снизу взрывы темноты.
Подобны восклицательному знаку.
Все гуще тьма слетает с высоты,
до подбородка, комкает бумагу.

Теперь исчезли стрелки на часах.
Не только их не видно, но не слышно.
И здесь остался только блик в глазах,
застывших неподвижно. Неподвижно.
Огонь угас. Ты слышишь: он угас.
Горючий дым под потолком витает.
Но этот блик - не покидает глаз.
Вернее, темноты не покидает.

Слайд 2
читают и обсуждают стихотворение
Описывают чувства
Отвечают на вопросы, рассуждают

Необходимо поддерживать огонь

3. об огне пожаров и листьев
4 мин

Поэт Константин Бальмонт замечает изменчивость пламени, его цвета; описывает, например, голубое основание желтого пламени свечи.
- Чем объясняется такое разнообразие цвета пламени?
- Как описывается пламя сгорающего этана, этилена, ацетилена? От чего зависит цвет пламени при горении углеводородов?
- «согревательно входишь в растенья, засветишься алой гвоздикой, зашепчешь как колос пушистый…» - как наука описывает наблюдения поэта?
Константин Бальмонт Гимн огню

1. Огонь очистительный, Огонь роковой,
Красивый, властительный, Блестящий, живой!
2. Бесшумный в мерцаньи церковной свечи,
Многошумный в пожаре,
Глухой для мольбы, многоликий,
Многоцветный при гибели зданий
3. Ты меняешься вечно, Ты повсюду - другой.
Ты трепещешь, как желтое пламя свечи
С его голубым основаньем.
Ты в хрустальности звезд, и в порыве комет.
Ты от Солнца идешь и, как солнечный свет,

Согревательно входишь в растенья,
И будя, и меняя в них тайную влагу,
То засветишься алой гвоздикой,
То зашепчешь как колос пушистый
5 Вездесущий Огонь, я тебе посвятил все мечты,
Я такой же, как ты.
О, ты светишь, ты греешь, ты жжешь, Ты живешь!
В ярком пламени несколько разных слоев.
Ты горишь как багряный, как темный, как желтый,
Весь согретый изменчивым золотом, праздник осенних листов.

Слайд 3
Читают текст
Отвечают на вопросы

Пламя окрашивают катионы металлов

Пламя бесцветное, светящееся, коптящее, в зависимости от содержания углерода в топливе

Голубым цветом горит угарный газ, продукт неполного окисления углерода

4. о дровах
4 мин

Владимир Маяковский немало строк посвятил промышленности, важности и успехам развития разных её отраслей в стране, в том числе речь шла и о разных видах топлива.
Маяковский В.В. «Топливо - основа республики. Сейчас наше главное топливо - дрова»

В этом году с крестьянина меньше спрашивается, - облегчение ему. Почему?
Потому что раньше главное отопление было дровяное.
А теперь у нас есть и топливо иное:
есть у нас торф, нефть, уголь есть у нас.
В этом году, несмотря на тяжелые условия,
поднял производительность Донбасс.

Видит власть - топливо есть,
спешит облегчение крестьянину внесть.
Берем на самое главное, на это вот:
без транспорта, без крупной промышленности,
без армии и крестьянство никак не проживет.

- Чем нефтепродукты лучше дров?
Нефтепереработка показывает генетическую связь между углеводородами, к тому же из нефтепродуктов получают разные производные, например, полимеры.

Слайд 4

Отвечают на вопрос

5.
Модели-рование
10 мин

Осуществите цепочку превращений: пропан --- пропен --- 1,2-дихлорпропан --- пропин
Запишем уравнения реакций.
Соберите модели пропина и осуществите реакцию тримеризации. Получите симметричную структуру.
- Запишите формулу продукта реакции, дайте ему название по номенклатуре IUPAC
- к какому классу относится соединение? Какими физическими свойствами может обладать это соединение?

Ответ:
Мезитилен (1,3,5-триметилбензол) - бесцветная, легковоспламеняющаяся жидкость. Яд. Малорастворим в воде. При температуре выше 40°C взрывоопасен. При вдыхании вызывает головную боль, раздражение горла, кожи, глаз.

Записывают УХР
Собирают модели, записывают структурную формулу на доске и в тетрадях.
это арен, бесцветная горючая ядовитая жидкость, не растворимая в воде

6. Не играй с огнем
13 мин

Прочитайте условие задачи. Решаем группами, можно совещаться с соседями по парте и по ряду. Процитируйте подходящие к условию задачи строчки из стихотворения Самуила Маршака «Пожар» («Соскочил огонь с полена, // Перед печкой выжег пол, // Влез по скатерти на стол…»)

Мать на рынок уходила, Дочке Лене говорила:
- Печку, Леночка, не тронь. Жжётся, Леночка, огонь!
Только мать сошла с крылечка, Лена села перед печкой,
В щёлку красную глядит, А в печи огонь гудит.
Приоткрыла дверцу Лена - Соскочил огонь с полена,
Перед печкой выжег пол, Влез по скатерти на стол,

Побежал по стульям с треском,
Вверх пополз по занавескам,
Стены дымом заволок, Лижет пол и потолок.
Но пожарные узнали,
Где горит, в каком квартале.
Командир сигнал даёт,
И сейчас же - в миг единый -
Вырываются машины Из распахнутых ворот.

Плотность ткани для столового белья составляет 200 г/м2, площадь скатерти 1 м2. Вычислите объём и массу углекислого газа, выделившегося при полном сгорании одной скатерти из следующего материала:

I вариант
полипропилен
[-CH2-CH(CH3)-]n

II вариант
поливинилхлорид
[-CH2-CHCl-]n
хлорсодержащий продукт горения - хлороводород

III вариант
целлюлоза
[-C6H10O5-]n

Ответы: 1 вариант 628,3г, 319,9л; 2 вариант 281,6 г, 143,4л; 3 вариант 324,7 г, 165,3л

- По написанным уравнениям определите, на сгорание 1 моль какого полимера расходуется больше воздуха (на сгорание целлюлозы) и меньше воздуха (на сгорание ПВХ).

- Почему специалисты не рекомендуют использовать отделочные материалы из ПВХ, в чем опасность этого вещества?

Слайд 5

Решают задачи,
делают выводы

ПВХ при горении выделяет в атмосферу ядовитый хлороводород

7. мелкие калоши 6 мин

Прочитайте отрывки из рассказа «Мелкие калоши» Евгения Пермяка
Предложите цепочку превращений соединений, описанную автором рассказа.
крахмал --- глюкоза --- этиловый спирт--- Х1 --- Х2 --- резина
(Х1 - бутадиен-1,3; Х2 - синтетический каучук)
- Какой известный вам этап производства резины опущен автором?
Для получения резины каучук подвергают нагреванию с серой (вулканизация каучука).
- Почему важно вторично перерабатывать резиновые изделия, например, автопокрышки?
При сгорании резины в атмосферу выделяются серосодержащие ядовитые вещества, сернистый газ

Слайд 6

Читают текст, отвечают на вопросы.

8. ДЗ
и итоги урока
3 мин

Прочитайте отрывки из произведения «Огонь» Максимилиана Волошина.
- Какова роль углерода в строительстве жизни на Земле?
Приведите цитаты.
Напишите эссе о роли реакций горения в истории человечества.
Подведение итогов урока.
Благодарю за активную работу, оценки за урок получают…
Максимилиан Волошин. Огонь

1. Плоть человека - свиток, на котором
Отмечены все даты бытия.
2. Как вехи, оставляя по дороге
Отставших братьев:
Птиц, зверей и рыб,
Путем огня он шел через природу.
3 …Планета стыла.
Жизни разгорались.
Наш пращур, что из охлажденных вод
Свой рыбий остов выволок на землю,
В себе унес весь древний Океан
С дыханием приливов и отливов,
С первичной теплотой и солью вод -
Живую кровь, струящуюся в жилах…
4 …Человек
Невидим был среди земного стада.
Сползая с полюсов, сплошные льды
Стеснили жизнь, кишевшую в долинах.
Тогда огонь зажженного костра
Оповестил зверей о человеке.

5. Есть два огня: ручной огонь жилища,
Огонь камина, кухни и плиты,
Огонь лампад и жертвоприношений,
Кузнечных горнов, топок и печей,
Огонь сердец - невидимый и темный,
Зажженный в недрах от подземных лав…
И есть огонь поджогов и пожаров,
Степных костров, кочевий, маяков,
Огонь, лизавший ведьм и колдунов,
Огонь вождей, алхимиков, пророков,
6. Костер из зверя выжег человека
И человечество питалось И плодилось
Пред оком грозного Взыскующего Бога.
А в очаге отстаивались сплавы
Из серебра, из золота, из бронзы:
Гражданский строй, религия, семья.
7 … И человек сознал себя огнем,
Заклепанным в темнице тесной плоти.

Слайд 7
Обсуждение
ДЗ