Роль классного руководителя в формировании у обучающихся навыков здорового образв жизни

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: ЗОЖ


Образовательный процесс в условиях меняющегося современного мира постоянно усложняется и требует от учащихся большого умственного, нервно-психического и физического напряжения.

Успешность адаптации к школе обеспечивается, помимо других факторов, определенным уровнем физической зрелости детей, что предполагает хорошее здоровье и физическое развитие, оптимальное состояние центральной нервной системы и функций организма, достаточный уровень сформированности двигательных навыков и развития физических качеств. Это позволяет выдерживать значительные психо-физические нагрузки, связанные с новым - школьным режимом и новыми условиями жизнедеятельности.

Детский организм, вследствие свойственных ему анатомо-физиологических особенностей, более чувствителен к неблагоприятным влияниям окружающей среды, чем организм взрослых, а потому требует создания таких условий обучения и воспитания, которые не только бы исключили возможность вредных влияний, но и способствовали укреплению здоровья и улучшению физического развития детей, повышению их общей работоспособности и успешности учебной деятельности.

Формирование здорового образа жизни детей должно происходить при совместных усилиях школы, семьи, общества.

В школе навыки здорового образа жизни учащихся формируются и в учебной, и во внеучебной деятельности.

Задачи:

  • обеспечение школьнику возможности сохранения здоровья на период обучения в школе;
  • сохранение работоспособности на уроках;
  • предоставление знаний по здоровому образу жизни;
  • воспитание заботливого отношения к своему здоровью;
  • привитие интереса к занятиям физкультурой и спортом.

Деятельность классного руководителя по формированию ЗОЖ включает в себя:

  1. Организация учебно-воспитательного процесса в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами.
  2. Применение здоровьесберегающих технологий.
  3. Использование активных форм обучения основам здорового образа жизни.
  4. Организация просветительской работы.
  5. Воспитание позитивного отношения к урокам физической культуры и занятиям спортом. Поощрение ребят, занимающихся спортом.
  6. Привлечение к проведению физкультурно-спортивных мероприятий родителей и работников физической культуры и спорта.
  7. Активная работа по профилактике вредных привычек.
  8. Воспитание детей на примерах лучших спортсменов школы, города, района, области, страны, мира.
  9. Сотрудничество с медицинским персоналом.

Большую часть своего пребывания в школе ученик проводит на уроке.

Поэтому главной задачей остается организация урока с соблюдением требований здоровьесбережения детей.

Показатели, характеризующие урок:

  1. Обстановка и гигиенические условия в классе: температура, свежесть и влажность воздуха, освещенность.
  2. Разнообразие видов учебной деятельности, так как однообразность способствует утомлению школьников.
  3. Частота чередования различных видов деятельности - 5-10 минут.
  4. Наличие и выбор места на уроке технологий и методов, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Это такие методы, как: метод свободного выбора (выбор способа действия, взаимодействия, свобода творчества); активные методы (ученики в роли учителя, обсуждение в группах, ученик как исследователь) игровые технологии и др.;
  5. Место и длительность применения технических средств обучения.
  6. Физкультминутки, гимнастика для глаз и другие оздоровительные моменты на уроке.
  7. Психологический климат на уроке.
  8. Создание ситуации успеха.
  9. Наличие на уроке эмоциональных разрядок: шуток, улыбок, использование юмористических картинок, музыкальных минуток.
  10. Учёт индивидуальных, возрастных особенностей детей.

Внимания требует и организация отдыха детей во время перемен (игры, танцевальные, музыкальные паузы).

Работа классного руководителя во внеучебной деятельности:

  • Классные часы, беседы, анкетирование, экскурсии, конкурсы газет, плакатов, рисунков, праздники.
  • Организация детей для занятий в спортивных секциях, танцевальных кружках; участие в спортивных мнероприятиях.
  • Работа с родителями (индивидуальные беседы, тематические родительские собрания с встречей со специалистами (врач, психолог, логопед), памятки родителям).

Памятка родителям

Уважаемые родители, бабушки и дедушки!

  1. Защита, сохранение и укрепление физического здоровья детей - главная забота семьи.
  2. Обращайте внимание на: соблюдение правил личной гигиены; качественный отдых и сон; правильное питание своих детей и внуков; физическое развитие.
  3. Разговаривайте со своим ребенком о необходимости беречь собственное здоровье.
  4. Собственным примером демонстрируйте своему ребенку уважительное отношение к своему здоровью.
  5. Не позволяйте ему соблюдать режим дня от случая к случаю.
  6. Посещайте вместе с ним спортивные мероприятия.
  7. Бывайте вместе с ним на воздухе, участвуйте в его играх, забавах.
  8. Занимайтесь вместе с детьми физкультурой и спортом.
  9. Дарите ребенку подарки, которые будут способствовать сохранению его здоровья.
  10. Сотрудничайте со школой, учреждениями дополнительного образования детей по формированию здорового образа жизни.
  11. Не ждите, что здоровье само придет к вам. Идите навстречу ему вместе со своим ребенком!
  12. Здоровье младших школьников - это проблема не детей, а взрослых. Эту проблему нужно решать сообща: семья - школа. Нужно учить детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять свое здоровье.

«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым». (Ж.-Ж.Руссо)