Лого-анимация как мотивирующий аспект в коррекции звукопроизношения у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с

Ключевые слова: дети с тяжелыми нарушениями речи, дети с ТНР, Лого-анимация


Чистая, грамотная речь - одна из важных составляющих готовности ребенка к школьному обучению. Коррекция речевых нарушений у детей - первоочередная задача учителя-логопеда. Как повысить эффективность занятий, мотивировать детей следить за своим произношением и использовать полученные навыки в разговорной речи? Ответ однозначен - необходимо заинтересовать дошкольников.

А что на свете больше всего любят дети? Ну, конечно же, мультфильмы! Интересные мультики, никогда не надоедают - это вам скажет любой ребенок.

Мы проанализировали применение электронных образовательных ресурсов (ЭОС) педагогами ДОО для повышения мотивации дошкольников к образовательному процессу и сделали вывод. Если взять за 100% все электронные образовательные средства, то, практически в 50% случаев педагоги применяют мультимедийные презентации с анимацией, 30% в педагогическом процессе отводится видео-сюжетам, в 20% случаев, педагоги используют в работе интерактивные плакаты. На практике выясняется, что применение данных интерактивных приемов имеют ряд сложностей. А именно, в работе с мультимедийными презентациями и интерактивными плакатами - много времени уходит на переходы с одного триггера на другой, возврат к ранее просмотренной части (вернуться к слайду или кнопке на плакате). Применение видео-сюжетов используется только как активный просмотр видео материала.

Индивидуальное занятие учителя-логопеда с дошкольником, длится примерно 15-20 минут, использование электронных средств обучения в режиме данного занятия имеет место быть, но ограничено временем и требованием СанПин, т.е. не более 5 мин. Чтобы рационально использовать время, отведенное работе с ЭОС на индивидуальном занятии, необходимо тщательно продумать время и плотность видеоряда, предъявляемого дошкольнику, а также максимальные преимущества данного ресурса для автоматизации звуков речи. Проанализировав использование ЭОС, мы пришли к выводу, что наиболее эффективным средством, в данном случае, может быть, создание прямолинейной анимации, т.е. специальной короткой сюжетной анимации (движения) какого либо объекта.

В этой связи, мы предприняли попытку создания коротких анимационных роликов, специально подобранных к определенному звуку речи, сочетанию звуков в слогах, словах, предложениях. Данный вид электронного образовательного ресурса, мы представляем как продукт под названием Лого-анимация. Анимационные ролики, специально созданные под определенный звук речи. Чем отличается анимация от полноценного мультфильма? Чаще всего под понятием мультипликация подразумевают классический способ создания мультфильмов с прорисовкой каждого кадра, в то время как анимация считается способом создания иллюзии движения, путем последовательного отображения графики на экране. Анимация выполняться как вручную, так и при помощи компьютерного программного обеспечения, к ним относятся: AnimaShooter Junior, Stop motion и другие. Для дошкольников, данные анимационные ролики, мы называем мультфильмами.

В связи с этим, мы выстроили совместный педагогический проект по созданию Лого-анимации в виде образовательных модулей.

Цель создания и применения анимационных роликов: коррекция речевых нарушений у детей дошкольного возраста с ТНР.

Задачи лого-анимации:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • устранение дефектов звукопроизношения;
  • формирование фонематических процессов;
  • развитие мотивационной сферы у обучающихся.

Лого-анимация, представлена девятью модулями. Каждый модуль предназначен для работы над одним из трудных звуков русского языка. Все модули состоят из комплекса анимационных роликов: анимационные логопедические распевки, анимационные ролики для трудных звуков русского языка. Также, в модули включены видео-ролики, мотивирующие обучающихся освоить данный звук и заключительный видео-ролик, который предлагается к работе в завершении коррекции данного звука, т.е. представление художественного произведения высокого уровня сложности с использованием данного звука в речи. Анимационные ролики для постановки и автоматизации звуков, отвечают следующим требованиям:

  • сюжет или развитие событий в каждом ролике линейной анимации,
  • непрерывное движение объекта,
  • звуковое сопровождение ролика автором.

Анимационные ролики представленные в модулях, созданы в соответствии со следующими дидактическими принципами:

  • единства теории и практики - обучающийся слышит грамотную речь, в соответствии с нормами орфоэпии, видит пример действия и тут же повторяет задание, озвучивая персонаж или действие,
  • систематичности и последовательности, представлен последующим усложнением речевого материала (длительность ролика варьируется от степени сложности речевого материала, внутри модуля, видео-роликам присвоены номера, чем выше номер, тем сложнее и объемнее материал),
  • доступности, основывается на подборе наглядного и литературного материала, соответствующего возрасту и статусу обучающихся с ОВЗ
  • индивидуального подхода, представленная система заданий, учитывает разные возможности обучающихся.

Данный электронный образовательный ресурс используется учителем-логопедом как часть индивидуального или подгруппового логопедического занятия. Методические рекомендации, представлены в приложении к проекту Лого-анимация, включают в себя конкретные советы по организации работы с каждым модулем.

Этапы работы с лого-анимацией для коррекции звукопроизношения:

  1. Вначале работы выбирается модуль с содержанием простых звуков, а затем идет переход к более сложным.
  2. Любой модуль следует начинать с логопедических распевок. Даже, если Вы не имеете специального музыкального образования, музыкального слуха, это будет легко сделать, т.к. в лого распевке задается ритм, тон, скорость и т.д. На одном занятии достаточно использование одной логопедической распевки.
  3. Далее выбираются ролики с упражнениями для постановки изолированного звука. Вначале ребенок просматривает ролик со звуком, упражняется в его произношении, затем, педагог ставит ролик на начало, выключает звук и включает видеоряд, далее ребенок сам озвучивает ролик.
  4. Для роликов, с более сложным речевым материалом последовательность действий та же.
  5. После выполнения каждого задания, происходит оценка деятельности дошкольника.

Новизна, степень авторского вклада заключается в комплексном подходе решения задач: коррекционной, образовательной, воспитательной и мотивирующей направленности. Основой методики является применение игрового и практического метода, просмотр и одновременное прослушивание видео-ролика позволяет сделать процесс обучения интересным, увлекательным и доступным для дошкольников с ОВЗ.

Основной целью коррекционной работы учителя-логопеда является формирование умений и навыков у дошкольника с ТНР правильного воспроизведения звуков речи, а также развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи.

Применение лого-анимации подходит для разного количества участников (1-3 человека), ее можно использовать в логопедическом кабинете, группе детского сада, оснащенной ПК, интерактивными столами, электронными планшетами с большой диагональю.

Лого-анимация может быть рекомендована учителям-логопедам, педагогам групп компенсирующей направленности для обучающихся с ТНР 5-7 лет, а также родителям, воспитывающим детей с ТНР.