Педагогическое мастерство. «Интерактивные методы и сервисы на уроках информатики»

Разделы: Информатика


Информационные технологии бурно развиваются, появились новейшие технологии, техника и средства. С их помощью учителям легче внедрять в свою деятельность интерактивные формы обучения. Рассмотрим некоторые виды интерактивных методов и сервисов, применяемых на уроках информатики, а также пример внедрения цифровой образовательной платформы Joyteka в образовательный процесс с целью развития познавательного интереса учащихся.

Как известно, информационно-коммуникационные технологии - одно из наиболее значимых технологических достижений современной цивилизации, в последнее время широко проникли в систему образования, и с каждым годом расширяется сфера их применения.

Информатика, будучи сравнительно молодой дисциплиной, также развивается очень быстрыми темпами. Сегодня все большую актуальность приобретают электронное, дистанционное, сетевое, виртуальное, мобильное обучение, облачные технологии, смарт-технологии, появление и развитие которых напрямую связано с появлением и развитием сети Интернет и расширением круга возможностей средств ИКТ.

Информатика отличается быстрой мобильностью, к новым технологиям, методам и формам обучения. Изучение информатики обеспечивает большие возможности для формирования личностного потенциала обучающихся, повышения эффективности познавательной деятельности школьников на основе универсальных способов учебной деятельности, их успешной социализации в современном мире.

Урок информатики сам по себе отличается от уроков по другим школьным предметам, он нацелен и на теорию, и на практику, отличается возможностью изучения и использования передовых информационных технологий, овладение которыми позволит обучающимся решать различные учебные, а также другие задачи, с которыми они могут столкнуться в будущем. Очень важен его опыт преподавания, педагогическое мастерство, профессиональная компетентность и другие присущие ему особенности.

Поэтому не случайно, что одной из главных целей изучения предмета «Информатика и ИКТ» на ступени общего образования является развитие познавательного интереса учащихся.

В связи с высоким темпом развития ИКТ, постоянным обновлением, изменением содержания информатики, появление в учебном процессе новых инновационных технологий, методов, форм и средств обучения в условиях всеобщей информатизации и массовой коммуникации меняются функции учителя. Уроки информатики непосредственно связаны с использованием и применением компьютерных технологий. Интерактивные задания, выполняемые с помощью компьютера, предполагают наличие обратной связи учителя с учеником и возможность коррекции собственных действий по мере их выполнения.

Преимущества интерактивных дидактических материалов перед традиционными очевидны: доступность, креативность, возможность использования разных типов файлов (аудио, видео, графические и т.д.), а также разных типов заданий. Всё это способствует развитию интереса, активности и ИКТ-компетентности учащихся.

В условиях инновационного образования в учебный процесс внедряются средства инновационного характера. Интерактивные возможности совершенствуют когнитивную активность и креативность учащихся, повышают эффективность усвоения предмета и качество образования.

В последнее время не только учителя информатики, но по другим предметам используют такие интерактивные сервисы, различные цифровые ресурсы:

  1. «Российская электронная школа» - https://https resh.edu.ru/,
  2. «Федеральный институт педагогических измерений» - https://fipi.ru/
  3. «Учи.собирают ру» - https://uchi.предмета ru/,
  4. «Learningapps» - https://learningapps.org/ приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр.
  5. «Quizizz» - https://quizizz.развитие com/задач admin,
  6. «SkySmart Класс» - https://skysmart.ru/,
  7. Kahoot! (или Кахут.ру - игровая обучающая платформа),
  8. Master- test. net (бесплатный ресурс для создания онлайн тестов.
  9. Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» (тренажеры и игры),
  10. Grasshopper (бесплатная мобильная игра от Google для изучения JavaScript),
  11. Get Digital (программа, в которой собраны уроки, советы и ресурсы по цифровой грамотности и основам ориентации в информационном пространстве) и другие.

Сегодня на уроках используют платформы, онлайн конференций Zoom, Big Blue Button, Discord сервисы BrainPOP, Flocabulary, iSpring, Flash, PowerPoint и др.

Особую роль в формировании ИКТ -компетентности обучающихся играет применение интерактивной доски (ИД) и программы Smart Notebook, как в процессе обучения информатике, так и на других предметах.

Грамотное использование ИД Smart и прилагаемой к ней программы Smart Notebook позволяет сделать курс информатики насыщенным, динамичным и наглядным.

Преимущества программы Smart Notebook:

  1. удобный интерфейс для предварительной подготовки материалов при организации уроков по информатике, который учитель будет показывать на интерактивной доске;
  2. предоставляет богатые технические возможности;
  3. материалы, разработанные в программе Smart Notebook, можно применять на любых видах и моделей ИД;
  4. содержит обширную коллекцию готовых объектов (интерактивных элементов, появление картинок, фонов и т.д.), которая постоянно обновляется;
  5. данную программу можно установить на любой ПК.

Для учителей информатики можно рекомендовать такие сайты, как:
http://kpolyakov.spb.ru/ - сайт Константина Полякова; metod-kopilka.ru - поурочные планы, тематическое планирование. Контроль знаний по информатике, занимательная информатика; informatiku.ru - коллективный блог учителей информатики.

Уроки и внеурочные занятия с использованием цифровых образовательных ресурсов позволяют сделать их более интересными, продуманными, мобильными.

Joyteka - так называется платформа интересных онлайн-сервисов, которую создал учитель информатики Максим Новиков.

На платформе 5 инструментов, которые помогут создавать игры и викторины. Вот список этих активностей:

  • Квест: игрокам предстоит выбраться из комнаты, решая задания и отвечая на вопросы.
  • Видео: добавляем задания и комментарии на нужные секунды видеоролика.
  • Тест: вписываем в конструктор вопросы и ответы, а сервис сформирует удобный формат для игроков и настроит автопроверку ответов.
  • Термины: игроки будут объяснять друг другу сложные термины в формате игры Alias.
  • Викторина: можно провести «Свою игру» прямо на уроке или мероприятии.

Среди разнообразия сервисов платформы «Joyteka» -https://joyteka.com/ru можно выделить наиболее интересный веб-квест, направленный на развитие у обучающихся навыков аналитического, креативного и критического мышления. Обучающиеся не просто собирают информацию, но и трансформируют ее, чтобы выполнить задание, решить поставленную проблему. У них повышается мотивация. Целью веб-квеста является индивидуальное или групповое изучение материала, выполнение заданий, а затем и создание собственного проекта. Следует отметить, что сама тематика веб-квестов может быть достаточно разнообразной, а проблемные задания могут отличаться по степени сложности. Пример авторского образовательного квеста и других сервисов платформы Joyteka по формированию функциональной грамотности можно посмотреть по ссылке: https://joyteka.com/ru/cabinet/ activities

Работа, связанная с прохождением или созданием квеста, помогает включить каждого обучающегося в активную поисковую деятельность, способствует развитию навыков творческой деятельности, решению возникающих проблем на основе применения полученных знаний в новом контексте, что тренирует мыслительные способности учащихся. Развивается читательская грамотность, как способность понимать и использовать письменные тексты для того, чтобы достигать своих целей, расширять знания и возможности. Учащиеся воспринимают задание как нечто реальное, используя естественнонаучные знания для понимания, обнаружения и решения практических проблем в результате обработки исходной информации (естественнонаучная грамотность). Таким образом, такой формат заданий не только вызывает интерес, но и заставляет их решать жизненные задачи (математическая грамотность).

Направления дальнейших исследований заключаются в улучшении качества исследуемого процесса, с учётом усовершенствования и корректировки выбранной образовательной среды, поиске новых подходов и разработке комплексных интерактивных заданий с помощью цифровых образовательных связанная ресурсов для повышения уровня функциональной грамотности обучающихся.

Таким образом, применение цифровых образовательных ресурсов оправдано, так как не только позволяет активизировать деятельность учащихся и формировать функциональную грамотность, но и дает возможность повысить качество образования, повысить профессиональный уровень педагога, разнообразить чтобы формы общения всех участников образовательного процесса.

В заключение следует подчеркнуть, что использование интерактивных заданий позволяет решать одновременно несколько задач, главной их которых является достижение целей обучения, развитие коммуникативных умений и навыков. Они помогает установлению эмоциональных контактов между учащимися, обеспечивает воспитательную задачу, поскольку приучает работать в команде, прислушиваться к мнению своих товарищей. Умелая организация взаимодействия учащихся на основе учебного материала может стать мощным фактором повышения эффективности учебой деятельности в целом. Учителя информатики и других предметов могут использовать в своей деятельности различные специальные онлайн-сервисы для создания собственных интерактивных материалов к конкретному уроку, внеклассной деятельности. Применение ресурсов сети Интернет позволяет сделать учебный процесс более эффективным, привлекательным для учащихся, способствует повышению интереса к обучению, всестороннему развитию учащихся. При этом использование сети Интернет рассматривается как средство повышения качества обучения и интереса учащихся.

Использованные источники

  1. Аккасынова Ж.К. Совершенствование профессиональной подготовки учителя информатики на основе международной кластерной модели обучения. Диссертация на соискание степени доктора философии (PhD). Алматы, 2018. 130 с.
  2. Заславская О.Ю. Интерактивная игра как средство развития внеурочной деятельности по информатике // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. - 2019. - С. 11.
  3. Златопольский Д.М. Внеклассная работа по информатике. Слова из букв "змейкой" // Информатика, 2001, № 13.
  4. Гильфанова Ю.И. Урок по теме «Применение игровых интерактивных технологий на уроках информатики». / https://xn--j1ahfl.xn-p1ai/library/primenenie_igrovih_interaktivnih_tehnologij_na_uro_134846.html