Онтогенез игрового развития в дошкольном возрасте

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Онтогенез - это процесс индивидуального развития человека, начинается с оплодотворения яйцеклетки и кончается старостью и смертью. С помощью игры человек способен преобразовывать действительность и изменять мир. Детская игровая деятельность, это такая деятельность, которая, позволяет ребенку действовать как взрослый и при этом сохраняется возможность к немедленной реализации своих желаний. То есть, если ребёнок хочет действовать как доктор, то именно игра позволяет немедленно осуществить своё желание.

Игра - это особая деятельность, которая появляется и расцветает в детстве и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Игра - это ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста, позволяющая малышу реализовывать свои желания, фантазии и мечты. Но вместе с тем такой компонент игры как правила, помогает ребёнку в осознании социальных границ.

Неоценима роль игры в развитии психики ребенка.

  1. В игре ребенок учится полноценному общению со сверстниками.
  2. Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов - «хочу» начинает подчиняться «нельзя» или «надо».
  3. В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо).
  4. Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).
  5. В игре зарождаются для ребенка новые виды продуктивной деятельности (рисование, лепка, аппликация)

Игра как вид деятельности, также направлена на познание ребенком окружающего мира.

В подтверждении моих слов привожу цитаты великих педагогов и писателей.

В ходе онтогенеза ребенка развивается и его игра. Ролевая игра является наивысшей ступенью развития игровой деятельности в дошкольном возрасте, но для того, что бы этот вид игры сформировался, ребенок должен пройти ряд последовательных этапов, таких как ознакомительная игра, отобразительная игра, сюжетно-отобразительная игра и, наконец, сюжетно-ролевая игра.

Первые два этапа развития игровой деятельности не имеют четких возрастных границ и протекают в первые 2 года жизни ребенка.

Основные показатели нормативного развития игровой деятельности от рождения до 2-х лет.

  • ребенок удерживает взгляд на новой игрушке;
  • ребенок «пробует» игрушку на вкус;
  • ребенок хватает предложенную игрушку;
  • ребенок тянется к игрушке которую не может достать;
  • ребенок показывает на игрушку, которую хочет;
  • перемещает игрушки в доступном пространстве (пространство стола, кроватки);
  • извлекает звуки из игрушки;
  • начинает манипулировать сразу несколькими предметами (ставит один на другой, нанизывает шарики, кладет один предмет в другой и тд);

Моя практика связана с воспитанием и обучением детей, начиная с двухлетнего возраста. Ребенок переходит к сюжетно - отобразительному этапу развития игровой деятельности, начинает стремиться к достижению игровой цели, и его действия становятся более условными, обобщенными и сокращенными. Ребенок сравнивает свои действия с действиями взрослых, в своей игре дети передают не только отдельные действия, но и поведение взрослых в реальной жизни.

В этом возрасте ребенок начинает действовать с воображаемыми предметами. Стоит отметить, что здесь важна помощь взрослого, когда он показывает и побуждает ребенка к их выполнению: «Покачай куклу! Покорми мишку». Позже дети сами научатся превращать предметные действия в действия игровые.

В этот период ребенок может присоединиться к играющему рядом сверстнику, радуется совместным усилиям, понимает, когда кто-то из детей не выполняет общего действия.

В среднем дошкольном возрасте (4-5 лет) основным содержанием игрового процесса становится выполнение роли. Дети играют в соответствии с правилами, могут сами договариваться перед началом игры, выполнение правил контролируется партнерами по игре. Содержанием игры становится отображение отношений между людьми. В игре преобладают общественные сюжеты, которые становятся более развернутыми и разнообразными. Общение между участниками игры становится более длительным и содержательным. Характерные особенности персонажей дети передают с помощью движений, жестов, мимики и интонации. Дети самостоятельно выбирают предметы-заместители для игры и совершенствуют способы действия с этими предметами.

Наблюдения показывают, что с появлением ролевой игры предшествующие ей этапы не исчезают бесследно.

Каждый этап является самоценным, причем важна последовательность этих этапов, их естественная смена, одного другим более сложным в онтогенезе.

В старшем возрасте сюжетно-ролевая игра строится на характере игровых действий, выполнения роли и развития сюжета в воображаемой ситуации.

В сюжетно-ролевой игре между детьми складывается два типа взаимоотношений: ролевые отношения и реальные. Ролевые отношения определяются распределением ролей. Реальные отношения связаны с реальными психологическими возможностями ребенка. Ребенок-лидер в реальной жизни будет занимать лидерские позиции и в игре. Часто бывает, что роли навязывает ребенок - лидер, он дает товарищам непривлекательные и неинтересные роли, а на себя берет более привлекательную. Если дети не смогут договориться в распределении ролей, игра распадается или из нее выходят недовольные распределением участники. Чем старше ребенок, тем больше он стремиться к совместной со сверстниками игре и тем более он склонен к выполнению непривлекательной для себя роли. Он может сдерживать свои личные желания и подчиняться требованиям других. При выборе партнеров для игры, дети руководствуются личными симпатиями, выделяют ценные для них игровые умения, но могут и руководствоваться наличием у другого ребенка привлекательных игровых предметов. Реальные отношения являются не менее важными в игре, чем ролевые. Умение выбрать сюжет, распределить роли, проконтролировать выполнение правил и поведения других игроков развивает коммуникативные навыки и умения.

В современных реалиях педагоги и психологи говорят о кризисе игровой деятельности. Основные его причины указаны на слайде.

В настоящее время современные родители, стремятся как можно раньше научить ребенка читать, писать, считать, определяя ребенка в детские развивающие центры, кружки. А дома дети практически всё своё свободное время проводят за просмотром телевизора, или играя в компьютерные игры, которых в современном мире очень много.

Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

В современном мире остро встала проблема того, что детям негде учиться играть, нет времени на игру, а ведь передача игровых умений детям- происходит при включении их в игру. Поэтому главной целью педагогов является правильно это время использовать, всячески поощрять детей к самостоятельным играм, участвуя в них и помогая детям освоить новые способы игры.

«Игровой дизонтогенез» является нарушением и не соответствует психологическим закономерностям развития игры.

Причины возникновения, которые оказывают негативное влияние на нормальное развитие ребенка и формирование основных новообразований дошкольного детства (речь, память, мышление, воображение).

Игровой дизонтогенез может быть свойственен и нормотипичным дошкольникам, так и детям с разными патологиями. На данном слайде, представлена таблица особенности игровой деятельности у нормотипичных детей и детей с нарушениями в развитии.

Особенность игровой деятельности является важнейшим диагностическим признаком нарушений развития детей. Сложность анализа такого признака, заключается в том, что у врачей или у членов, например Центр ПсихологоМедико Педагогическая Комиссия, нет возможности увидеть в полном объеме особенности игровой деятельности ребенка. Особенно, это касается групповых игр, поэтому специалистам важна информация об игре, которую должны педагоги отражать в написании характеристик.

Какие же проявления должны насторожить педагога. Прежде всего важен учет возрастных критериев игры в онтогенезе. Т.е если ребенок 3 лет играет рядом, то это нормально, но если 7-летний ребенок не хочет играть, а избегает сверстников и предпочитает играть рядом, то это должно насторожить педагога. Манипулятивные действия с предметами без сюжета, где (кукла укладывается в постель и снова поднимается, кастрюля открывается и закрывается, при этом игровой замысел отсутствует). Важно понимать, что если ребенок действует как бы механически, повторяя то, что делают взрослые, и не выстраивает сюжета игры, то это не норма, а отклонения в игровом развитии. Но на основании простых действий, не делается категоричный вывод, потому как у ребенка может внешний сюжет уйти во внутренний, поэтому педагогу надо пообщаться с ребенком, поиграть вместе с ним, чтобы понять какой замысел у ребенка в игровом сюжете. А в случае необходимости, помочь ребёнку подключиться к игре сверстников, находя для него подходящую по смыслу роль.

Согласно Федеральной Образовательной Программе в дошкольном возрасте игровая деятельность подразделяется на разные виды: дидактическая, подвижная, театрализованная, строительно-конструктивная, сюжетно-ролевая и др.

В процессе обучения детей в игре применяются основные правила:

1. Правило последовательности:

  • игровые занятия начинаются с простых знакомых ребенку упражнений, которые связаны с положительными эмоциями;
  • объяснения воспитателя подтверждаются последующими действиями, каждое действие воспитателя или ребенка сопровождается комментарием;
  • игровое действие должно быть завершено.

2. Правило многократного повторения игрового действия для закрепления необходимого навыка.
3. Правило доступного игрового материала:

  • игра должна быть с четко сформулированными правилами;
  • подбирается игровой материал с учетом возможностей детей конкретной группы.

4. Использование атрибутов игры (игрушки, игровые пособия). Особое значение хочу уделить Организации развивающей предметно-пространственной среды (РППС) в развитии игровой деятельности, она должна быть построена в соответствии с Федеральным Государственным Образовательным Стандартом и Федеральной Образовательной Программой Дошкольной Организации, основываясь на индивидуальных и возрастных особенностях каждого ребенка. Развивающая Предметно Пространственная Среда дает возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого воспитанника с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

В процессе обучения игре детей педагог - активный участник и основной помощник. Именно педагог формулирует смысл игры, распределяет роли, планирует ее ход и возможные вариации сюжета. Важно акцентировать внимание детей на передаче взаимоотношений между персонажами игры, воспитывать у детей позитивные чувства и доброжелательные отношения.

В практике обучения детей с ОВЗ у нас широко используют такие игры, как:

  • Дидактические игры, в которых ребенок учится соблюдать и поддерживать правила следовать инструкции педагога. На слайде мы видим игру детей «Мозаика», «Семья», «Паровозик эмоций», в своей работе используем разного вида настольные игры, вкладыши, пирамидки, кубики, каталки, рамки - вкладыши, а также шнуровки и пазлы, сортеры, и т.п.
  • Подвижные игры, в которых польза заключается, что она эмоционально насыщена, совершенствуется навык следования установленным ранее правилам и замыслу, развиваются коммуникативные навыки - дети учатся распределять роли, например, кто догоняет, кто ловит и тд. На слайде справа мальчик и девочка, имеющие проблемы с опорнодвигательным аппаратом, им сложно активно двигаться, поэтому для них, мы подбираем доступные формы замены подвижных игр.
  • Театрализованная деятельность, игры - драматизации, в которых дети знакомятся с чувствами, настроением героев, осваивают способы их внешнего выражения; на слайде вы видите игры с детьми «Ветерок», «Дождик», игры-драматизации, «Гуси», «Теремок», в проекте на неделе игры показать сказку «Колобок». К сожалению, наши дети, не могут придумать и развернуть сюжет, поэтому многократное повторение театрализованных игр позволяет детям запомнить сюжет, а затем самостоятельно проигрывать его. В рамках недели игры мы провели с нашими воспитанниками сказку «Колобок».
  • Конструктивно-строительные игры, дети с помощью воспитателя учатся решать общие конструктивные задачи с учетом назначения постройки, количества имеющегося материала, его свойств;
  • Сюжетно-ролевая игра обогащает и развивает словарь детей, формирует правильное отношение к явлениям общественной жизни, на слайде вы видите любимые игры наших детей это «Салон красоты», «Доктор», чтобы обогатить сюжет игры обязательно должен подключится педагог, мы просим родителей принести фото ребенка, при посещении парикмахерской, поликлиники, магазина. Затем мы рассматриваем фотографии, проговариваем названия предметов и действий, а затем играем вместе с детьми.
  • Игры с элементами сюжета, где мы стараемся организовывать игры, с элементами трудовых действий разных профессий, так как через игру закрепляется интерес детей к профессиям взрослых, воспитывается уважение к труду. Осуществляется подготовка ребенка к участию в общественной жизни в различных социальных ролях. На слайде вы видите игры в дворника, водителя, повара. Также мы уделяем большое внимание атрибутам игры, учитывая необходимость максимально приблизить игровой материал к реальным предметам. Но и не забываем про безопасность, так как игровой материал, прежде всего, должен быть безопасным.

Включение подобных игр в повседневную жизнь детей, делает ее более яркой, динамичной, насыщает положительными эмоциями, а главное, дает ребенку возможность приобрести личный опыт вхождения в ту или иную ситуацию, вживания в определенную роль, адекватного взаимодействия с партнером. Это, в свою очередь, способствует развитию у детей психических процессов: восприятия, памяти, мышления, речи, элементов воображения, формирует навыки позитивного поведения в обществе.

Поэтому игровая деятельность дошкольников требует повышенного внимания со стороны педагога, а подчас и специального обучения. А для развития детей с ОВЗ нужны особые игры, в которых деятельность взрослого имеет ключевое значение. Без руководящей роли взрослого, его примера и активного участия такие дети полноценно играть не смогут.

Список литературы

  1. Воскресенская С.А., Козловская Г.В., Симашкова Н.В. Нарушения игровой деятельности у детей с расстройствами аутистического спектра [Журнал]. - 2016 : [б.н.].
  2. Гаврилушкина О.П. Особенности игровой деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью [Статья] // Молодой ученый. - 2012. - 11. - 46.
  3. Запорожец АВ Игра и развитие ребенка [Книга]. - Избранные психологические труды В 2 т. Т. I. Психическое развитие ребенка: Москва.
  4. Обухова Л.Ф. Возрастная психология [Книга]. - Москва: Высшее образование МГППУ, 2006.
  5. Эльконин Д Б Психология игры [Книга]. - Москва: Владос, 1999. - 2-е: стр. 11.
  6. Белобрыкина О.А. Статья «Ребенок вне игры: трансформации игровой деятельности в современном детстве».
  7. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Л.С.Выготский; под ред. В.В.Давыдова. - М.: АСТ; Астрель, 2010. 671 с.
  8. Дошкольная педагогика / Под ред. Козловой С.А., Куликовой Т.А. - М.: Академия, 2009. - 416 с.
  9. Зварыгина Е.В. Первые сюжетные игры малышей. - М.: Просвещение, 1988. - 189 с.
  10. Игра в жизни дошкольника: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.А.Панько [и др.] под ред. Я.Л.Коломинский, Е.А.Панько. - Минск: Нац. ин-т образования, 2012. - 108 с.
  11. Смирнова Е.О. Психология и педагогика игры: учебник и практикум для академического бакалавриата / Е.О.Смирнова, И.А.Рябкова. - М.: Издательство Юрайт, 2016. - 223 с.
  12. Михайленко Н.Я. Короткова Н.А. Как играть с ребенком. - М.: Просвещение, 1990. - 146 с.