О детской и юношеской фантастической литературе

Разделы: Работа с дошкольниками, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Дополнительное образование


По словам Вольфганга Мейснера, мы говорим о фантастике в детской литературе, когда «два разных уровня повествования могут быть четко различимы»1. Тексты такого типа имеют, во-первых, реалистический уровень, «в котором составляющие текст элементы следуют закономерностям логико-эмпирического мышления, во-вторых, уровень, который противоречит принципу реальности»2.

Между этими уровнями повествования должна быть заметна граница, переход действующего персонажа с одного уровня на другой должен восприниматься через «удивление или даже страх»3.

__________________

1,2,3 De Lange, G. (2002). Cooperative education interventions aimed at transferring new technologies from a developed economy: Germany/South African collaboration in the automotive industry. Asia-Pacific Journal of Cooperative Education, 3(1), 13-15.

В сказке же, которая также относится к фантастической литературе, реалистический уровень и чудесное не выделяются отчетливо друг от друга, скорее, они смешиваются.

Отправной точкой для фантастической детской книги часто являются постановки проблем, которые также встречаются в реалистичных детских и юношеских книгах. Читателю часто представляется ситуация, когда дети оказываются в стороне (Майкл Энде «Бесконечная история» 1979), чувствуют себя брошенными в семье (Лариса Ларусс «Поцелуй меня» 1996), или родители хотят расстаться (Роберт Весталл «Сторожевой дом» 1992), или чувствуют себя брошенными в семье (Лариса Ларусс «Поцелуй меня» 1996), 1977) или умерли соответственно (Майкл Энде «Бесконечная история» 1979).

Хотя фантастическая и реалистическая детская и юношеская литература часто имеют схожие исходные ситуации, все же можно выделить четкие различия.

В реалистической литературе необходимо искать решение, понятное читателю, обычно трудный, часто неудовлетворительный компромисс (Питер Хертлинг «Ома»).

В фантастических книгах для детей и юношества, напротив, этот реалистический уровень может быть оставлен. Известные фантастические фигуры, такие как призраки, феи, волшебники, ведьмы или совершенно вымышленные фантастические существа или предметы, внезапно обладающие магическими способностями, появляются в качестве непосредственных помощников главных героев.

При этом важно отметить, что «воображаемому помощнику» не обязательно «вмешиваться напрямую», чтобы предложить решение. Скорее, он также может только «дать толчок к разрешению, сделать конфликт видимым (или) разрушить укрепленные коммуникационные структуры»4.

__________________

4 De Lange, G. (2002). Cooperative education interventions aimed at transferring new technologies from a developed economy: Germany/South African collaboration in the automotive industry. Asia-Pacific Journal of Cooperative Education, 3(1), 13-15.

Однако это решения, далекие от реальности по сравнению с повседневным миром читателя, к которым взрослые часто относятся критически.

Таким образом, фантастическая литература должна учитывать вопрос о том, не уводит ли она читателя-ребенка или подростка от реальности и его реальных проблем в мир грез.

Здесь прежде всего следует уточнить, должна ли литература предлагать решения проблем. Конечно, в реалистической литературе по большей части это также вымышленные рассказы, но это могло произойти именно так. Тем не менее, эти решения должны подвергаться такому же критическому анализу, как и подходы к решениям, используемые фантастической литературой.

Если дети знают, что литература остается повествованием, которое не обязательно может быть перенесено в реальность, они могут использовать предложенные решения в качестве подходов к решению своих собственных проблем или, соответственно, для решения своих собственных проблем находить варианты действий.

То же самое происходит и в фантастической литературе. Однако здесь детский читатель более требователен, поскольку перенос подходов к решению из фантастического мира в реальность требует от него дополнительной способности к абстракции.

Это заставляет задуматься о том, как дети воспринимают фантастические тексты. Какие навыки дети уже приобрели, какие недостатки (все еще) определяют их мышление?

«Мы часто воспринимаем мышление детей как отклонение от логического мышления, но не беспокоимся об этом. В конце концов, мы знаем, что ребенку нужно время, чтобы приспособиться к категориям нашего мышления. Поэтому особенности детского мышления представляются чем-то временным, чему не придается большого значения5.

__________________

5 De Lange, G. (2002). Cooperative education interventions aimed at transferring new technologies from a developed economy: Germany/South African collaboration in the automotive industry. Asia-Pacific Journal of Cooperative Education, 3(1), 13-15.

Часто, например, ребенок еще не способен понять или объяснить естественные научные явления. Вот почему он часто приписывает таким явлениям магическое происхождение. Всего несколько столетий назад, когда многие природные явления еще не поддавались научному объяснению, взрослые люди приписывали им аналогичные атрибуты.

Согласно Ж. Пиаже, развитие мышления у ребенка следует рассматривать как процесс постепенного формирования интеллекта.

По словам Ж. Пиаже, прежде чем достичь высшей ступени развития интеллекта в возрасте от 13 до 15 лет, необходимо пройти несколько этапов развития6.

__________________

6 Пиаже Ж. Психология интеллекта. - С.-Пб.; Piter, 2003. - 192 с.

Интеллект возникает в результате процесса, взаимодействия между «я» и окружающей средой. Таким образом, индивид должен, с одной стороны, адаптироваться к своей среде (по Пиаже: приспособление), с другой стороны, индивид стремится вписать окружающую среду в свое собственное поведение и в свои собственные мыслительные категории (по Пиаже: ассимиляция).

Этот двусторонний процесс происходит не только у детей, взрослые также используют его постоянно7.

__________________

7 Вессель М. Жанр художественной сказки и новейшая фантастическая детская и юношеская литература. - Мюнхен: GRIN, 2024. - 97 с.

Согласно Пиаже, развитие интеллекта происходит следующим образом:

  • На первом этапе, то есть в первые два года жизни ребенка, происходит формирование сенсомоторного интеллекта. Ребенок должен научиться тренировать определенные двигательные структуры, такие как хватка и ходьба.
  • На втором, предоперационном этапе со второго по восьмой год у ребенка развивается социальная и пространственная среда, он знакомится с языком и окружающими. При этом он должен принять собственную точку зрения и снова представить ее в перспективе.

Только в конце этого этапа ребенок может выработать логические схемы мышления. Ж.Пиаже исходит из того, что ребенок изначально не различает живые и неживые тела (анимизм), чтобы иметь возможность воспринимать сложную реальность с помощью своих собственных, все еще ограниченных, мыслительных категорий. Неодушевленные предметы наделяются жизнью, сознанием и речью (например, мягкие игрушки)8.

__________________

8 Пиаже Ж. Психология интеллекта. - С.-Пб.; Piter, 2003. - 192 с.

Таким образом, на этом этапе развития ребенка возникают мыслительные модели, которые кажутся фантастическими. Они взяты из фантастической детской литературы. Однако, когда дети начинают читать книги, они уже давно прошли пик этого уровня развития и знают, что литература - это художественная литература. Это контрастирует с тем, что малыш считает, что его фантастическое мышление (анимизм) «соответствует действительности».

Фантастическая литература теперь дает ребенку стимулы разрешать конфликты, противостоять покровительству (Нестлингер «Мы свистим огуречному королю» 1972) и ставить собственное «Я» выше требований окружающей среды. Хотя ребенок осознает, что эти решения являются вымышленными, ЭГО детского читателя укрепляется, и в процессе жизни наступает реальное облегчение. Впрочем, это больше относится к детской литературе. Подросткам в возрасте от 13 до 15 лет будет все труднее воспринимать появление фантастических персонажей, не подвергая их сомнению.

Примером этого является книга Роберта Уэстолла «Сторожевой домик». Фантастическое, явление призрака, здесь все чаще ставится под сомнение. Рассказчик снова и снова предлагает читателю научные объяснения фантастического через другого вымышленного персонажа, Тиммо. Это делает рассказанную историю более правдоподобной для юного читателя. Здесь читателю также предлагаются решения конфликтов. Девочка Энн, которая поначалу не смеет сопротивляться своей матери, обретает такую уверенность в приключениях, которые она переживает со своими друзьями Тиммо и Пэт, что ее мать внезапно перестает казаться ей властной личностью, а становится «совершенно нормальной женщиной средних лет».9

__________________

9 Вессель М. Жанр художественной сказки и новейшая фантастическая детская и юношеская литература. - Мюнхен: GRIN, 2024. - 97 с.

Таким образом, можно подвергнуть сомнению фантастическое и в то же время добиться повышения самосознания читателей-детей, которые отождествляют себя с главным героем книги.