Развивающая предметно-пространственная среда «Музыкально-театральный магазин»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с


Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет ряд требований к организации образовательного пространства для дошкольников в образовательной организации. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

Наряду с этим, развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать:

  • реализацию различных образовательных программ;
  • в случае организации инклюзивного образования - необходимые для него условия;
  • учет национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательная деятельность;
  • учет возрастных особенностей детей.

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Зачастую педагоги слишком формально следуют рекомендациям. Например, почти во всех группах дошкольных образовательных организаций есть и музыкальный, и театральный уголки. Как правило, они организованы, как два отдельных пространства. Но давайте представим, что будет, если попробовать их объединить. Ведь эти игровые пространства близки по целям и задачам. Музыкальный уголок служит для развития творческих способностей детей, формирования способности эмоционально откликаться на песенные и музыкальные образы, воспитания культуры слушания. Большое и разностороннее влияние оказывают на воспитанников театральные игры, дети во время игры чувствуют себя расковано и свободно. Театр способствует развитию фантазии, воображения, памяти и детского творчества.

В целях создания оптимальных условий для развития творческой активности детей мы решили два этих уголках объединить.

Трансформацию пространства группы мы начали с проведения рефлексивного круга, вместе с детьми мы определили: где будет находиться наш «Музыкально-театральный магазин» (симбиоз музыкального и театрального пространств), что будет там продаваться, как нам его оформить, кого мы позовем на помощь и т.п.

Вторым шагом стало распределение ролей-помощников. Для каждого ребенка и его родителей мы на рефлексивном круге определили задачи: кто-то изготавливает музыкальные инструменты, кто-то помогает с костюмами, подготавливает атрибуты для работников магазина: продавца, консультанта, доставщика.

Также, при организации данного уголка нами были привлечены дети и родители, которые своими руками изготовили музыкальные инструменты, принесли из дома различные костюмы и атрибуты.

Когда все необходимые атрибуты были готовы, мы вместе с детьми организовали и провели сюжетно-ролевую игру «Строим магазин», в ходе которой дошкольники самостоятельно оформляли витрину, раскладывали товары, и определяли их стоимость, использовав ценники. После, мы поставили цели игры, вспомнили, как ведут себя покупатели, роли продавца, какие используются атрибуты и т.д.

Созданная нами в группе музыкально-театральная предметно-развивающая среда позволяет организовать как совместную, так и самостоятельную деятельность детей, направленную на саморазвитие ребенка под наблюдением и при поддержке воспитателя. В этом случае среда выполняет образовательную, развивающую, воспитывающую, стимулирующую, организационную, коммуникативную функции. Организация развивающей среды в нашей группе построена таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребенка с учетом его особенностей, интересов и уровня активности.

Данный центр доступен глазу, действиям руки, соответствуют росту ребенка. Пособия развивающей среды - эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывают желание действовать с ними. Также, данный уголок мобилен, и легко преобразовывается в любимый детьми театр.

Таким образом, созданная развивающая предметно-пространственная среда является основой для организации увлекательной, содержательной жизни и разностороннего развития каждого ребенка, формирования его личности и является источником его знаний и социального опыта.