Воспитательная система музея учреждения дополнительного образования: выбор ценностных оснований для моделирования

Разделы: Дополнительное образование


Воспитание российских духовно-нравственных ценностей является одним из приоритетов дополнительного образования детей, что отражено в Концепции развития дополнительного образования до 2030 года [1]. В Кузбассе разработана региональная стратегия развития воспитания «Я - Кузбассовец!» на период до 2025 года, где выделен вектор «Моя малая Родина», который ориентирован на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное воспитание юных кузбассовцев [3].

Исследования ученых показывают, что чем раньше дети начинают знакомиться с культурой своего региона, с традициями своего народа, тем устойчивее будет их позитивная жизненная позиция к малой родине, которая в дальнейшем перерастет в ценностное отношение к Родине. Одним из средств воспитательной работы в этом направлении являются музеи образовательных учреждений. Раскрывая роль музея в образовательном процессе школы, А.О.Таушканова отмечает, что его воспитательная функция состоит в том, что он создает особую образовательную среду для формирования у учащихся целостного отношения к культурно-историческому наследию. В силу своих специфических возможностей музей способен дать эмоционально-оценочные знания о культурно-историческом прошлом, преобразовав их с систему ценностных отношений обучающихся [5].

Дом детского творчества №1 - одно из старейших учреждений дополнительного образования нашего города, которое расположено на территории Кузнецкого района, исторического ядра города Новокузнецка (ранее - г. Кузнецк, дата образования 1622 г.). На базе нашего учреждения создан клуб-музей «Кузнецкая школа», посвященный людям, внесшим значительный вклад в образование города Новокузнецка и Кузнецкого района, в частности. Основными направлениями деятельности музея в настоящее время являются: поисково-исследовательская работа, экспозиционная работа, экскурсионное деятельность, инновационно-методическая работа, культурно-массовая работа, общественно-полезная работа. Клуб-музей «Кузнецкая школа» с 2015 года по 2020 год являлся опорной методической площадкой муниципального инновационного проекта «Возможности музейной педагогики в развитии общекультурной компетентности субъектов образовательного процесса». В настоящее время мы подошли к новому инновационному проекту, где музей «Кузнецкая школа» рассматривается как воспитательное пространство, которое объединяет различные виды деятельности детей и взрослых. Главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирования и развития будущей воспитательной системы выступают ценности, связанные с сохранением исторической памяти о созидательном труде педагогов и детей на благо своего Отечества, родного края, а ее основным результатом - сформированость у детей и самих педагогов ценностного отношение к истории своей малой родины и труду педагога. И здесь важно само понятие «отношение», психологический смысл которого, как отмечал В.Н.Мясищев «состоит в том, что оно является одной из форм отражения человеком окружающей его действительности» [2; с. 3]. По мнению данного ученого, «формирование отношений в структуре личности человека происходит в результате отражения им на сознательном уровне сущности тех социальных объективно существующих отношений общества в условиях его макро- и микробытия, в котором он живет [2; с. 3].

Предваряя создание модели воспитательной системы музея как структурного подразделения Дома детского творчества, мы провели опрос руководителей детских объединений и методистов с целью выявления ценностных оснований для моделирования воспитательной системы музея УДО. В анкетировании приняло участие 35 педагогических работников Дома детского творчества. Респондентам было предложено ответить на 15 вопросов анкеты «Подумаем о воспитании вместе» Мы остановимся на результатах ответов на вопросы 1-4. Вопросы 1-2 закрытого типа (выбор нескольких ответов из списка), вопросы 3-4 открытого типа (собственный ответ). Вопросы 1-2 имели своей целью выяснить предпочтения педагогов в выборе ими культурно-исторических объектов в пространстве их жизнедеятельности и их информированность о них. Предпочтения в выборе объектов и наличие знаний о них, на наш взгляд, в определенной степени могут служить своего рода индикатором ценностного отношения к историко-культурному наследию своей малой родины.

Вопросы были предложены в следующих формулировках.

Вопрос 1. В перечне объектов историко-культурного наследия Кузнецкого района отметьте те, которые вы, по своей инициативе, выбрали бы для проведения экскурсии с обучающимися или во время самостоятельных посещений (вместе с вашими родственниками, друзьями).

Вопрос 2. Если бы вам предложили провести экскурсию по Кузнецкому району, о каких объектах историко-культурного наследия вы смогли бы рассказать обучающимся, вашим коллегам (знакомым)?

Результаты ответов на вопросы 1-2 представлены в табл. 1.

Таблица 1 - Результаты опроса педагогов МАОУ ДО ДДТ № 1 (ответы на вопросы 1-2 анкеты «Подумаем о воспитании вместе»)

Объекты историко-культурного наследия Кузнецкого района

Вопрос 1, % педагогов

Вопрос 2, % педагогов

Историко-архитектурный музей «Кузнецкая крепость»

76

60

Литературно-мемориальный музей Ф.М.Достоевского

52

32

Бывшее здание Кузнецкого уездного училища (филиал Новокузнецкого краеведческого музея)

44

28

Дом купца Фонарева

28

20

Памятник «Учитель и ученик», посвященный великому писателю Льву Николаевичу Толстому и его последнему личному секретарю Валентину Федоровичу Булгакову, уроженцу Кузнецка

36

24

Памятник генералу Павлу Николаевичу Путилову (1854-1919) - участнику Русско-турецкой (1877-1878) и Русско-Японской (1904-1905) войн на территории Кузнецкой крепости

20

8

Сквер трудовой доблести и боевой славы (открыт накануне 75-летия Победы - 8 мая 2020 г.)

60

28

Клуб-музей «Кузнецкая школа» (в здании Дома детского творчества № 1)

72

52

Анализ ответов на вопрос 1, показывает, что педагоги Дома детского творчества, сами в большинстве своем жители Кузнецкого района, среди объектов историко-культурного наследия отдали предпочтение историко-архитектурному музею «Кузнецкая крепость» (76%), что вполне ожидаемый для нас результат. Историко-архитектурный музей-заповедник «Кузнецкая крепость» является символом г. Новокузнецка. Экспозиции представляют военную историю региона, материалы раскопок Кузнецкого острога, историю укрепленных «линий», историю Кузнецкого тюремного замка. На территории крепости проводятся городские мероприятия и праздники, которые привлекают горожан и гостей нашего города.

Вторую позицию занимает клуб-музей «Кузнецкая школа» (структурное подразделение Дома детского творчества № 1), что также отвечало нашим ожиданиям. Клуб-музей «Кузнецкая школа» - это воспитательное пространство УДО, где проходят события-встречи детей и педагогов, посвященные знаменательным датам в жизни России, Кузбасса, города, Кузнецкого района. Немаловажным является и тот факт, что в музее проходят выставки творческих работ ныне работающих в учреждении педагогов, есть фотогалерея, посвященная деятельности руководителей детских объединений по всем направленностям дополнительного образования, которые существуют в Доме детского творчества. Такое внимание ценится педагогами и является для них признанием значимости их работы для детей, родителей, своих коллег, администрации.

Третья позиция, которая выделена нами - это сквер трудовой доблести и боевой славы (60% педагогов). Мы можем сделать вывод о значимости для педагогов этого мемориального места, как места почитания трудового и воинского подвига жителей Кузнецкого района. Четвертая позиция, которая выделена по результатам опроса - это литературно-мемориальный музей Ф.М. Достоевского (52% педагогов). Данный культурно-исторический объект является значимой для наших горожан достопримечательностью.

Проанализируем результаты ответов педагогов на вопрос 2 в связке с ответами на вопрос 1. Большая часть (60%) педагогов более всего информированы об историко-архитектурном музее «Кузнецкая крепость», 32% педагогов могут рассказать о литературно-мемориальном музее Ф.М.Достоевского, 28% педагогов - об истории одной из старейших школ нашего края - Кузнецкого уездного училища, основанному в 1826 г. (ныне - филиал Новокузнецкого краеведческого музея) и мемориальном объекте - сквере трудовой доблести и боевой славы в Кузнецком районе (28%).

Обобщив результаты ответов на вопросы 1-2, мы можем предположить, что выбор педагогами культурно-исторических объектов может быть обусловлен рядом причин:

1) значимостью для себя лично тех или иных событий в историко-культурной жизни города;

2) сложившейся традиции посещения горожанами «знаковых» мест своего города;

3) сохранением традиций воспитательной работы по приобщению детей к культурно-историческому наследию, формированию ценностного отношения к деяниям своих соотечественников, воинскому и трудовому подвигу, в том числе и к труду учителя, что является отличительной чертой сообщества педагогов Кузнецкого района и предметом постоянной заботы отдела образования и администрации Кузнецкого района. Заслуживает внимания тот факт, что о литературно-мемориальном музее Ф.М.Достоевского и Кузнецком уездном училище педагоги менее информированы, что на наш взгляд, обусловлено недостатками в организации воспитательной деятельности с детьми. Как правило, экскурсии и конкурсы проводятся сотрудниками учреждений культуры, а педагоги рассматривают эту деятельность по большей части своей, как просветительскую, не возвращаясь к полученным самими и детьми знаниям в дальнейшем.

Обратимся далее к результатам опроса. С целью выяснения мнения педагогов о воспитательном потенциале музея УДО мы предложили педагогам вопрос 3 в следующей формулировке: «В Доме детского творчества с 2001 года открыт клуб-музей «Кузнецкая школа». Как вы считаете какое значение он имеет для обучающихся?». В ответах обозначились следующие позиции:

1) знакомство с историей своей малой родины;

2) развитие интереса к истории образовательного учреждения;

3) формирование патриотических чувств;

4) расширение знаний детей об истории своего района и города;

5) развитие интереса к общенациональной культуре;

6) воспитание гражданственности и патриотизма. Обобщая ответы педагогов, мы видим, что большая часть из них рассматривает музей как воспитательное пространство, в котором выкристаллизовываются ценности, связанные с уважением к истории родного края; к труду людей, внесших значительный вклад в образование подрастающего поколения. Это может стать ценностным основанием, на котором будет в дальнейшем строиться воспитательная система музея нашего Дома детского творчества.

Параллельно с выяснением мнения педагогов о значении музея для обучающихся, для нас было важно и мнение руководителей детских объединений и методистов о значении музея в их педагогической деятельности (вопрос 4). Анализ результатов позволил выделить доминирующие позиции в ответах:

1) помощь в организации воспитательных мероприятий;

2) возможность познакомиться с историей нашего Дома творчества;

3) осознание важности сохранения преемственности поколений педагогов;

4) самому изучить биографию знаменитых педагогов-земляков;

5) использование материалов музея для работы с детьми.

Ответы, полученные на вопросы 3-4, также убеждают нас в правильности выбранного направления инновационной деятельности - построения воспитательной системы музея УДО, где главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития выступают ценности уважения к истории своей малой родины, к созидательному труду поколений педагогов и Учителя, в лице которого, как писал великий отечественный педагог Василий Александрович Сухомлинский воспитанники находят проводника к вершинам нравственности, а его творческая мысль и творческий труд являются могущественным способом формирования нового человека [4].

Литература

  1. Концепция развития дополнительного образования до 2030 года : [утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р.] -- URL: https://mosmetod.ru/files/Dopoln_obrazov_techn_napravl/Концепция_развития_дополнительного_образования_детей_до_2030_года.pdf.
  2. Мясищев, В.Н. Психология отношений. Избранные психологические труды [Текст] / В.Н.Мясищев; под ред. А.А.Бодалева - М.: Модэк МПСИ, 2004. - 158 c.
  3. Стратегия развития воспитания «Я - Кузбассовец!» на период до 2025 года: [утверждена распоряжением Губернатора Кемеровской области-Кузбасса от 6 февраля 2023 г. № 17-рг] - URL: https://bulleten-kuzbass.ru/bulletin/310963.
  4. Сухомлинский, В. А. Павлышская средняя школа [Текст] / В.А. Сухомлинский. - М., Просвещение, 1979. - 394 с.
  5. Таушканова, А.О. Роль музея в образовательном процессе школы / А.О.Таушканова, Е.А.Шанц // Теория и практика образования в современном мире : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, ноябрь 2012 г.). - Санкт-Петербург: Реноме, 2012. - С. 98-100. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/64/2986/ (дата обращения: 28.03.2023).