Технологический подход в преподавании биологии как фактор повышения мотивации и качества образования обучающихся

Разделы: Биология


В условиях реализации ФГОС к образованию сегодня предъявляются новые требования, согласно которым выпускник средней школы должен уметь ориентироваться в большом потоке информации, решать возникающие проблемы творчески, уметь применять полученные знания и умения на практике. Следовательно, задача учителя − развивать у школьников творческое мышление, т.е. обеспечить их таким необходимым умением, как умение учиться. Основной целью деятельности любого учителя является повышение качества образовательного процесса на уроках.

Исходя из опыта преподавания биологии, поняла, что повысить качество образования достаточно сложно. Требования к современному образованию становятся выше, время обучения предельно сжато, количество учебных часов, отводимых на преподавание биологии, постоянно уменьшается, а объём учебной информации для усвоения увеличивается. Поэтому я пришла к выводу, что повышение качества образования возможно за счёт технологического подхода. Технологический подход позволяет мне как учителю, экономя время и усилия, достичь продуктивного результата, помогает развивать самостоятельную познавательную деятельность учащихся. Современный учебный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, которые содействовали бы развитию творческих способностей учащихся. Для достижения высокого результата в ходе образовательного процесса, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и разрешать проблемы, используя при этом знания из различных областей, коммуникативные и информационно-технологические умения.

В своей педагогической деятельности использую проблемное обучение, так как при проблемном обучении учитель либо не даёт готовых знаний, либо даёт их на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают самостоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

На уроке, проводимом по технологии проблемного обучения, соблюдаю следующие этапы:

  • мотивация, создание проблемной ситуации;
  • выдвижение гипотез и их запись на доске;
  • исследование (теоретическое, практическое);
  • обмен информацией при работе в группах, парах, представление работы;
  • обработка информации (выделение значимой информации, подтверждение или опровержение высказанных ранее гипотез);
  • подведение итогов урока, рассмотрение новых вариантов решения проблемы;
  • домашнее задание;
  • рефлексия.

При организации и планировании таких занятий всегда учитываю возрастные особенности учащихся.

Использую проблемные ситуации на различных этапах урока. Например, создание проблемной ситуации в начале урока с целью возбуждения интереса к теме: в 8 кл. при изучении зрительного анализатора - «согласно турецкой пословице вкус пищи узнают солью, вкус мира - глазами; красивая пословица, однако с точки зрения физиолога не совсем правильная - почему?».

Создаю проблемные ситуации в середине урока при раскрытии одного из вопросов содержания: при изучении темы внутренняя среда организма - «при порезе кожи кровь свёртывается и перестаёт течь, а почему кровь не свёртывается в кровеносных сосудах?».

Формирую проблемную ситуацию в конце урока для подведения итогов урока: в 6 кл. при изучении взаимосвязей в растительном организме - «докажите, что растение - целостный организм».

Проблемное обучение на уроках биологии использую и при решении задач. Посредством этого определяю, умеет ли учащийся использовать свои знания на практике и насколько успешно он это делает.

Например, часто использую различного вида задачи в курсе биологии 10-11кл.:

1. Длина фрагмента молекулы ДНК равняется 20,4 нм. Сколько нуклеотидов в этом фрагменте?

2. Какова скорость синтеза белка у высших организмов, если на сборку инсулина (51 аминокислота) затрачивается 7,3с?

В курсе биологии 9-10 классов проблемное обучение использую для решения генетических задач и задач по экологии.

Также создаю проблемные ситуации в ходе проведения лабораторных работ, где учащиеся разрешают их в процессе поисковой деятельности.

Самообучение, создание проблемных ситуаций, их анализ, активное участие учеников в поиске путей решения поставленной учебной проблемы помогает развивать мыслительную активность учащихся, коммуникативные способности, повышает мотивацию к предмету, в результате повышается качество образовательного процесса.

Одной из технологий, которую я постоянно использую в ходе преподавания биологии, обеспечивающей воспитание и высокое качество обучения, является метод проектов. Целевой установкой проектного обучения являются способы деятельности, а не накопление фактических знаний. Глубина и объем полученных знаний несравним со стандартными методами. Вырабатывается устойчивый интерес к предмету исследования и к процессу изучения наук вообще. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве. Метод проектов ориентирован на само­стоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Метод проек­тов всегда предполагает решение какой-то проблемы. А решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой - необходимость интегрирования знаний и умений из различных сфер науки, техники, технологии, творческих областей. В ходе данной деятельности учащиеся не только обобщают и систематизируют полученные знания, но и получают навыки исследовательского поиска: от постановки проблемного вопроса к формулированию гипотезы, выбору адекватных путей решения проблемы.

Метод проектов в своей работе использую в среднем и в старшем звене. У среднего звена (5-6 кл.) проекты в основном осуществляются на уроке. При переходе к старшему звену они могут осуществляться и во внеурочной деятельности.

В курсе биологии метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически в любой теме. Чаще всего использую такие проекты:

Таблица №1.
Примеры проектов, используемых на уроках биологии

Тема урока

Класс

Название проекта

Продукт проекта

Строение клетки

5

«Схема строения растительной клетки»

Модели клетки

Корень

5

«Типы корневых систем»

Схема

Цветок

5

«Строение цветка»

Презентация

Шляпочные грибы

6

«Съедобные и ядовитые грибы»

Коллаж

Характеристика основных экологических групп растений.

6

«Растения родного края»

Гербарии

Класс Насекомые

7

«Насекомые Новгородской области»

Коллекции

Класс Хрящевые рыбы

7

«Фотогалерея представителей»

Презентация

Класс Пресмыкающиеся, или Рептилии

7

«Происхождение и систематические группы»

Схема

Охрана и рациональное использование животного мира

7

«Охраняемые животные Новгородской области»

Презентация

Функциональные возможности дыхательной системы как показатель здоровья.

8

«Вред курения»

Презентация

Витамины

8

«Группы витаминов и их значение»

Таблица исследования

Слуховой анализатор

8

«Строение слухового анализатора»

Схема

Нуклеиновые кислоты

9

«Строение молекулы ДНК»

Модель ДНК

Вирусы

9

«Вирусные заболевания»

Презентация

Деление клетки. Митоз.

9

«Фазы митоза»

Буклет

Мембранные органеллы клетки

10

«Строение и функции мембранных органелл клетки»

Таблица исследования

Биосинтез белков

10

«Ход процесса биосинтеза белков»

Схема

Наследственная изменчивость человека

10

«Генеалогический метод»

Схема родословной своей семьи

Развитие взглядов на эволюцию

11

«История развития эволюционных взглядов»

Презентация

Доказательства эволюции

11

«Группы доказательств эволюции и их характеристика»

Таблица исследования

Развитие представлений о возникновении жизни

11

«Основные гипотезы вопроса возникновения жизни на Земле»

Презентация

Круговорот химических элементов

11

«Круговорот углерода»

Схема

Оболочки Земли

11

«Экологические проблемы атмосферы»

Презентация

Оболочки Земли

11

«Охрана воды»

Экологический плакат

Каждый проект соотносится с определённой темой и может разрабатываться в течение одного или нескольких уроков.

В старших классах мои учащиеся работают над исследовательскими проектами. Часто их подготовка занимает несколько месяцев. Затем результаты таких проектов представляются на экологических конференциях различного уровня, региональных и всероссийских олимпиадах по экологии.

Примером может служить исследовательский проект на тему «Исследование воздушного бассейна участка улиц Гоголя и Боровой города Боровичи». Работа включает несколько этапов в соответствии с проектной технологией, положением и требованиями к оформлению исследовательского проекта.

1).Определение проблемы и вытекающих из нее целей и задач исследования.

  • Актуальность
  • Цель
  • Задачи
  • Объект исследования
  • Предмет исследования

2). Обсуждение методов исследования.

3). Проведение сбора данных.

4). Анализ полученных данных.

5). Оформление конечных результатов.

Конечные результаты были представлены в виде доклада и презентации.

6). Подведение итогов, корректировка, выводы, предложения.

Метод проектов помогает мне развивать интерес к изучаемым темам, способствует формированию исследовательских навыков, повышает мотивацию к предмету, что способствует повышению качества знаний.

Современный урок невозможен без использования ИКТ. Концепция модернизации Российского образования акцентирует внимание на необходимости формирования информационной компетентности, как одного из основных показателей качества образования. Чтобы добиться хороших успехов в обучении, нужно повышать интерес к своему предмету. Изучение в школе предмета "Биология" на вербальном уровне не создает правильного представления об изучаемых объектах и явлениях. Поэтому главной задачей учителя биологии является разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения. Учащиеся, применяя ИКТ, развивают свои творческие способности и повышают интенсивность умственной деятельности. Мультимедийные анимационные модели позволяют сформировать в сознании учащегося целостную картину биологического процесса, интерактивные модели дают возможность самостоятельно «конструировать» процесс, исправлять свои ошибки, самообучаться.

На своих уроках использую различные обучающие программы: видеофильмы, анимации, презентации, интерактивные тесты и модули. Это позволяет сделать урок более информативным, интересным, наглядным.

ИКТ-технологии применяю на различных этапах урока:

  • при объяснении нового материала в качестве интерактивной иллюстрации.
  • при организации исследовательской деятельности в форме лабораторных работ в сочетании с компьютерным и реальным экспериментом.
  • при повторении, закреплении и контроле знаний (тематические наборы тестовых заданий с автоматической проверкой, контрольно-диагностические тесты) на уровнях узнавания, понимания и применения;
  • при формулировании домашнего задания - подготовка презентации, реферата с использованием Интернета.

Большой интерес вызывает у учащихся поиск информации по заданной теме в Интернете. Школьники учатся критически осмысливать представленную информацию, сравнивать различные источники, отбирать достоверные факты. Ресурсы Интернета безграничны и мои ученики используют эту возможность при подготовке рефератов, докладов, создании проектно-исследовательских работ. На уроках и курсах внеурочной деятельности часто учащиеся готовят такие выступления по темам: «Вирусы», «Генетика и здоровье человека», «Курение враг человечества», «Бактериальные заболевания», «История развития эволюционных вглядов», «Растения различных семейств», «Общественные насекомые», «Новейшие методы селекции», «Трансгенные продукты - «за» и «против», и другие темы.

При подготовке к исследовательским работам мои учащиеся создают презентации по многим темам своих проектов:

  • «Исследование воздушного бассейна участка улиц Гоголя и Боровой города Боровичи»,
  • «Наблюдение за жизнью муравьиной семьи вида муравей-жнец в домашних условиях»,
  • «Распространение борщевика Сосновского в Боровичском районе»,
  • «Изучение экологического состояния детских спортивно-игровых площадок микрорайона улицы Сушанской и Софьи Перовской»,
  • «Изучение экологического состояния воды в реке Мста в районе городского пляжа г. Боровичи»,
  • «Влияние обстановки и микроклимата учебного помещения на самочувствие и успеваемость учащихся» и др.

Это позволяет моим ученикам защищать свои проекты на конференциях различного уровня.

Использование ИКТ на уроках биологии позволяет мне повышать мотивацию учащихся к обучению, улучшает качество знаний, повышает качество обучения предмету; отражает существенные стороны биологических объектов, выдвигает на передний план наиболее важные (с точки зрения учебных целей и задач) характеристики изучаемых объектов и явлений природы.

Постоянное использование технологического подхода в преподавании биологии помогает мне достигать высоких результатов в обучении. Каждый год в рамках Всероссийской олимпиады школьников мои ученики принимают участие в олимпиадах по биологии, экологии на разных уровнях; участвуют в международном игровом конкурсе по естествознанию «Человек и природа», муниципальных и региональных экологических конференциях. Участвуют очень успешно, постоянно занимают высокие места, являются неоднократными победителями и призёрами олимпиад и конференций различного уровня по биологии и экологии.

Литература

  1. Иванова Т.В., Бровкина Е.Т., Калинова Г.С. и др. Общая методика обучения биологии в школе. - М.: Дрофа, 2010.
  2. Леонтович А.В., Саввичев А.С. Исследовательская и проектная работа школьников. 5-11 классы. - М.: Вако, 2018.
  3. Ляшенко Н.В. и др. Биология. 6 - 11 классы: секреты эффективности современного урока. - Волгоград: Учитель, 2011.