Использование активных методов обучения в образовательном процессе

Разделы: Химия, Внеклассная работа, Дополнительное образование


Активная модель обучения предполагает применение методов, стимулирующих познавательную активность и самостоятельность обучающихся.

Активные методы обучения - это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности обучающихся в процессе освоения учебного материала. Активные методы обучения - очень гибкие методы, можно многие из них использовать с разными возрастными группами и в разных условиях.

Свой вклад в развитие активных методов обучения внесли А.Астахова, Л.Гурч, И.Дичковская, И.Я.Лернер, М.Леви.

С целью определения понятия «активные методы обучения» нами рассмотрены основные толкования.

Что касается понятия «метод», то существует более двухсот его определений, однако для учебно-воспитательного процесса, на наш взгляд, наиболее подходит такое определение: метод - это способ взаимодействия учителя и обучающихся, направленный на достижение поставленной цели.1

Рассматривая активность студентов мы согласны, что это интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и формирования знаний и навыков, умение их применять в конкретных ситуациях. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.2

Что касается познавательной активности, то это - стремление самостоятельно мыслить, находить свой подход к решению задачи (проблемы), желание самостоятельно получать знания, формировать критический подход к мнению других и независимость собственных мыслей.

Итак, непосредственное привлечение обучающихся к активной учебно-познавательной деятельности в ходе учебного процесса связано прежде всего с применением приемов и методов, получивших обобщенное название методы активного обучения.

А.М.Смолкин активным методам обучения дает такое определение: это способы активизации учебно-познавательной деятельности, которые побуждают к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но и его ученики.3

Методы активного обучения предусматривают использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на преподавание готовых знаний и их воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями в процессе активной познавательной деятельности.

Таким образом, опираясь на вышесказанное, можем сделать вывод, что активные методы обучения - это обучение деятельностью. Так, например, Л.С.Выготский отмечает, что обучение влечет за собой развитие, поскольку личность развивается в процессе деятельности. Именно в активной деятельности, которой руководит педагог, обучающиеся осваивают необходимые знания, умения и навыки; у них развиваются творческие способности и тому подобное. В основе активных методов лежит диалогическое общение как между педагогом и его учениками, так и между самими учениками. В процессе диалога развиваются коммуникативные способности, умение решать проблемы коллективно, и, что самое главное, развивается речь.

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить такие учебно-организационные задачи:4

  • упорядочивание процесса обучения действиям педагога;
  • обеспечение активному участию в учебной работе как подготовленных обучающихся, так и неподготовленных;
  • установление непосредственного контроля за процессом усвоения учебного материала.

Как показывает практика, использование активных методов обучения в образовательном процессе приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем привлечения их в активную учебно-познавательную деятельность; учебная информация переходит в личное знание студента.

Активное обучение представляет собой такую организацию и ведение учебного процесса, которая направлена на всестороннюю активизацию учебно-познавательной деятельности обучающихся с помощью широкого, желательно комплексного, использования как педагогических (дидактических), так и организационно-управленческих средств.5

Активное обучение имеет свои закономерности и особенности. Таким образом, активное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности, которая имеет цель - создать комфортные условия обучения, при которых каждый обучающийся чувствует свою успешность и интеллектуальную состоятельность.

М.Новик выделяет следующие отличительные особенности активного обучения:

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
  • достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной и эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия);
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых.6

Постоянное взаимодействие обучаемых и преподавателя с помощью прямых и обратных связей. Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения учебным материалом. Активное обучение предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности. Особенности активных методов обучения состоят в том, что в их основе заложено побуждение к практической и мыслительной деятельности, без которой нет движения вперед в овладении знаниями.

Появление и развитие активных методов обусловлено тем, что перед обучением встали новые задачи: не только дать обучающимся знания, но и обеспечить формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческого мышления, умений и навыков самостоятельного умственного труда.

Познавательная активность означает интеллектуально-эмоциональный отклик на процесс познания, стремление обучающихся к учению, к выполнению индивидуальных и общих заданий, интерес к деятельности преподавателя и других обучающихся. Познавательная активность проявляется и развивается в деятельности. Важнейшим средством активизации личности в обучении выступают активные формы и методы обучения.

Сравнение пассивных и активных подходов к обучению и восприятию информации показывает, что при преимущественно пассивной подаче материала обучаемые сохраняют в памяти:

  • 10 % того, что читают;
  • 20 % того, что слышат;
  • 30 % того, что видят;
  • 50 % того, что слышат и видят.

В то же время при активном восприятии информации обучающиеся удерживают в памяти: 80% того, что говорили сами;

  • 90 % того, что делали сами.

Наиболее эффективными активными методами обучения студентов первого курса на уроках являются:

  • нетрадиционное начало традиционного урока - эмоциональный настрой на урок (эпиграф, ребус, загадка, анаграмма);
  • постановка и решение проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций. Типы проблемных ситуаций, используемых на уроках: ситуация неожиданности; ситуация несоответствия; ситуация неопределенности; ситуация предположения; ситуация выбора;
  • организация релаксации и подведения итогов;
  • презентация учебного материала - использование информационных технологий, электронных учебных пособий и др.;
  • использование индуктивных и дедуктивных логических схем;
  • использование форм так называемого интерактивного обучения или их элементов: «метода проектов», «мозгового штурма», «интервьюирования различных персонажей», элементы - «изюминки»;
  • реализация личностно ориентированного и индивидуально - дифференцированного подхода к обучающимся, организация групповой деятельности студентов (работа в парах, в группах постоянного состава, в группах сменного состава) и самостоятельной работы детей;
  • нетрадиционные виды уроков: лекции, экскурсии, уроки-сказки, уроки-конференции, уроки-исследования, проектная деятельность и др.;
  • игры, игровые моменты (ролевые, имитационные, дидактические).

Методы активного обучения могут использоваться на различных этапах учебного процесса:

Первый этап - первичное овладение знаниями. Это могут быть проблемная лекция, эвристическая беседа, учебная дискуссия и тому подобное.

Второй этап - контроль знаний, умений и навыков (закрепление), могут быть использованы такие методы как коллективная мыслительная деятельность, тестирование и т.д.

Третий этап - формирование профессиональных умений и навыков на основе знаний и развитие творческих способностей, возможно использование моделируемого обучения, игровых и неигровых методов.7

Активные методы обучения при умелом применении позволяют решить такие учебно-организационные задачи: 8

  • упорядочивание процесса обучения действиям педагога;
  • обеспечение активному участию в учебной работе как подготовленных обучающихся, так и неподготовленных;
  • установление непосредственного контроля за процессом усвоения учебного материала.

Таким образом, использование активных методов обучения в образовательном процессе приводит к положительным результатам: они позволяют формировать знания, умения и навыки обучающихся путем привлечения их в активную учебно-познавательную деятельность; учебная информация переходит в личное знание студента.

  1. Cластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: Инновационная деятельность. - М.: Магистр, 1997. - С. 187.
  2. Психология и педагогика / Под ред. Абульхамовой К.А., Васиной Н.В., Лаптева Л.Г., Сластенина В.А. - М.: Совершенство, 1998. - С. 173-178.
  3. Смолкин А.М. Методы активного обучения / А.М.Смолкин. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 30.
  4. Норпулатова Х.А. Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.2. - С. 112-116. - Режим доступа: http://moluch.ru/archive/36/4140/.
  5. Дичковская И. М. Инновационные педагогические технологии: [учеб. пособие] / И.М.Дичковская. - М.: Академиздат, 2004. - С. 17.
  6. Вигман С., Мюллер В. «Нетрадиционные методики для образования взрослых». М: ЦИНО общества «Знание» России, 1998 г.
  7. Смолкин А.М. Методыактивного обучения / А.М.Смолкин. - М.: Высшая школа, 1991. - С. 41-43.
  8. Норпулатова Х.А. Активные методы обучения, направленные на развитие самостоятельного и творческого мышления студентов [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2012. - №1. Т.2. - С. 112-116. - Режим доступа: http://moluch.ru/archive/36/4140/.