Формирование словарного запаса у дошкольников с речевыми задержками

Разделы: Логопедия


В области коррекционной педагогики и логопедии, работы Серебряковой Н.В. занимают важное место в разработке методик по работе с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР). Особое внимание в ее подходах уделяется формированию словарного запаса у детей среднего дошкольного возраста.

Дети с ОНР имеют затруднения с освоением лексического материала, что в дальнейшем может оказывать влияние на развитие мышления, социальную адаптацию и учебную деятельность. Следовательно, актуальность методик, направленных на обогащение и активизацию словаря, неоспорима.

Методологические основы: Серебрякова Н.В. подчеркивает, что формирование словаря должно быть целенаправленным, систематизированным и комплексным. Она выделяет несколько этапов работы:

  1. Диагностика имеющегося словарного запаса и уровня речевого развития.
  2. Определение индивидуальной программы развития речи на базе выявленных недостатков.
  3. Расширение активного и пассивного словаря через разные виды речевой деятельности.
  4. Использование игровых методов и наглядности для привлечения интереса детей.
  5. Постепенное усложнение речевых заданий.

Конкретное содержание работы по словарю:

Работа по словарному запасу включает в себя:

  • Ознакомление с новыми словами в контексте (рассказы, описания, диалоги).
  • Игры на закрепление лексики (игры-драматизации, ассоциативные игры).
  • Работу со словообразованием и словосочетаниями.
  • Развитие фонематического восприятия.

Средства и приемы обучения. Важным аспектом является использование в обучении наглядных средств: картинок, предметных картин, иллюстраций. Педагог должен обеспечивать яркую, четкую вербализацию действий и предметов. Также в методиках Серебряковой акцентируется внимание на необходимости постоянного повторения и закрепления изученной лексики.

Роль родителей. Активное включение в процесс формирования словаря родителей позволяет достичь большей эффективности. Рекомендуется регулярное взаимодействие взрослых с ребенком, использование предложенной логопедом лексики в повседневной жизни.

Методика Серебряковой Н.В. предоставляет комплексный подход к обогащению словарного запаса дошкольников с ОНР. Она основана на диагностике, индивидуальном подходе, игровой форме обучения и тесном взаимодействии с родительским сообществом. Реализация этих принципов способствует успешному формированию лексической стороны речи, что является краеугольным камнем в развитии ребенка [2].

Р.И.Лалаева предлагает методику, которая включает в себя несколько основных аспектов: диагностику уровня речевого развития, поэтапное введение и закрепление лексики, использование наглядных средств и разнообразных игровых форм, а также развитие фонематического слуха и совершенствование фонетико-фонематической стороны речи [2].

Методы и техники:

  1. Диагностическое исследование: Оценка словарного запаса, грамматического строя и фонетико-фонематической стороны речи.
  2. Работа с лексикой: Отбор слова осуществляется по принципу жизненной важности для ребенка и наличия мотивационной составляющей.
  3. Визуальные средства: Применение картинок, предметных карт, тематических стендов, которые позволяют сопоставлять понятия с их изображениями.
  4. Игровые методы: Использование дидактических игр на закрепление лексики и расширение представлений о предметах.
  5. Развитие фонематического слуха: Эксплуатация различных упражнений и игр для усовершенствования восприятия и произношения звуков.
  6. Сотрудничество с родителями: Организация совместных занятий и предоставление рекомендаций для работы дома.

Применение методик Р.И.Лалаевой способствует полноценному включению ребенка в общение, обогащению его интеллектуального развития и социализации. Дети учатся не только узнавать и называть предметы, но и использовать слова в различных контекстах, что способствует формированию грамотной активной речи.

Труды Р.И.Лалаевой предоставляют обширную базу для разработки эффективных методик формирования словарного запаса у детей с ОНР. Индивидуальный подход, учет интересов ребенка, интеграция с игрой и взаимодействие с родителями являются ключевыми элементами успешной коррекционной работы в этом направлении.

Содержание и методика работы по формированию словарного запаса детей среднего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи, предложенные Филичевой Т.Б., исходят из комплексного подхода, основанного на использовании систематических занятий, направленных на поэтапное развитие речевых навыков. Целенаправленная работа с детьми, страдающими задержкой речевого развития, помогает существенно расширить их словарный запас и улучшить способности к общению [1].

Татьяна Борисовна Филичева акцентирует внимание на следующих аспектах:

  1. Диагностика: Оценка уровня развития речи ребенка - первый шаг в методике работы. Включает в себя анализ речевого развития, понимания ребенком общения и его способности к воспроизведению слов.
  2. Индивидуальный подход: Разработка индивидуальных программ, исходя из потребностей и возможностей каждого ребенка.
  3. Игровая форма обучения: Многие методики речевого развития основаны на играх, потому что игра - это естественная среда для ребенка, где он может спонтанно и весело изучать новые слова и понятия.
  4. Визуальные и тактильные средства: Использование предметных картинок, иллюстраций, реальных предметов способствует лучшему усвоению материала.
  5. Развитие фонематического слуха: Игры и упражнения, направленные на различение звуков и слогов, которые закладывают основу для дальнейшего изучения правильного произношения.
  6. Работа с родителями: Вовлечение родителей в процесс обучения, консультации и методические рекомендации, упор на ежедневное чтение детям.
  7. Словарные игры и упражнения: Использование специально разработанных игр и упражнений для обогащения словаря, развития грамматики и синтаксических навыков.
  8. Социокультурный контекст: Знакомство с праздниками, традициями, предметами культуры через тематические занятия для обогащения словаря ребенка.

Методика Филичевой предлагает поэтапное и последовательное введение и закрепление новых слов в контексте различных сфер жизни ребенка, учебной деятельности и игры, создавая тем самым основу для формирования живого, работоспособного словаря. Филичева подчеркивает важность не простого заучивания слов, а понимания их смысла и умения использовать в соответствующих ситуациях.

Ключ к успеху в методике Филичевой - в систематическом и последовательном подходе, где каждое занятие строится по принципу сложного взаимодействия ребенка с окружающим его социокультурным пространством. Это позволяет детям с общим недоразвитием речи не только обогащать свой словарный запас, но и успешно социализироваться в обществе.

Подходы к формированию словарного запаса дошкольников с речевыми нарушениями, предложенные Р.И.Лалаевой [2], Н.В.Серебряковой [2] и Т.Б.Филичёвой [1], имеют схожие цели, но различаются в методах и акцентах.

Р.И.Лалаева акцентирует внимание на важности создания благоприятной эмоциональной атмосферы и использования наглядно-образных средств обучения. Лалаева выделяет значимость игровых методов и работы с семантическими категориями слов. Подход подразумевает систематическое и последовательное введение новых слов через игры и практическое взаимодействие с окружающей средой.

Н.В.Серебрякова делает упор на сенсорном развитии и фонематическом слухе. Она предлагает методы, направленные на развитие слухового и зрительного восприятия, что важно для обучения чтению и письму. Серебрякова также подчеркивает значимость активизации словаря в речи ребенка через поэтапное увеличение его объема и включение в речевую практику.

Т.Б.Филичёва обращает внимание на социокультурный контекст и вовлечение родителей в процесс развития речи. Она описывает важность формирования представлений об окружающем мире и связывания слов с жизненными ситуациями, что способствует лучшему усвоению и пониманию материала. Филичёва акцентирует важность индивидуализированного подхода и использования разнообразных форм работы, включая сказкотерапию и драматизацию.

Выводы:

  1. Все три метода подчёркивают значимость развития словарного запаса через активное и многостороннее взаимодействие с ребенком.
  2. Р.И. Лалаева нацеливается на использование игры как средства обучения и эмоционального развития.
  3. Н.В. Серебрякова сосредотачивается на сенсорном развитии и фонематическом слухе.
  4. Т.Б. Филичёва вносит социокультурные аспекты и активное участие родителей в формирование речи.
  5. Несмотря на различия в методах, все подходы стремятся создать условия для активной языковой практики и социальной адаптации детей.

Литература

  1. Филичева Т.Б. Основы логопедии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов. по специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». / Т.Б.Филичева, Н.А.Чевелева, Г.В.Чиркина. - М.: Просвещение, 1989. - 223с.
  2. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). - СПб.: СОЮЗ, 1999. - 160 с; ил.