Задачник по естественнонаучной грамотности (биология). Комплект рабочих листов "Природа в науке"

Разделы: Биология, Внеклассная работа, Конкурс «Использование рабочих листов на уроке и дома»

Классы: 7, 8

Ключевые слова: естественнонаучная грамотность, рабочий лист


Пояснительная записка

Задания по формированию естественнонаучной грамотности по биологии представляют собой комплект рабочих листов "Природа в науке". Материалы пособия отражают информацию о растительном мире Мурманской области.

Разработанные задания предназначены для обучающихся 7-8 классов. При отборе заданий учитывалось содержание программы по предметам, типичные проблемы в усвоении определенных тем. Представлены следующие типы заданий: с выбором ответа, с кратким свободным ответом, задания на соответствия, разнообразные виды работы с текстом, задания с рисунками и таблицами.

Данный материал можно применять на любом этапе урока, а также во внеурочной деятельности по предметам. Задания являются практикоориентированными. Они направлены на повышение собственного уровня естественнонаучной грамотности учащихся.

Надеюсь, что подготовленные материалы окажут помощь учителям в понимании вопросов формирования и развития функциональной грамотности учащихся.


Рабочий лист 1

Дриада или «куропаточья трава»

Задание 1. Внимательно прочитайте текст.

Научное название куропаточьей травы - «дриада» - происходит от греческого слова drys - дуб. По верованиям древних греков дриады - это нимфы деревьев, обитающие в лесах, которые жили и умирали вместе с ними. Наша дриада - олицетворение красоты и грациозности этих древесных нимф.

Название же «куропаточья трава» растение получило от того, что его любят есть куропатки. Они прилетают в тундру ранней весной и уверенно находят под снегом дриаду. Дело в том, что в ее листьях содержится в 7 раз больше сахаров и в 27 раз больше различных масел, чем, например, в почках ивы - именно поэтому она выдерживает стужу и ледяной ветер.

Задание 2. Как вы думаете, почему у куропаточьей травы второе название дриада?

______________________________

Задание 3. Какой трофический уровень занимают куропатки?

1) первый трофический уровень
2) второй трофический уровень
3) третий трофический уровень
4) четвертый трофический уровень

Задание 4. Подумайте, почему содержание большого количества сахаров и масел помогает дриаде выдерживать стужу и ледяной ветер?

______________________________


Рабочий лист 2

Незабудка

Задание 1. Внимательно прочитайте текст.

В Мурманской области произрастает 7 видов: незабудка полевая, незабудка азиатская, незабудка дернистая, незабудка стелющаяся или холодная, незабудка мелкоцветковая (Myosotis micrantha), незабудка болотная, незабудка редкоцветковая.

Незабудка мелкоцветковая (Myosotis micrantha) - сорное растение с тонким стеблем продолговатыми листьями и мелкими светло-голубыми цветками. Встречается редко на полях, сухих полянах, песчаных берегах в подзоне средней тайги.

Незабудка полевая (Myosotis arvensis) - сорное растение с продолговато-ланцетовидными листьями и темно-голубыми цветками. Встречается на полях, у дорог, селений по берегам Кандалакшского залива.

Посмотрите на незабудку. Сладкий нектар растения, за которым охотятся насекомые, спрятан глубоко в центре цветка, но насекомые быстро его находят, поскольку есть знак, указывающий путь к нектару. В центре ее голубого венчика - ярко-желтое кольцо. Пчела устремляется прямо на него. Тычинки цветка окрашены в яркий цвет, отличный от цвета лепестков. Часто инстинкт подсказывает насекомому, что там, где тычинки, и надо искать вход в нектарники.

Задание 2. Рассмотрите внимательно рисунки и ответьте на вопрос - почему у растений часто центр цветка - желтый?

______________________________

Задание 3. Посмотрите на схему спектра восприятия цвета пчелой и человеком, найдите отличия.

______________________________

Задание 4. Рассмотрите фотографию незабудки, по описанию определите к какому виду относится.

______________________________


Рабочий лист 3

Клевер

Задание 1. Внимательно прочитайте текст.

Пчелы различают огромное количество самых разнообразных запахов. Когда пчела-разведчица приносит в улей добычу, обладающую определенным ароматом какого-то цветка, то все пчелы, запомнив аромат, устремляются из улья в поисках указанного разведчицей растения. Но пчелы не желают летать на красный клевер. Нектар в его цветке запрятан так глубоко, что пчеле трудно до него добраться. Клевер опыляют шмели, у которых хоботок подлиннее. Но шмелей немного. За сезон они не успевают опылить все цветки клевера. Поэтому осенью на клевере образуется мало семян, а следующей весной на лугах появляется мало молодых растений клевера. Между тем в этой траве содержится большое количество ценных питательных веществ, и чем больше будет клевера в сене, тем охотнее его съест скот. Значит, нужно заставить пчел опылять клевер.

Задание 2. Как можно заставить пчел опылять клевер?

______________________________

Задание 3. Изучите данные таблицы и ответьте на вопросы

1) Каких питательных веществ больше в зеленой массе группе культур, к которой относится клевер?

______________________________

2) Каких веществ больше в сене группе культур, к которой относится клевер по сравнению с зеленой массой?

______________________________

Задание 4. Рассмотрите рисунок цветка клевера и рисунок строения цветков бобовых растений, сделайте подписи частей цветка клевера

См. Комплект (15 шт.) рабочих листов "Природа в науке" в полном объеме