Подготовка к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы)

Разделы: История и обществознание

Класс: 9

Ключевые слова: ОГЭ по обществознанию


Презентация

Экзамен по обществознанию в 9 классе является самым массовым экзаменом уже на протяжении многих лет. В прошлом учебном году по России этот предмет сдавали более 830 тыс выпускников. Общая тенденция популярности сохраняется и в этом году. По городу эта цифра 2533 ученика, что составляет 56% от общего количества. Причем общая тенденция увеличения сохраняется (2% каждый год).

Традиционно предмет считается легким, во всяком случае, в 9 классе. Но результаты говорят о том, что это представление ошибочно: двойки есть и их количество растет. Уровень оценивания работ достаточно высок, ведь для того чтобы получить тройку нужно набрать минимум 14 баллов. Конечно, если ребенок сдает предмет осмысленно и в будущем собирается в профильный класс соответствующей направленности это не будет составлять особого труда. Но мы то с вами знаем, что часть выпускников сдает этот экзамен что называется на удачу, просто для того, чтобы получить аттестат. Вот это и есть самая рискованная часть учащихся.

В Сургутском естественно-научном лицее, не смотря на общую профилизацию традиционно большое количество выпускников 9 классов подают документы на социально - математический профиль. Успешно обучаются и сдают выпускные экзамены. В 2022-2023 учебном году из 110 выпускников обществознание в качестве ОГЭ сдавали 53 человека, что составило 48% от общего количества. Успеваемость составила 100 %, качество 75%. Средний балл по городу среди учебных заведений с углубленным изучением отдельных предметов - 62%, общий процент 44%.

Итак, с чего начинать.

ОГЭ по обществознанию длится три часа. Максимум за работу можно получить 37 первичных баллов. Их переводят в оценку по пятибалльной шкале.

Экзамен для 9 класса состоит из 24 заданий разного уровня сложности: 14 заданий базового уровня, 8 заданий повышенного уровня и 2 задания высокого уровня сложности.

В задания входят вопросы из шести основных разделов дисциплины:

  • человек и общество,
  • сфера духовной культуры,
  • сфера политики и социального управления,
  • социальная сфера,
  • экономика,
  • право.

Чтобы ознакомиться с составляющими экзамена, нужно внимательно изучить нормативные документы. Этому вопросу посвящаем отдельный урок или час дополнительного занятия. Найти их можно на сайте ФИПИ. Обращаем внимание на три важнейших документа: демоверсию, спецификацию и кодификатор. Документы были утверждены в ноябре 2023 года и размещены на сайте. Демоверсия - это образец варианта ОГЭ, который будет использоваться в текущем учебном году. Кодификатор - это перечень тем, знание которых проверяется на ОГЭ. Традиционно мы мало внимания уделяем Спецификации: а документ очень важный. Именно здесь дается характеристика умений и навыков, которыми необходимо овладеть выпускнику, чтобы успешно сдать экзамен. Кроме этого, интересен момент, связанный с ориентацией экзамена ОГЭ на будущее. В спецификации прямо указано, что большинство тем перекликаются с ЕГЭ по предмету, имея целью мотивировать именно тех выпускников, которые будут обучаться в профильных 10 классах.

Документом, с которым мы работаем непосредственно, является кодификатор. В варианте 2024 года произошла перегруппировка тем содержания курса, а также авторы указывают по программе какого класса можно ориентироваться при подготовке к экзамену.

Практика показывает, что наибольшие затруднения вызывают темы: Человек в экономических отношениях, Человек в политическом измерении, Гражданин и государство. Причем экономические темы изучаются в 8 классе. Считаю, что это создает существенные трудности для подготовки. Очень серьезную поддержку должны оказать курсы по финансовой грамотности, которые призваны формировать знания, практические умения и навыки в этом направлении. Вопросы банковских услуг (тема 4.11), страховых услуг (тема 4.12), экономические функции домохозяйств (тема 4.13) выделены отдельными блоками.

В 2020 году в структуру экзаменационной работы внесли изменения по сравнению с заданиями предыдущих лет, усилили аналитическую составляющую. По проекту экзамена ОГЭ-2024 изменений нет. Это облегчает нашу работу и дает возможность спокойно заниматься подготовкой учащихся.

Подготовка к ОГЭ по обществознанию подразумевает, что школьник учится:

  • анализировать практические ситуации,
  • рассуждать,
  • объяснять,
  • аргументировать,
  • выражать своё мнение с опорой на факты социальной жизни, личный опыт и школьные знания.

Шкала оценивания

  • 32-37 баллов - оценка «5»;
  • 24-31 балл - оценка «4»;
  • 14-23 балла - оценка «3»;
  • 0-13 баллов - оценка «2».

С течением времени задания в работе приобретают качественно новый смысл и значительно усложняются, хотя, казалось бы, темы остаются прежними, да и учебники тоже. Сегодняшний выпускник должен быть готов формулировать собственное мнение, анализировать информацию, сопоставлять статистические данные, развёрнуто аргументировать и строить логически связанные тексты. По нашим наблюдениям, задания с выбором ответа 2, 3, 7, 8, 10, 13, 16 и 17 не вызывают сложностей у выпускников, также, как и задание на установление соответствия - 15. В то же время задание 1 требует не только выбрать понятие, но и раскрыть его смысл. При подготовке к этому заданию исхожу из ситуации не заучивания определений терминов, а их понимания и умения выделять не менее двух существенных признаков. Задания 5, 6, 23, 24 требуют анализа и осознания написанного, умения формулировать собственное мнение, что вызывает затруднение у девятиклассников. Например, задание 6 было ориентировано на анализ ситуации с мошенниками и способами выхода из этой ситуации. Теперь выпускник должен уметь раскрыть и объяснить ситуацию, привести теоретически обоснованные доводы. Задание имеет практическую направленность, но часто требуют дополнительных знаний.

Например:

Задание № 6. В 2018 году рухнула финансовая пирамида «Кэшбери». Она имела офисы по всей стране, в нее вложили средства несколько десятков тысяч человек. Клиентам обещали доходность 500% годовых.

Какой признак финансовой пирамиды можно выявить на основе приведенных данных? Почему некоторые люди, несмотря на многочисленные разоблачения подобной деятельности, продолжают вкладывать свои средства в такие организации? (Укажите одну любую причину).

Дети, обычно, сразу указывают факт сверхдоходности. Но объяснить смысл правильного вопроса на второй вопрос вызывает сложности.

Ответ: надежда на то, что окажешься в этой пирамиде в числе первых, которым удается преумножить свои средства за счет взносов последующих вкладчиков.

Объяснение в курсе финансовой грамотности.

Еще один важный вопрос, правильность ответа на который имеет не малое значение для качественной подготовки к экзамену: какие учебные пособия можно использовать для этого? Думаю, что нужно рекомендовать, прежде всего, наши традиционные учебники (Л.Н.Боголюбова; О.А.Котовой, Т.Е.Лисковой). Часто родители спрашивают: есть ли смысл покупать сборники типовых вариантов экзаменационных заданий? Думаю можно, хотя при желании можно найти в Интернете.

Интерес представляют материалы, содержащие тематические тесты, отрабатывая которые можно на практике применять теоретические знания.

Работа с тренажерами позволяет установить определенные закономерности, выявить особенности формулировок как своеобразные подсказки для правильных ответов.

Например, задание № 4, которое часто вызывает затруднения не потому что не знаем теорию, а потому что не можем правильно прочитать задание.

Например:

Вопрос № 4. «Верны ли следующие суждения о социальных ценностях?
А. Ценности не изменяются с течением времени.
Б. Гуманизм как общественная ценность провозглашает человека высшей ценностью.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны».

Вопрос № 4. «Верны ли следующие суждения об инфляции?
А. Инфляция выражается в понижении покупательной способности денег.
Б. Повышение цены на товар во всех случаях является результатом инфляции.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны».

Вопрос № 4. «Верны ли следующие суждения о государстве?
А. В любом государстве существует система разделения властей.
Б. Государство обладает исключительным правом издавать законы.

1) верно только А;
2) верно только Б;
3) верны оба суждения;
4) оба суждения неверны».

Такие четкие формулировки, однозначность варианта ответа должны насторожить выпускника, ведь это показывает, что ответ неверен. Отработав данную подсказку, задания на верность суждений уже не будут вызывать ужас у выпускника.

Еще один вопрос, правильный ответить на который может помочь изменение формы ответа: задание № 19.

Пример: В одной латиноамериканской стране произошла социальная революция. В соседнем государстве были продолжены реформы в сфере экономики. Сравните две формы общественных преобразований, упомянутых в условии задания, - революцию и реформу.

Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства этих форм, а во вторую колонку - порядковые номера черт различия.

  1. Оказывает влияние на жизнь людей;
  2. Имеет определенные предпосылки;
  3. Проводится по инициативе власти;
  4. Ведет к полному разрыву с прошлым.

Предлагаю ребятам начертить табличку, которая поможет не ошибиться.

Революция Реформа

1

1

2

2

3

4

Обратите внимание, что таблица в таком формате дает четкое представление о чертах сходства и различия.

1234 - правильный ответ.

Задание 19. «Гражданин Д. должен был помочь товарищу, попавшему в сложную ситуацию. Но чтобы выполнить свои моральные обязательства, ему нужен был один день отпуска за свой счет, и с этой просьбой он решил обратиться к администрации. Вместе с тем гражданин Д. понимал, что согласно Трудовому кодексу представитель администрации может и отказать в его просьбе. Сравните два вида социальных норм, с которыми столкнулся гражданин Д.: моральные и правовые. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера, общие для обоих видов социальных норм, а во вторую колонку - порядковые номера, различающие социальные нормы.

  1. являются социальными регуляторами;
  2. защищаются государством;
  3. поддерживаются добровольно;
  4. упорядочивают жизнь людей.

Мораль

Право

1

1

2

3

4

4

Ответ: 1423.

Вторая часть ОГЭ представляет собой варианты свободных ответов. Нужно помнить, что план (задание 21) должен состоять из отдельных пунктов, количество которых обычно не бывает больше 5. При этом не обязательно количество совпадает с абзацами. Важно правильно выделить смысловые части и их озаглавить. Особенные затруднения вызывают у наших выпускников задания 23 и 24. И здесь существенную помощь может оказать информированность выпускников по вопросам общественно - политической жизни как современного общества, так и исторического прошлого. Поэтому рекомендую девятиклассникам выбрать для себя источники информации и быть в курсе событий.

Работа по подготовке к экзамену не может обойтись без прорешивания пробных вариантов, разбора ошибок и ликвидации пробелов в знаниях. Для более успешной работы использую специальные ведомости, которые формирую для каждого ученика. Ведомости распечатываются и по мере решения вариантов проставляются полученные баллы и отметки. Важным моментом является последняя колонка: подпись родителей. После каждого пробника в ведомость выставляются результаты и передаются родителям на подпись. На протяжении определенного времени становится понятно: какие задания и темы вызывают затруднения, где нужно подучить теорию, а где не хватает осведомленности и кругозора.

Результаты пробных вариантов ОГЭ по обществознанию. 2022-2023 уч. год. 9в класс.

Подготовка ребят к экзамену сложный трудоемкий процесс, требующий дополнительных занятий, времени на проверку и анализ, но это база, прежде всего для тех, кто собирается продолжить обучение в классе соответствующего профиля, а значит фундамент на будущее.