Формирование математической грамотности в начальной школе

Разделы: Математика

Классы: 1, 2, 3, 4

Ключевые слова: математическая грамотность


Функциональная грамотность - способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Под математической грамотностью понимается «способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».

Математическая грамотность младшего школьника как компонент функциональной грамотности трактуется как:

а) понимание необходимости математических знаний для учения и повседневной жизни

б) потребность и умение применять математику в повседневных (житейских) ситуациях: рассчитывать стоимость, массу, количество необходимого материала и т.д.

в) способность различать математические объекты, устанавливать математические отношения, зависимости, сравнивать, классифицировать.

г) совокупность умений: действовать по инструкции (алгоритму), решать учебные задачи, связанные с измерением, вычислениями, упорядочиванием, формулировать суждения с использованием математических терминов, знаков, свойств арифметических действий.

К инструментам формирования функциональной математической грамотности относятся:

1) Технология проектов

  • «Арабские цифры. Теории происхождения»
  • «Время. Измерение времени. Часы»
  • «Единицы измерения времени в разных странах в разное время»
  • «Задача одна - решений много»
  • «Математика в жизни человека» и действий.

2) Технология проблемного обучения

3) Работа с символическим текстом: диаграммами, таблицами, чертежами.

Важным аспектом в формировании функциональной математической грамотности младших школьников является формирование логической грамотности.

В 1-х и 2-х классах, обучение проводится по следующей тематике:

  • «Смысл слов: «и», «или», «все», «некоторые», «каждый»
  • «Прием сравнения, выделение свойств предметов».
  • «Прием сравнения, существенные и несущественные свойства».
  • «Высказывания» (истинные, ложные).
  • «Прием классификации».
  • «Прием анализа и синтеза».
  • «Прием обобщения».

На каждом уроке математики отводится 5-10 минут на работу с заданиями, развивающими логическое и абстрактное мышление. Применение приема классификации на уроках математики способствует формированию положительных мотивов в учебной деятельности, так как подобная работа содержит элементы игры и элементы поисковой деятельности, что повышает активность учащихся и обеспечивает самостоятельное выполнение работы.

Нестандартные задачи требуют повышенного внимания к анализу условия и построения цепочки взаимосвязанных логических рассуждений. Примеры таких задач, ответ на которые необходимо логически обосновать:

В коробке лежат 5 карандашей: 2 синих и 3 красных. Сколько карандашей надо взять из коробки, не заглядывая в не, чтобы среди них был хотя бы 1 красный карандаш?

Помочь в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал - одна из основных задач современной школы.

Комплекс заданий, способствующих развитию математической грамотности обучающихся 1 класса

Помоги Ивану-Царевичу разобраться, где какая жидкость.

Пообещала Баба-Яга дать Ивану-Царевичу живой воды и пояснила: «В бутылке, стакане, кувшине и банке находятся молоко, приворотное зелье, живая и мертвая вода. Мертвая вода и молоко не в бутылке, сосуд с приворотным зельем стоит между кувшином и сосудом с живой водой, в банке - не приворотное зелье и не мертвая вода. Стакан стоит около банки и сосуда с молоком. Выбирай!»

Комплекс заданий, способствующих развитию математической грамотности обучающихся 2 класса

Задания для развития математической речи при работе с числовыми упражнениями:

1) Соотнесение знаковой и словесной формулировки. Например:

5+8

14-5

7+4

К пяти прибавить восемь
Уменьшаемое четырнадцать вычитаемое 5
Сумма чисел семи и четырёх
Четырнадцать уменьшить на пять
Четыре плюс семь

2) Выражение 25-12 Артем прочитал так: «Из двадцать пять вычесть двенадцать». Прав ли он?

Образование культуры математической речи сводится к устранению грамматических и математических ошибок, подобных речевых недостатков, как неточность и скудность речи, употребление лишних слов, неверный порядок в предложении. На этом этапе работы по становлению речи достигается ясность и точность речи. Этого можно достичь с помощью следующих упражнений: упражнения на устранение грамматических и математических ошибок: устраните математические ошибки в тексте: «Чтобы обнаружить незнакомое число в выражении … +3 = 9, что нужно сделать?»; на вопрос педагога Максим ответил так: «При прибавлении к цифре 6 числа 3 будет 9». Какие ошибки допустил Максим?

Задания на устранение речевых недостатков можно подбирать такие же, как на уроках литературы, только использовать математический материал. Их можно использовать и на уроках математики, и на уроках русского языка, что упрочит межпредметные связи.

3) Для большего интереса учеников эти задания можно использованием как игровой момент. Например, эту игру назовём "Переводчик", т.к. действительно осуществляется перевод со словесной математической трактовки на символическую.

Прочитайте словесные формулировки числовых выражений. Запишите их с помощью цифр и знаков действий и найдите их значения.

К четырём прибавить два, а затем из суммы вычесть два.

К девяти прибавить один, а затем из суммы вычесть один.

Из семи вычесть четыре, а затем к разности прибавить четыре.

Из шести вычесть три, а затем к разности прибавить шесть.

Работа по этому заданию начинается с чтения предложений. Потом дети записывают их с помощью чисел и знаков действий и вычисляют.

4) Игра «Сюрпризный конверт»

  • 11-9
  • 12-8
  • 16-7
  • 8+7
  • 5+6
  • 9+4

Учащимся даётся задание записать данные числовые выражения в тетрадь и найти их значения. Затем из «сюрпризного конверта» дети достают карточку со словесными формулировками данных числовых выражений. Им необходимо отметить знаком «+» те формулировки, которые соответствуют данным числовым выражениям:

  1. Из одиннадцати вычесть девять.
  2. Сумма чисел восьми и семи.
  3. Первое слагаемое двенадцать второе слагаемое восемь.
  4. Число пять увеличить на шесть.
  5. Число шестнадцать уменьшить на семь.
  6. Четыре увеличить на девять.

5) Игра «Верно ли что?» Ребятам предлагается словесная формулировка высказывания, которую нужно перевести в знаковую форму, затем определить ложность данных высказываний.

  • двенадцать больше трёх на девять;
  • с восьми часов утра до пятнадцати часов того же дня прошло шесть часов;
  • сумма семи и восьми равна шестнадцать;
  • шестнадцать меньше семи.

6) На знание математических терминов, использовали следующий игровой момент:

1. Учитель или ученик называет часть слова (слага...) и бросает мяч. Другой ученик должен поймать мяч и дополнить слово (... емое).

2. Противоположные слова

Назвать слова, противоположные по значению.

  • Прямая -
  • Равенство -
  • Четное -
  • Много -
  • Сложение -

3. Опрокинутые слова

Ученикам предлагался комплект слов, в которых буквы перепутаны местами. Нужно восстановить типичный порядок слов.

Скажем:

  • УМАСМ - СУММА.
  • АЕМОСЛАГЕ (слагаемое).
  • ЧИТАВЫЕМОЕ (вычитаемое).
  • КРАТВАД (квадрат).
  • УГОТЬРЕНИК (треугольник).
  • РЕЗОТОК (отрезок).

4. «Терминологическая викторина»:

  1. Линия, которую невозможно свернуть? (прямая)
  2. Оценка плохого ученика? (два)
  3. Часть прямой, но не луч. (отрезок)
  4. Ребус: в букве О число 7. (восемь)
  5. Единица измерения длины, равная 100 см (метр)
  6. Прямоугольник, у которого все стороны равны. (квадрат)
  7. В треугольнике их 3. (углы)
  8. Инструмент школьника для измерения длины. (линейка)
  9. Форма Солнца, часов …. (круг)
  10. Результат сложения. (сумма)

5. Игра «Четное - нечетное»

Ученики работают в парах. Один называет четное число, другой нечетное и т.д.
Для образования и становления математических представлений, математической речи учащимся нужно предлагать упражнения на независимое составление сходственных заданий.

Словарная работа на уроках математики сводится к пониманию и знанию пояснять смысл математических терминов, усвоению их верного написания и образованию знаний составлять обстоятельное связное высказывание. С этой целью использую следующие задания:

Заданиена трактование значений математических терминов:

1) объясните смысл слов: уменьшаемое, вычитаемое, слагаемые;

2) математическое выражение (9 + 8) Слава прочитал: «9 плюс 8». Как ещё можно прочитать данное выражение? При составлении упражнений данного вида больше использую задания на использование терминов.

Задания на составление верных связных высказываний: прочитайте предложения, вставив пропущенные слова:

1) От … слагаемых … не меняется; чтобы к числу прибавить сумму, нужно к числу прибавить.. слагаемое, а потом к полученному итогу... второе слагаемое;

2) применяя данные слова и выражения, составьте известное вам правило: слагаемое, сумма, найти, вычесть, неизвестное, слагаемое, другое, чтобы, нужно, из.

Подобные задания возможно дать и для запоминания и усвоения других изучаемых правил.

Данные задания направлены на усвоение верной и точной формулировки правил и определений, если данные задания применять регулярно, то учащиеся лучше усваивают определенные правила.

Формированию умения работать над текстовой задачей. Учащиеся с точки зрения математической грамотности должны знать и понимать понятие «задача», из каких составляющих частей состоит задача (условие, вопрос), должны осознавать связь условия задачи и вопроса задачи. Для этого в работе можно использовать следующие задания:

  1. Решение задач различными способами.
  2. Представления ситуации, описанной в задаче.
  3. Самостоятельное составление задач учащимися.
  4. Решение задач с недостающими и избыточными данными.
  5. Изменение вопроса задачи.
  6. Использование приема сравнения задач.
  7. Изменение задачи так, чтобы она решалась другим действием.
  8. Решение обратных задач.
  9. Решение нестандартных задач.
  10. Решение комбинаторных задач.

Заключение

Важнейшей задачей математического образования является вооружение учащихся общими приемами мышления, пространственного воображения, развитие способности понимать смысл поставленной задачи, умение логично рассуждать, усвоить навыки алгоритмического мышления. Каждому важно научиться анализировать, отчетливо выражать свои мысли, а с другой стороны - развить воображение и интуицию (пространственное представление, способность предвидеть результат и предугадать путь решения). Именно математика предоставляет благоприятные возможности для воспитания воли, трудолюбия, настойчивости в преодолении трудностей, упорства в достижении целей.

Формула, раскрывающая принцип функциональной грамотности:

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ»