Конспект проведения лексико-грамматического логопедического занятия с элементами обучения грамоте в подготовительной логопедической группе детского сада. Тема «Звук и буква «Э»

Разделы: Логопедия


Программное содержание:

  • Развитие фонематического слуха, умения выкладывать слова из разрезной азбуки, читать их, проводить звуковой анализ слова.
  • Закрепить фонетическую характеристику звука Э, подбирать слова на заданный звук, делить слова на слоги.
  • Употребление относительных прилагательных.
  • Закрепление умений составлять предложения по сюжетной картинке, образовывать сложные слова.
  • Развитие психомоторики и координации движений.

Оборудование: символы звуков, разрезная азбука, рабочие конверты, демонстрационный материал

Ход занятий

Оргмомент. «Делай как я скажу»

Игра «Назови одежду»

  • Юбка их шелка-
  • Пижама из фланели-
  • Шуба из меха-
  • Пальто из драпа-
  • Брюки из вельвета-
  • Майка из трикотажа-
  • Куртка из кожи-
  • Рубашка из байки-
  • Платье из ситца-
  • Перчатки из шерсти-
  • Костюм для спорта-

Логопед: - Дети, с какой буквой и с каким звуком мы познакомились на этой неделе? (Звук и буква Э) Что мы знаем о звуке Э? (гласный, мы его поем, тянем, он звонкий, обозначается красным цветом). Дети подбирают слова на Э: экран, этаж, Эдик, экскаватор…

Логопед: - Дети, возьмите рабочие конверты, достаньте звуковые линейки, определите место звука Э в словах и обозначьте на звуковой линейке: Эмма, эхо, маэстро, каратэ, экран, дуэт, Эдик, каноэ.

Игра «Телеграфисты». Дети делят слова на слоги хлопками и выкладывают слоговые схемы: экран, этажи, эскалатор, эх, каратэ, Эдик, каноэ, эму. Назовите длинные и короткие слова.

ФКМ «Зайка беленький»

Зайка беленький сидит
И ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать,
Скок-скок, скок-скок,
Кто-то зайку напугал,
Зайка прыг... и ускакал.

Игра «Составь предложение»

Дети составляют предложения по сюжетным картинкам: Танечка качается на качелях. Рыбаки вытаскивают сети. Маша играет в мяч и т.д.

Дети из букв разрезной азбуки слова и выполняют звуко- буквенный анализ слов: ЭХ, ЭХО, ЭДИК, ЭСКИМО. Объясняют схему, читают слова и составляют предложения. Закрепление правила: сколько гласных в слове, столько и слогов. Гласные звуки-слогообразующие. Закрепление понятий - прямой и обратный слог. Логопед хвалит активных детей.

Итог занятия

О каком звуке сегодня говорили? В какие игры играли?

Игра «Назови слово» (образование сложных слов)

Мышей ловит- мышеловка
Сам летит-

Сам катит-

Снег падает-

Листья падают-

Сам варит-

Мусор возит-

овощи режет-

змей ловит-

птиц ловит-

мясо рубит-

газон косит-

вода падает-