Проект "Эти страшные «чудовища» – цветные полиэтиленовые пакеты"

Разделы: Работа с дошкольниками, Экология

Класс: д/с

Ключевые слова: проектная деятельность в ДОУ


Введение

Знаете, какой товар - самый продаваемый в мире? Полиэтиленовый пакет. В них заворачивают еду, лекарства, одежду, что-то для хозяйства. В магазине мы складываем покупки в пакет. С помощью полиэтиленового пакета легко и удобно хранить вещи, переносить любые товары. После использования возникает вопрос, что с ними делать дальше. Хранить их незачем - мешки отправляются в мусор.

Вроде бы логично, но не экологично: выброшенный на свалку пакет не разлагается больше 100 лет! Получается, что каждый мешочек, который вы однажды использовали, будет существовать еще много десятилетий. А теперь представьте: в год по всему миру используется около четырех триллионов пакетов. Их уже накопилось столько, что можно обернуть всю Землю, и даже не одним слоем.

Актуальность работы в том, что в наше время уделяется много внимания вопросу охраны окружающей среды. Очень часто в газетах и по телевидению мы слышим об экологических катастрофах, происходящих в мире. Но в наши дни ежегодно производятся и выбрасываются миллионы полиэтиленовых пакетов. Эти страшные «чудовища» - цветные полиэтиленовые пакеты. Они везде: под рукой, под ногой, на земле, в воде, как флаги болтаются на ветру. Я не хочу, чтобы так было, поэтому исследую данную проблему и по результатам исследования предложу свои варианты решения.

Цель работы: выяснить, чего больше, пользы или вреда от пластиковых пакетов для природы.

Задачи:

  • Провести опрос и анкетирование «Как часто люди покупают пакеты?», «Полезен или вреден пластиковый пакет?»
  • Изучить историю появления пластикового пакета
  • Исследовать свойства пластикового пакета с помощью опытов.
  • Выявить, какой вред наносит пакет природе, после своей службы и наметить пути решения проблемы засорения планеты пластиковым мусором.

Гипотеза: если я выясню, какими свойствами обладает пластиковый пакет, то смогу сделать вывод о его пользе или вреде для природы.

Объект исследования: пластиковый пакет.

Предмет исследования: свойства полиэтилена, влияние на окружающую среду.

Методы исследования: теоретические: сбор материала, обработка полученной информации; практические: опрос, анкетирование, проведение опытов, анализ.

Исследование состоит из трех частей.

В первой, теоретической части, мы рассматриваем историю происхождения, преимущества и недостатки использования полиэтиленовых пакетов, их губительного воздействия на экологию планеты.

Вторая часть - социологический опрос сотрудников детского сада «Дюймовочка», родителей детей моей группы, беседа с продавцом семейного магазина «Магнит», проведение опытов. Я попытаюсь выяснить, что происходит с пакетами после использования, каковы экологические знания по этому вопросу, насколько популярны полиэтиленовые пакеты в жизни людей.

Третья часть - экологический мониторинг, для выявления наиболее загрязненных территорий в микрорайоне школы и посещение городской свалки с целью наблюдения за организацией утилизации мусора и бытовых отходов.

1. Теоретическая часть

1.1. История появления полиэтиленового пакета

Полиэтиленовые пакеты придумал швед У.Гамильтон. Вначале это была только красивая упаковка товаров. Первый полиэтиленовый пакет появился в США в 1957 и это был простой фасовочный пакет, который использовали для упаковки хлеба. Полиэтиленовая фасовка быстро стала популярной, благодаря своим свойствам. В США начался полиэтиленовый бум, плавно перешедший в Европу. В 70-х годах появились первые пакеты с ручками и тогда уже Западная Европа производила 11,5 миллионов пакетов в год. А в начале 80х появился популярный ныне пакет «майка». В 1996 году полиэтиленовые пакеты заняли 80% рынка упаковки.

В нашей стране полиэтиленовые пакеты начали появляться в обиходе где-то в конце 50-х - начале 60-х годов. Его берегли, мыли, сушили и использовали многократно. И даже в наши дни некоторые люди стирают и моют пакеты, сушат на веревке. Увидев такое, иностранцы удивляются, так как в развитых странах это не принято.

Сегодня в мире, по самым приблизительным оценкам, используется очень много полиэтиленовых пакетов и сумок, но еще больше пакетов уже использовано и переполняет поистине вечные свалки.

1.2. Экологические проблемы, связанные с полиэтиленовыми пакетами

К недостаткам полиэтиленовых пакетов относят то, что они производятся из важнейших невосстанавливаемых природных ресурсов - газа, угля, нефти. Кроме того, они очень долговечны и с трудом разлагаются, что серьезно угрожает нашей экологии. Но в том-то и беда, что сослужив свою короткую службу и оказавшись в придорожной канаве, реке или на свалке, полиэтиленовый пакет остается там на многие десятилетия. Ни солнечные лучи, ни влага, ни природные микроорганизмы до сих пор не могут справиться до конца с первыми их образцами, как справляются они с бумажной упаковкой. Пакеты разлагаются до 500 лет.

При горении образуется один из самых ядовитых газов - угарный.

Брошенные пакеты разносятся ветром, забивая ливневые стоки и нарушая работу городских коммуникаций.

Катастрофический вред наносят пакеты живым организмам планеты. В год от пакетов умирает до 300 тысяч животных и до 1 миллиона птиц.

Рыба в море или корова на лугу заглатывает эти пузыри и погибает, поскольку у неё закупоривается пищеварительный тракт. Черепахи тоже в числе жертв - они, видимо, принимают пластиковые кульки за медуз.

1.3. Борьба с пластиковыми пакетами

В нашей стране не ведется подобной борьбы с полиэтиленовыми пакетами. Ведь стоимость полиэтиленовых пакетов во много раз ниже стоимости любой другой упаковки. И все же посчитаем.

Пакет стоит в среднем 5 руб (есть по стоимости 10 руб, 8 руб, 2 руб, 5 руб.) При ежедневном использовании мы тратим 150 руб в месяц, а в год 1800 руб. А бывает ходим в магазин и два и три раза в день и постоянно приобретаем пакет, следовательно тратим ещё больше. Когда слышишь такие суммы, то становится жалко отдавать в год более 2000 руб. только за пакеты.

Как бы ни было, проблема с полиэтиленом становится все серьезнее. И решать ее предстоит всем нам.

2. Практическая часть

2.1. Социологический опрос

1) Я провела социологический опрос сотрудников детского сада «Дюймовочка», родителей детей моей группы

В анкетировании принимали участие 25 человек.

Вопросы анкеты:

1. В повседневной жизни Вы часто используете полиэтиленовые пакеты?

а) часто
б) нет;

2. После использования пакетов Вы:

а) его выкидываете
в) оставляете для дальнейшего использования

3. Вы знаете о вреде который наносят экологии полиэтиленовые пакеты?

а) да
б) нет
в) знаю, но мне все равно

4. Вы готовы отказаться от использования пакетов?
а) да
б) нет.

Результаты анкетирования показали, что все 100% используют пакеты. После использования 12 человек выбрасывают, а 13 - оставляют пакеты для дальнейшего использования. (для мусора, повторно сходить в магазин, что-то положить и завернуть на хранение). О вреде, который наносят полиэтиленовые пакеты, знают 19 человек, знают, но им все равно 17 человек. А вот отказаться от использования пакетов согласились пока не многие, всего 8 человек. Мы видим, что люди еще не готовы к отказу от использования полиэтиленовых пакетов.

Чтобы установить количество полиэтиленовых пакетов, использованных для упаковки товаров и проданных покупателям города Ноябрьск, я обратилась к продавцу семейного магазина «Магнит». Она отметила, что полиэтиленовые пакеты очень популярны. Каждый второй из посетителей магазина ими пользуется. Уже появились в продаже бумажные пакеты, но они массовым спросом не пользуются. Наверное, из-за цены.

2.2. Опыты

1) Я решила проверить, действительно ли полиэтиленовый пакет имеет такой длительный период разложения. Конечно, я не могу ждать 500 лет, но проверить сведения я могу с помощью опытов.

Опыт 1. Положила кусочки полиэтиленового пакета и бумаги в стаканчики засыпала землей. Ежедневно поливала водой, чтобы почва была влажной. Через месяц проверила внешний вид и прочность кусочков.

Вывод: через месяц я увидела, что бумаги осталось очень мало и она в руках распадалась, а с полиэтиленовым кусочком ничего не произошло, потому что для разложения полиэтилена требуется гораздо больше времени.

2) Проверила с родителями как полиэтиленовые пакеты горят.

Опыт 2. Если полиэтилен в земле не разлагается то, может быть, полиэтиленовые пакеты безопаснее сжигать? Работа проводилась под чутким руководством моих родителей. Мы взяли использованные полиэтиленовые пакеты, сожгли их и понаблюдали за результатом. При сжигании мы почувствовали резкий неприятный запах и чёрный дым при его горении.

3) Я решила также проверить полиэтиленовый пакет на водонепроницаемость.

Опыт 3. Я наполнила полиэтиленовый и бумажный пакеты водой. Через 2 минуты бумажный пакет дал течь. Положила тетрадь в полиэтиленовый пакет, плотно завязали резинкой и поставили под струю воды на 10 минут. Тетрадь не промокла.

Вывод: полиэтиленовый пакет водонепроницаемый.

4) Полиэтилен - это прочный материал?

Опыт 4. В пакет «майку» поместили 10 кг картофеля. Пакет выдержал. Добавили 2 кг картофеля оторвались ручки. В пакет положили 8 учебников. Углы учебников порвали пакет.

Вывод: полиэтиленовый пакет «майка» выдерживает не более 10 кг, а острые предметы легко его разрывают и приводят в негодность.

2.3 Мониторинг

Я с папой и мамой посетили свалку мусора за городом. Мусор высыпали на территории, которая даже не огорожена. Ветер разносит бумагу, полиэтиленовые пакеты и другие легкие отходы. Вся степь вокруг в полиэтилене. Получается, что через некоторое время часть мусора вновь вернется в город.

Я убедилась, что ни сжигать, ни выбрасывать полиэтиленовые пакеты нельзя!

Куда же девать полиэтиленовые пакеты? Мусороперерабатывающего завода в нашем городе нет. Люди думают, что экологией должно заниматься правительство. Может они и правы, но я предлагаю начинать с себя.

Вот несколько конкретных дел, которые я вам предлагаю:

  1. Не выкидывайте пластиковые пакеты, которые всё же попали к вам - их можно использовать ещё раз, ведь из них можно делать различные предметы быта, поделки.
  2. Куда же девать полиэтиленовые пакеты? Завода, который перерабатывает мусор в нашем городе нет. Что же делать?

- Выход есть!!! Экосумка - это сумка, изготовленная из ткани. Это - маленький, но очень важный шаг на пути решения глобальной проблемы.

Заключение

На сегодняшний день страшным словом звучит - «экологическая катастрофа». Покупая полиэтиленовые пакеты и после выбрасывая их, мы тем самым засоряем окружающую среду. И вред, который мы ежедневно причиняем природе, огромен.

Цель исследования - привлечь внимание людей к экологической проблеме, связанной с губительным воздействием полиэтиленовых пакетов на окружающую среду. Главный экологический принцип - это использование многоразового, вместо одноразового. Я считаю, что цель моей работы достигнута не до конца. Пока есть люди, игнорирующие проблему полиэтилена, данная тема останется актуальной. Многие считают, что навели порядок в своём дворе, а куда вывезут или вынесут мусор - это уже их не касается. Вот и плодим мусор, превращая наш город в мусоросвалку.

Список литературы

  1. Незавитин А.Г., Петухов В.Л., Власенко А.Н. и др. «Проблемы экологии»,
  2. Новосибирск, «Наука», Википедия свободная энциклопедия
  3. [электронный ресурс] http://ru.wikipedia.org/
  4. http://www.paketprint.com.ru/
  5. www.killerkott.org Что же лучше: бумажный или полиэтиленовый пакет.