Нестандартные уроки в начальной школе (из опыта работы)

Разделы: Начальная школа

Ключевые слова: русский язык, глагол, Глагол как часть речи


В современной школе, на уроках очень часто приходится экспериментировать, искать новые подходы к подаче новых знаний. Уроками, с использованием интерактивной доски или панели уже никого не удивить. Дети привыкли к таким видам работ. В своей работе я стараюсь использовать простые, но интересные формы уроков. Эти формы уроков, я думаю, известны многим учителям. Я хочу поделиться своим опытом использования таких форм и видов уроков как урок - мини-суд и урок-расследование.

Эти виды уроков я использую как уроки обобщения пройденных тем, для закрепления и повторения изученного материала. Урок-суд и урок-расследование я использую на таких предметах как русский язык, математика, окружающий мир.

Прежде чем приступить к такому виду урока как урок-суд, я объясняю детям, как проходит судебный процесс и в чем заключается роль каждого участника этого процесса.

Цель таких уроков:

  1. Повторить, обобщить учебный материал по заданной тематике.
  2. Развивать логическое мышление.
  3. Совершенствовать умения анализировать информацию.

Как я провожу урок-суд.

  1. Класс разделяется на 3 группы6 обвинение, защита и свидетели. Роль судьи берет на себя учитель, он и является ведущим этого «судебного» процесса.
  2. На доску помещается «фото» обвиняемого.
  3. Детям объявляется «картина преступления» и начинается разбирательство.

Небольшой фрагмент урока-суда.

Урок русского языка. 3-4 класс. Итоговый урок по теме «Глагол»

Обвиняемый Глагол. На доску помещается (или выводится) изображение обвиняемого (это может быть картинка подростка-хулигана, причудливого существа и т.п.)

Вступительное слово судьи: Уважаемые участники суда, обвинение, защита, свидетели!

Сегодня у нас на скамье подсудимых находится Глагол.

Он совершил несколько преступлений: похитил, утаил, обманул.

А теперь он грустит, плачет и раскаивается. Но ведь еще вчера он радовался, смеялся, хулиганил.

Далее обвинение начинает задавать вопросы защитникам.

Где произошло преступление? Что делал преступник? и т.п.

Все ответы дети записывают в тетрадь и определяют грамматические признаки глаголов.

Потом обвинение задает вопросы свидетелям.

В конце урока дети приходят к выводу, что глагол не виноват и он важен в русском языке.

Другой вид нестандартных уроков - урок-расследование

Другой вид нестандартных уроков, который я провожу периодически, это урок-расследование.

Детям предлагается принять участие в расследовании загадочного дела. Пришло загадочное письмо, в котором не дописаны слова. Их необходимо найти по «приметам» и вставить в текст.

Задание.

Детям на доску вывожу окончания слов: -ый, -о, -а, -ет.

Начинаем расследование: определяем по окончаниям какая часть речи и после грамматические признаки этих частей речи.

Эти виды уроков всегда проходят оживленно, дети очень любят эти уроки, все дети вовлечены в работу.

При помощи таких учебных игр реализуется очень важный принцип современного образования: формирование положительной мотивации к обучению у детей и интереса к урокам. Эти виды нестандартных уроков хоть и являются больше игрой, но несут в себе положительный учебный настрой и социальную значимость для детей.